Описание картины владимира серова «ходоки у ленина»

Советская реалистическая живопись. владимир александрович серов — 14:07 — 02.11.2017

Выдающийся представитель и апологет искусства соцреализма, живописец и график, педагог. Последователь и пропагандист передвижников, социального содержания искусства. Действительный член Академии художеств (с 1954 года). Народный художник СССР (1958). Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Дважды лауреат Сталинской премии (1948 и 1951).

Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960 – 1968). Президент Академии Художеств СССР (1962 – 1968). Депутат Верховного Совета РСФСР (с 1958 года).

В 1927 – 1931 годах учился в Академии Художеств (Ленинградском институте пролетарского изобразительного искусства) в мастерской В.Е. Савинского, затем в аспирантуре института у И.И. Бродского.

Участник выставок с 1932 года. Автор ряда политических плакатов. Писал в основном произведения на историко-революционную тему, был мастером портрета, пейзажа, натюрморта. Создал большое количество работ, посвящённых В.И.

Ленину («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят» и др.). Исторические события интерпретировал в духе официальной советской историографии 1940 – 1960 годов. Создал иллюстрации к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948 – 1949), к роману Л.Н.

Толстого «Война и мир» (1951 – 1953), к сочинениям А.С.Пушкина, М.Горького, к другим произведениям отечественной литературы. Возглавляя Академию Художеств, боролся с проявлениями «сурового стиля».

Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, многих региональных музеях.

На родине Серова в селе Эммаус создан Мемориальный художественный дом-музей (открыт в 1980 году).

Владимир Александрович Серов — один из тех советских художников, в творчестве которых историко-революционная тема — великие деяния народа, утвердившего в ноябре 1917 года власть рабочих и крестьян, — стала генеральной темой. Она проходит через все этапы его творческого пути.

«Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, — писал художник, — было во всем этом то, что меня постоянно волновало, — это наш народ в больших событиях, в борьбе». Историко-революционная тема всегда партийна и глубоко современна. Именно так решает свои исторические произведения Серов, видящий тесную связь вчерашнего дня нашего государства с днем сегодняшним.

Партийность, народность, реализм — эти черты, определяющие сущность социалистического искусства, являются ведущими в творчестве Серова. В этом успех его творчества у массового зрителя, у народа, видящего в его картинах свою историю, свою жизнь. Уже в одной из первых работ — в картине «Приезд В. И.

Ленина в Петроград в 1917 году», написанной к двадцатилетию Советской власти, — художник запечатлел важнейшую страницу истории Советского государства. Партия и парод, народ как движущая сила истории — эта идея определила содержательность произведения, пафос его образов.

Картина была с успехом показана на крупнейшей выставке тех лет «Индустрия социализма» и на Международной выставке 1937 года в Париже.

В тридцатых годах Серов создает ряд работ на историко-революционные темы: «Взятие Зимнего», «Выступление В. И. Ленина на Первом Всероссийском съезде моряков», «В. И. Ленин в штабе Петроградского военного округа в 1917 году» и другие.

Эти картины, повествующие о героической борьбе народа, руководимого большевистской партией во главе с великим Лениным, решались как многофигурные композиции. Они знаменовали собой поиски новых форм советской исторической картины. В исканиях художника проявились тенденции, характерные для ряда советских живописцев, работавших над героическим образом нашей эпохи.

Это был путь преодоления иллюстративности и сухого документализма в решении сложной исторической темы. В этой теме образы народа, его вождей и героев раскрываются в действии, в живом переплетении судеб, характеров, страстей. Картины Серова были в русле общих устремлений советского искусства тех лет, уверенно прокладывавшего путь социалистического реализма.

Ленин провозглашает Советскую власть. 1947 г. Холст, масло. 159,5х125

Широкое признание получила картина Серова «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), удостоенная Сталинской премии. Сравнительно с предыдущими работами художника здесь достигнута большая композиционная цельность, концентрированность образа. Художнику удалось сказать главное — то, что выражено в самом названии картины.

Великий вождь с трибуны Второго Всероссийского съезда Советов возвещает народу о торжестве социалистической революции. Его речь находит горячий отклик в сердцах рабочих, солдат, матросов, крестьян, заполнивших актовый зал Смольного. Ленин показан в волевом порыве, его крепкая фигура устремлена вперед, во всем облике чувствуется непреодолимая сила, торжество справедливой победы революции.

Картина передает великое единство вождя пролетарской революции и народных масс, нерасторжимую связь партии и народа. На полотне показана только часть ярко освещенного зала Смольного, но кажется, что Ленина слушает весь восставший народ. И в этом — широкое звучание образа, доносящего до зрителя все величие исторического момента. В картине «Ходоки у В. И. Ленина» (1950, Центральный музей В. И.

Ленина, Москва), отмеченной Государственной премией СССР, великий вождь изображен в Смольном в первые послереволюционные дни тепло беседующим с крестьянскими ходоками, пришедшими за советом и помощью из далекой сельской глуши. Как и большинство других произведений художника, эту картину отличает точный, выразительный рисунок, завершенность и изящество языка живописи, колористическая гармония.

Созданная Серовым в 1950 году картина «Ходоки у В. И. Ленина», также удостоенная Сталинской премии, наметила в его творчестве новые пути в решении ленинской темы. Это произведение небольшого размера, носящее жанровый характер, отличается задушевной теплотой образов Владимира Ильича и пришедших к нему крестьян. Они показаны как близкие друг другу люди, объединенные великой целью.

Ходоки пришли поведать Ленину свои думы и заботы. Здесь Ленин — олицетворение народной власти, живое воплощение вождя нового, коммунистического типа, Его образ покоряет простотой и сердечностью. Значительными работами этой серии являются также картины «Ждут сигнала (Перед штурмом)» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И. Ленина» (1962 — 1964; все в ГТГ).

В картине «Зимний взят», написанной в 1954 году, Серов снова в рамках жанрового произведения решает большую историческую тему. Солдат и красногвардеец, несущие охрану дворца, показаны в минуты «перекура» на лестнице Зимнего, недавно взятого штурмом. Это короткий отдых перед новыми боями. Картина говорит о победе революции, о народе, ставшем вершителем своей судьбы.

В этой Серов глубоко раскрывает эпоху, дает проникновенную характеристику рядовых участников революции.

«Ходоки у В. И. Ленина» (1950)
Холст, масло. Центральный музей В. И. Ленина. Москва.

Народный художник СССР Владимир Александрович Серов детские годы провел в городе Весьегонске Тверской губернии (ныне Калининская область). Любовь и интерес к изобразительному искусству были у него столь сильными, что он уже с 6 лет всегда твердо говорил, что хочет стать художником. В 1927 г.

он поступил в Высший художественно-технический институт в Ленинграде. Уже со времени пребывания в институте и на протяжении всей своей жизни Серов всем своим творчеством утверждал жизненную правду, высокую идейность и реалистические традиции в искусстве, являясь ярким представителем искусства социалистического реализма.

В 1931 г. Серов в качестве дипломной работы пишет эскиз картины «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году» и в том же году поступает в аспирантуру Академии художеств, где его руководителем был И. И. Бродский. В 1933 г. Серов пишет картину «Сибирские партизаны» (Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского).

Вслед за тем одна за другой появляются его картины: «На Юденича» (1934), «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году» (1937; обе в Государственном музее Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград) и др.

Выразительны и многообразны по манере исполнения иллюстрации, созданные Серовым к поэме «Слово о полку Игореве», «Войне и миру» Л. Н. Толстого, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова и др.

Серов — художник-трибун, художник-борец.

Опираясь на великое реалистическое искусство прошлого, он выступал как подлинный художник-новатор, утверждавший в своем искусстве коммунистические идеалы. В 1962 — 1968 гг. Серов был президентом Академии художеств СССР.

В.И.Ленин провозглашает Советскую власть. 1962 г.

В картине «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» (вариант 1962, ГТГ), за которую художник был удостоен Государственной премии СССР, он изобразил залитый светом Актовый зал Смольного в ночь с 7 на 8 ноября 1917 г., когда в нем заседал II Всероссийский съезд Советов.

Это произведение, являющееся гимном в честь рождения нового общественного строя, раскрывает идею великого единства Ленина и народа. Когда разразилась Великая Отечественная война, Серов возглавил Ленинградский союз художников и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. Уже 26 июня 1941 г.

на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить!». Затем последовали картины «Балтийский десант» (1942, Центральный военно-морской музей, Ленинград), «Фашистское рабство» (1941 — 1942), «Прорыв блокады» (совместно с И. А. Серебряным и А. А.

Казанцевым, 1943; обе в ГРМ), «Расстрел («Этого мы никогда не забудем!» 1943, Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции, Ленинград).

Источник: http://kvistrel.su/news/sovetskaja_realisticheskaja_zhivopis/2017-11-02-3630

Серов Владимир Александрович (1910–1968)

Выдающийся советский живописец, график, педагог, администратор. Представитель и апологет искусства соцреализма. Член Союза художников СССР. Действительный член Академии художеств (с 1954 года). Народный художник СССР (1958).

Член-корреспондент Академии искусств ГДР. Дважды лауреат Сталинской премии (1948 и 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960–1968). Президент Академии Художеств СССР (1962–1968).

Депутат Верховного Совета РСФСР (с 1958 года).

Родился в селе Эммаус Тверской губернии. В годы тотальной разрухи, наступившей после Гражданской войны, он в небольшом тверском городке Весьегонске посещал студию бежавшего от голода из Петрограда художника Савелия Яковлевича Шлейфера.

В 1924 году будущий художник переезжает в Петроград и через три года подготовки становится студентом Академии художеств. В 1927–1931 годах учился в Академии Художеств (Ленинградском институте пролетарского изобразительного искусства) в мастерской В. Е. Савинского, затем в аспирантуре института у И. И. Бродского.

Участник выставок с 1932 года, экспонировал свои работы на выставке «20 лет РККА».

В 30-е годы выполнил ряд политических плакатов, эти агитационные работы, пожалуй, самые свободные в смысле формотворчества у художника: «Все силы на борьбу за высокий урожай!» (1930-е), «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934). Впоследствии В. Серов работал в жестких рамках соцреализма, не допуская даже малейшего отклонения от его канонов.

С самого начала творческого пути В. А. Серов, объектом своего творчества выбрал историческую, революционную картину и на протяжении всей жизни следовал этому правилу, создал значительное количество таких работ: «На Юденича», «Сибирские партизаны» (обе 1934), «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году» (1937), «Штаб Чапаева» (1938).

Во время Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941–1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков. Уже 26 июня 1941 года на улицах Ленинграда был расклеен плакат художника «Били, бьем и будем бить!».

Автор выразительных плакатов направленных на мобилизацию солдат и мирных жителей, на борьбу за освобождение блокадного Ленинграда: «Заменим!» (1941), «Защитим город Ленина!» (1941), «Вступайте в ряды народного ополчения!» (1941), «До полного разгрома врага!» (1943), «Только вперед!» (1943), «Мы отстояли Ленинград.

Читайте также:  Описание картины василия сурикова «автопортрет»

Мы восстановим его!» (1944); участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза.

В тяжелейшие годы блокады, помимо работы над серией военных плакатов и рисунков для газет, продолжал работать над большими картинами, создал несколько полотен посвящённых героизму советских солдат и моряков: «Ледовое побоище» (1942), «Балтийский десант» (1942), «Прорыв блокады 18 января 1943 года» (совместно с И. А. Серебряным и А. А. Казанцевым, 1943).

В послевоенные годы Серов писал в основном произведения на историко-революционную тему, портреты, пейзажи, натюрморты («Портрет матери», «Девочка с книгой», «Портрет жены», «Портрет дочери в розовом», «Маша», «Портрет балерины Н. В.

Красношвеевой», «Ждут сигнала» 1957, «Декрет о земле» 1957, «Рабочий» 1960). Создал большое количество работ, посвящённых историческим событиям связанных с В. И. Лениным («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят», «В. И. Ленин провозглашает Советскую власть» и другие).

Исторические события интерпретировал в духе официальной советской историографии 1940 – 1960 годов.

Занимался книжной иллюстрацией, неизменно выбирая произведения выдающихся классиков отечественной литературы. Ему принадлежат иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948–1949), к роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (1951–1953), к сочинениям А. С. Пушкина, М. Горького и к другим произведениям отечественной литературы.

В 1957–1962 годах создал очень интересную серию из десяти цветных темперных иллюстраций к «Слову о полку Игореве». Иллюстрации опубликованы вместе с текстом в 1963 году и позднее не переиздавалась.

В отличие от скупых черно-белых миниатюрных гравюр В. А. Фаворского, включенных в наборный текст, Серов наделил свои иллюстрации ярким колоритом и экспрессивностью.

Десять вклеек и обложка составляют самостоятельный рассказ о походе Игоря, почти независимый от текста.

Мало кто знает, что живописец Вл. Серов работал и как карикатурист, на острие его пера — знакомые и незнакомые лица, литературные персонажи, отрицательные типажи. В его мемориальном музее хранятся шаржи и юмористические рисунки.

Лауреат различных премий, награжден золотой медалью Министерства Культуры СССР и серебряной медалью Всемирной выставки в Брюсселе. Награждён двумя орденами Ленина и орденом Трудового Красноватого Знамени, многими медалями.

Владимир Серов в своей творческой и общественной деятельности являлся ярко выраженным представителем официальной государственной идеологии, семь лет возглавлял Академию Художеств. Непримиримый противник малейшего отхода от реалистических живописных традиций, сторонник консервативного соцреализма, негативно оценивая произведения ряда художников, боролся с проявлениями «сурового стиля».

В 1980 году на родине художника в селе Эммаус создан Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова. В Москве на Набережной Тараса Шевченко, на доме в котором в жил В. А. Серов, установлена мемориальная доска.

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее (ГРМ), Государственном центральном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Ростовском художественном музее, Музее им. И. И. Бродского в Бердянске, Пензенской областной картинной галерее им. К. А.

Савицкого, Тверском Чувашском государственном художественном музее, других региональных музеях.

Источник: http://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/138-serov-vladimir-aleksandrovich-1910-1968.html

Чекунов Иван Афанасьевич — Село Фоминки

Ходоки у Ленина

Картина Серова «Ходоки у Ленина». Известное полотно. Славу селу Фоминки Гороховецкого района Владимирской области принес как раз один из ходоков с картины — Иван Афанасьевич Чекунов.

Это рассказ о судьбе крестьянского ходока, который искренне верил во все хорошее.

Он и деньги на установку во Владимире памятника освободителю крестьян Александру II собирал, и обещавших землю крестьянам большевиков поддерживал.

И.А.Чекунов родился в 1861 году — в год отмены крепостного права. Тогда от князя Орлова, шефа жандармов и главного начальника III отделения, владевшего Фоминками, освободились 5723 ревизские души. Среди них и отец Чекунова.

Фоминки — село большое. Сегодня в центре его до сих пор стоит кирпичная постройка, образующих что-то вроде «торговых рядов». В одной из них, бок о бок с магазинами, теперь церковь.

Увы, в 1973 году, при советской власти, настоящий храм, ревностным прихожанином которого был самый знаменитый в российской истории лоббист, взорвали, чтобы выстроить на этом месте ресторан.

В романе «Тонкий человек» Некрасов вывел здешнего мужичка Потанина, который «с помощью здравого ума и знания среды» управлял вотчиной в 6 тысяч душ: «Правдой страшен, правдой силен! Да правдой же и люб!». Характеристика эта точно подходит и Чекунову.

Он был крепким хозяйственником. Во всех книгах он проходит как крестьянин. Однако в Фоминках Иван Афанасьевич владел не только домом с постройками и наделом земли, но и большим двухэтажным трактиром. В его трактире (11 окон по фасаду) подавали чай, калачи, водку, вино. А на закуску — щи, селедку и колбасу.

Пьяных, могучий хозяин не терпел и сам вышвыривал за дверь. После введения госмонополии на спиртное, переделал трактир под чайную Попечительства народной трезвости.

Предприимчивость буквально кипела в Чекунове. Вскоре он затевает новое дело — на земле, заброшенной за негодностью, создает общественное опытное поле.

Раскорчевывает вместе с мужиками запущенный участок, засевает. Чтобы купить инвентарь, закладывает в банке свою усадьбу. Прочитав в земледельческом журнале, как крестьяне помещицы Паниной, Петербургской губернии, перешли к севооборотам, пишет туда письмо с просьбой поделиться опытом.

И получает пространный ответ — бумагу, скрепленную подписью панинского старосты и печатью. Рожь и просо давали неслыханные урожаи, а мужики чесали затылки, но делали все по старинке…

В то далёкое время огромным бедствие Фоминок были пожары, уничтожавшие в иной год полсела. В 1898 году Иван Афанасьевич с братом Алексеем основали лучшую во Владимирской губернии добровольную пожарную дружину. После работы дружинники в чекуновском трактире пили чай, а по выходным проводили спевки на случай смотра.

Как писал в 1899 году журнал «Пожарное дело», она была поставлена на степень своего значения в течение первого же года и «хотя не богата средствами, но богата своей деятельностью и энергией». В команде насчитывалось до 150 дружинников. В 1901 году было построено кирпичное здание пожарного депо с наблюдательной вышкой.

Из «Книга для отметок о действиях, учениях, смотрах и разных событиях Фоминской волостной пожарной дружины», мы узнаём, что на первом же собрании охотники дружины нашли нужным зачислить в члены-жертвователи «пожизненно» Ивана Афанасьевича Чекунова. В отреставрированном здании с высокой каланчой до сих пор квартируют пожарные Фоминок.

В 1906 году — член партии Народной свободы. В 1908 году стал делегатом I съезда кооператоров. За такую активность был удостоен отповеди от самого губернатора. В 1910 году — земский гласный от Фоминской волости, председатель Фоминского сельскохозяйственного общества.

  С 1917 года активно сотрудничал в газетах «Голос Народа» (Владимир), «Трудящаяся Беднота» (орган исполкомов Ковровского, Гороховецкого и Владимирского уездов).

Чекунов был опытным ходоком — до революции лично спрашивал насчет реформ у Столыпина и Керенского. Иван Афанасьевич ездил к ним, но сведений о тех разговорах в архивах не осталось. Да и самому ходоку об этом вспоминать стало опасно. «Трудовой крестьянин» действительно интересовался политикой. Еще при царе выступал на сходах, печатался в либеральном «Думском листке».

Его упреки в адрес тогдашних олигархов актуальны и сегодня: «Вы все забрали в свои цепкие руки.

Где золото, добываемое руками русских трудовых людей? Кто владеет Сахалином, нефтяными источниками в Баку и всеми богатствами страны? Мы видим, что вы, пользуясь безответственностью власти, открыли в стране лавочку и все, что было у нас ценного, распродали, и деньги за границей прожили».

К Ленину Чекунов ходил трижды. Ивана Чекунова Ленин приметил еще в 1919 году. Они говорили о положении на фронтах. Вождю был нужен самородок-пропагандист. Такому, как Иван, православному и беспартийному мужики больше доверяли. Еще одна встреча состоялась 28 февраля 1921 года.

Он вручил тогда вождю протокол общего собрания граждан села Фоминки, где излагались соображения по взиманию мясного налога. Тогда в Фоминках разрешалось держать корову на пятерых едоков. Все, что сверх, забирали продотряды. Выращивать скот было невыгодно, к тому же без удобрений, навоза оказывались угодья.

Вот Чекунов и спрашивал: нельзя ли изменить положение? Ленин понимающе щурится, но отвечает: — Напишите, как надо, обо всем в «Бедноту», вы активный сотрудник газеты… «Я и рад бы, — будто бы ответил Иван Афанасьевич, — да потерял в дорожной сутолоке очки. А на рынке купил очень плохие.” Ильич живо написал записку наркому здравоохранения Н.А.

Семашко: «У меня сидит Иван Афанасьевич Чекунов, очень интересный трудовой крестьянин, по-своему пропагандирующий основы коммунизма. Он потерял очки, заплатил на рынке за дрянь 15000 руб.! Очень прошу помочь и попросить секретаря Вашего сообщить мне, удалось ли?». Фотокопия этого текста и сегодня выставлена в витрине московского музея Ленина.

После встречи с ходоком в 1921-м Ильич составил план особых «троек», чтобы вовлечь крепких крестьян в Советы. Он дал указание тогдашним политтехнологам: «Пусть привезут из Симбирской губернии беспартийного крестьянина, пожилого русского земледельца. Лучше тройка: Чекунов + сибиряк + один из нехлебной губернии».

— Вот за таких людей нам надо изо всех сил уцепиться для восстановления доверия массы крестьян, — наставлял Ленин правительство. — Необходимо сейчас же «захватить», т.е.

втянуть к нам в работу Чекунова! И добавлял с досадой: — Старик со светлой головой, а не в партии из-за религиозных убеждений!

Верил в Бога, но когда фоминский священник призвал спасать Родину от большевиков, Иван собрал 63 подписи верующих под заявлением «Родина не погибает» во владимирскую газету «Голос народа». И тот же Чекунов протестовал против сноса памятника Александру II во Владимире, в установке которого когда-то участвовал.

Неудивительно, что вскоре на Чекунова пошли доносы. Вспомнили и Столыпина с Керенским, и памятник государю.

Приплели даже историю с очками: мол, самому Ленину «очки втирал»! Своего корреспондента выручила газета «Беднота» — опубликовала в защиту несколько заметок, деятельность его одобрил сельский сход, и «общественная безупречность тов. Чекунова полностью выяснена». Чекунов переехал в Москву.

Его приглашают на заседания Госплана, он становится членом коллегии Наркомзема, где участвует в разборе крестьянских дел и уже к нему идут ходоки со всей России. Но когда «свой человек в Кремле» обратился к Калинину с просьбой умерить поборы с фоминцев, то получил в ответ: «Не время, в Поволжье люди и вовсе умирают!».

На закате жизни Иван Афанасьевич стал журналистом, завотделом писем в «Крестьянской газете». В «Правде», «Бедноте», «Известиях» он объясняет передовые методы ведения хозяйства превращающимся в колхозников крестьянам.

Упокоился неуемный русский человек, на которого всю жизнь клеили ярлыки «кабатчик», «трудяга», «маркобес», «экспериментатор» и «ленинский ходок», в первые дни 1929 года на московском Даниловском кладбище. 4 июля 1978 году в доме Чекунова был открыт мемориальный музей.

Читайте также:  Описание картины николая ге «саул у аэндорской волшебницы»

Собранные там предметы быта, мебель, фотографии дают реальное представление о старой России. Правда, Музей Чекунова был небогат экспонатами, и посещался в основном школьниками да ветеранами.

Почти через 30 лет после его смерти, в марте 1960 года в Фоминках было сломано построенное им здание трактира, в котором после пожара в школе учились фоминские дети. А еще через 40 лет дом-музей Чекунова, на улице его же имени, в родном селе, отдали под жилье священнику…

Источник: http://xn--h1aafggd5b.xn--p1ai/?page_id=147

Владимир Александрович Серов — Биография художника, известные произведения, выставки

Живописец и график, нар. худ. СССР (1958), академик АХ СССР (1954). Член ВКП (б) с 1942. Окончил ленингр. АХ (1931), в 1933−42 преподавал там же. В годы войны пред. ЛО СХ СССР, в 1941−43 находился в блокадном городе. С 1957 жил и работал в Москве. В 1960−68 1-ый секр. СХ РСФСР. Президент А. Х. СССР (1962−68). Картины на ист.-рев.

и военные темы «Сибирские партизаны» (1933), «На Юденича» (1934), «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 г.» (1937), «Балтийский десант» (1942), «Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Ходоки у Ленина» (1950), «Зимний взят» (1954), «Ждут сигнала (Перед штурмом)» (1957), «Декрет о мире» (1957), «С Лениным» (1961), портреты, пейзажи, полит. плакаты, кн. илл. и др.

работы. Лауреат Ст. пр. (1948, 1951).

[8 (21).7.1910, с. Эммаус, ныне Калининской области, — 19.1.1968, Москва].

Советский живописец и график, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Член КПСС с 1942.

Учился в ленинградской АХ у В. Е. Савинского (1927−31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931−1933).

Преподавал в ленинградской АХ (1933−1942). 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР (1960−68). Президент А. Х. СССР (1962−68).

Оставаясь в период блокады Ленинграда 1941−43 на посту председателя Ленинградского отделения Союза советских художников, активно участвовал в обороне города и мобилизации художников на борьбу с врагом (маскировка объектов, создание плакатов и листовок).

Серов работал преимущественно в области историко-революционной живописи, создавая произведения, отмеченные идейной целеустремленностью, ясностью композиции и чёткостью рисунка («В. И.

Ленин провозглашает Советскую власть», 1947, КНР, вариант — 1962, Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1948; «Ходоки у В. И. Ленина», 1950, Центральный музей В. И.

Ленина, Москва, Государственная премия СССР, 1951; «Зимний взят», 1954; «Декрет о мире», «Декрет о земле», обе — 1957, Третьяковская галерея).

Серов выступал также как автор портретов (портреты участников боев под Ленинградом, 1942−44, Русский музей, Ленинград, и другие музеи), пейзажей [«Горки Ленинские (Зимний день)», 1953, Костромская областная картинная галерея], плакатов («Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!», хромолитография, 1944), книжных иллюстраций (к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», чёрный карандаш, соус, гуашь, 1948−49, к роману Л. Н. Толстого «Война и мир», преимущественно темпера, 1951−53).

Член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Источник: https://artchive.ru/artists/26372~Vladimir_Aleksandrovich_Serov

Ходоки у Ленина — зачем они пришли к нему, сколько их было?

Ходоки — это старинная форма поиска правды крестьянами дальних (но не самых конечно дальних) на самом верху, когда противоречия на местах заходят в тупик и решение важного вопроса зависает надолга.

Известно например, что в в апреле 1817 года ходоки от села Репьёвка Воронежской области, где конфликт с помещиком достиг определённого предела с гибелью крестьян и издевательсвами над ними, добрались до царского села и сумели передать «эстофетою в собственные руки» прошение самому Александру Первому. Правда ответа от императора не дождались, но пробили вопрос через Сенат.

В Троице-Хлавицкой волости Псковской области крестьяне недовольные ходом «огосударствления» в 1826 году направили ходоков в столицу империи, которые «выследили» самого царя, и когда он 13 декабря выходил со свитой из манежа, подали ему просьбу. В присутствии Николая I дежурный генерал-адъютант принял обпащение.

Из Ставрополья в 1849 году ходоки два года пробивались к царю и наконец во время парада бросились в ноги государю-императору Николаю II с прошением об отчаянии жителей станицы Воронцовской.Прошение не передали, но прокричали свои беды.

были отправлены в Петропавловскую крепость. Через трое суток вопрос решился. Ставропольскому губернатору велели компенсировать потери крестьян в связи с уничтожением скота.

В благодарность за это царское распоряжение воронцовские крестьяне прибавили к названию своего села еще и слово «Николаевское».

Ходоки ходили и дальних губерниях, но к своим «буграм» в Туркестане к эмиру Бухарскому и Туркестанскому генерал-губернатору. В 1883 году 10 ходоков из вилайета Наразы ходили жаловаться эмиру на неправильное составление пайгиров и на отказ правителя Абдаррахим-бека бия показать налоговые дафтары, чтобы сличить их с исполнительными листами.

К Ленину тоже тянулись ходоки. Об этом есть воспоминания Марии Скрыпник, одной из секретарей Совнаркома. В основном происходило это сразу после революции в связи с тем. что лозунг «Земля — крестьянам!» был не достаточно подкреплён подзаконными актами и многое было непонятно. Ехали и шли из самых глухих деревушек Рязанской, Курской, Киевской и других губерний.

К чести Ильича принимал он всех, поил чает, беседовал, разъяснял, давал справки. Уезжали все довольные общением, приёмом ласковостью, но тем не менее вопрос с землёй затянулся на долгие годы. Было их достаточно много, но не думаю, что тысячи. Так две-три сотни. Больше Председатель Правительства физически не смог бы принять. Да и Гражданская война началась.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2702192-hodoki-u-lenina-zachem-oni-prishli-k-nemu-skolko-ih-bylo.html

Каким на самом деле был художник Владимир Серов, рисовавший Ленина

Владимир Серов, настоящая фамилия которого Раппопорт, был успешным советским художником. Имел множество регалий — две Сталинские премии, ордена, звание Народного, членство в Академии художеств СССР, пост президента всесоюзной Академии художеств.

Реклама

Он родился в Эммаусе, недалеко от Твери, в 1910 году в семье учителей и доме деда-священника Ильи Успенского. С детства знал, что станет художником.

«Мучительный для многих выбор профессии был определен мною очень рано, — вспоминал Серов, — и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было».

Первым его учителем стал Савелий Шлейфер, участник знаменитых выставок «Бубнового валета» и «Голубой розы» — первая группа объединяла лучших авангардистов своего времени, вторая — символистов.

Позднее Серов учился в ленинградском Институте пролетарских изобразительных искусств, по окончании которого поступил в аспирантуру Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Владимир Серов«Зимний взят», 1954

Ленина и революции в его жизни было много. Даже слишком. Первый портрет вождя будущий художник, сын родителей-революционеров, нарисовал в 5 лет.

Этой теме Серов оставался верен всю жизнь — лениниана сделала его знаменитым, номенклатурным и востребованным. «Приезд Ленина в Петроград в 1917 году» (дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти, 1937), «Ходоки у Ленина» (1950), «В. И.

Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И.

Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) — большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией.

Некоторые из работ — например, хрестоматийные «Ходоки у Ленина» — в свое время попали во все школьные учебники. Правда, сами школьники об этом вспоминать не любят.

«Если внимательно посмотреть все, что я создал за свою жизнь, было во всем этом то, что меня постоянно волновало, – это наш народ в больших событиях, в борьбе», — говорил о своем творчестве художник.

Владимир Серов«Верные долгу и чести», 1941

Во время войны Серов возглавил Ленинградский союз художников и стал одним из активистов «Боевого карандаша» — в это объединение входили художники, выпускавшие агитационные, политические плакаты и сатирические рисунки. Особенно популярными были плакаты, высмеивающие фашистов.

Среди самых знаменитых плакатных работ Серова — «Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма» (1934); «Все силы на борьбу за высокий урожай!» (1930-е), «Заменим!» (1941); «Защитим город Ленина» (1941); «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!» (1944). А его плакат «Били, бьем и будем бить!» 26 июня 1941 года был расклеен на улицах Ленинграда.

Не менее яростно позднее сражался Серов с коллегами — став президентом Академии художеств, он громил и критиковал художников-шестидесятников, чей стиль не соответствовал нормам официальной пропаганды.

Владимир Серов«Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Иллюстрация к «Слову о полке Игореве» , 1957-1962

Лениниана затмила и оставила в тени другого Серова — талантливого пейзажиста, портретиста, графика, иллюстратора и рисовальщика. Серов иллюстрировал поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Войну и мир» Толстого, сказки Ершова, книги Пушкина, Горького и многих других писателей. В конце 50-х художник создал очень интересную серию цветных иллюстраций к «Слову о полку Игореве».

Именно неофициальные работы открывают Серова с новой стороны и востребованы сейчас среди коллекционеров.

Владимир Серов«В театре. Знакомство Наташи и Анатоля». Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», 1951-1953

Произведения художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее и региональных коллекциях.

Владимир СеровСлева: «Гурзуф.Лодочный причал» (1964). Справа: «Портрет дочери в розовом» (1959)

Владимир Серов умер 19 января 1968 года. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище. В 1980 году на родине художника, в Эммаусе, открылся его дом-музей.

Источник: https://surfingbird.ru/surf/kakim-na-samom-dele-byl-hudozhnik-vladimir-serov—5BQoE4b9E

Владимир Серов Художник Картины

Советский художник Владимир Серов написал целую серию картин, посвященных вождю союзных республик – В. И.

Тверская областная картинная галерея

Народный художник СССР. Серов выступал также как портретист, пейзажист, автор плакатов (Мы отстояли Ленинград. Учился в петербургской Академии художеств у В. Е. Савинского (1927-31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931-33) преподавал там же (1933-42).

Впоследствии панно оказалось в Русском музее, где было законсервировано. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Но изучив холст, задумались, возможно ли сделать это в принципе.

Валентин Александрович Серов – прославленный русский художник и график, вошел в историю как изумительный мастер портретного жанра, автор бессмертного произведения «Девочка с персиками».

Как рассказал Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX – начала XX века Русского музея, это огромное (примерно 6 на 7 метров) было написано Валентином Серовым и Константином Коровиным для костромской церкви. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции.

Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Мы восстановим его. Очень достоверно передана обстановка комнаты. Радость беспричинная.

Каким на самом деле был художник Владимир Серов, рисовавший Ленина

в зеркале у края холста). Машков и др. Так Серов оказался учеником художественной студии Савелия Яковлевича Шлейфера.

Читайте также:  Описание картины ивана шишкина «корабельный лес»

Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. И. И. Бродского в Бердянске, Пензенской областной картинной галерее им. Ему также принадлежат иллюстрации к произведениям отечественных классиков: поэме Н. А.

Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (черный карандаш, соус, гуашь, 1948—1949), роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (преимущественно темпера, 1951—1953), А. С. Пушкина, М. Горького и др. В 1980 году на родине художника в селе Эммаус создан Мемориальный художественный дом-музей Владимира Александровича Серова.

Создал большое количество работ, посвящённых историческим событиям связанных с В. И. Лениным («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят», «В. Серов Владимир Александрович (1910-1968), советский художник и график. Народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Выступал как портретист, пейзажист, автор плакатов (Мы отстояли Ленинград.

Его картины «Штурм зимнего дворца», «Ледовое побоище» являются отражением реальных событий из истории страны.

Саянова», «Автопортрет периода блокады Ленинграда»), пейзажи («Поля Подмосковья»). Это наполняет картину теплом домашнего уюта. В 1932—1933 учился в аспирантуре ЛИЖСА при Всероссийской Академии художеств у Исаака Бродского.

Толстого «Война и мир» (1951-1953). Участник выставок с 1932 г. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, многих региональных музеях. Действительный член Академии Художеств. Большего контраста невозможно придумать. И. Е.

Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга. Лауреат Государственных премий 1948 и 1951 гг. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.

Первый секретарь правления СХ РСФСР (1960-68).

Решено было не трогать, чтобы не навредить, уж очень велики утраты. Учился в ленинградской АХ у В. Е. Савинского (1927-31), в аспирантуре у И. И. Бродского (1931-33). В Костромской музей его передали в руинном состоянии. Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Преподавал в ленинградской Академии художеств (1933—1942). Серов создал большое количество работ, посвященных В. И.

Эхо времени в картинах Владимира Серова

Серов – коммунист наиболее ярко проявляется в плакатах, призывающих народ к единению и выполнению общего долга («Заменим. », «Овладевай техникой, будь в первых рядах строительства социализма»).

Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты.

Валентин Серов родился в 1865 году в семье талантливого композитора известного музыкального критика, Александра Николаевича Серова и его ученицы, пианистки Валентины Семеновны Серовой (в девичестве Бергман).

«Приезд Ленина в Петроград в 1917 году» (дипломная работа, написанная к 20-летию советской власти, 1937), «Ходоки у Ленина» (1950), «В. Серов В. А. — автор ряда политических плакатов («Овладевай техникой, будь в первых рядах строителей социализма», 1934 «Заменим.

», 1941 «Защитим город Ленина», 1941 «Мы отстояли Ленинград. Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде.

В годы гонений на церковь оно было скатано в рулон, долгое время хранилось в неподобающих условиях.

Мы восстановим его. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств. Советский художник Владимир Серов родился 21 июля 1910 года.

Во время Великой Отечественной войны Владимир Серов возглавил Ленинградский Союз художников (1941 – 1948) и направил всю его работу на военно-политическую агитацию против фашистских захватчиков.

На этом фоне сияющее великолепие живописи Серова, легкие, воздушные тона, пронизанные солнечным светом, подействовали как дуновение свежего ветерка в знойный, удушливый день.

Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. Да ещё и с издевательствами. Радость, как жизненная ценность. Государственная премия СССР (1948, 1951). Работал преимущественно в области исторической живописи (картины Ходоки у В. И. Ленина, 1950 Зимний взят, 1954 Декрет о мире, 1957 все Третьяковская галерея).

Преподавал в ленинградской АХ (1933-42). Серов Владимир Александрович родился 8 (21)июля1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области). Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.

Самые известные картины Валентина Серова

В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского). Автор картин на историко-революционные темы, портретов, пейзажей, натюрмортов. «Мучительный для многих выбор профессии был определён мною очень рано, – вспоминал Серов, – и иной мечты, кроме мечты стать художником, у меня не было».

В Великую Отечественную войну и блокаду оставался в осаждённом Ленинграде. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. Автор выразительных плакатов направленных на мобилизацию солдат и мирных жителей, на борьбу за освобождение блокадного Ленинграда: «Заменим. » (1941), «Защитим город Ленина. » (1941), «Вступайте в ряды народного ополчения.

» (1941), «До полного разгрома врага. » (1943), «Только вперед. » (1943), «Мы отстояли Ленинград.

Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился).

Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату. Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье.

Художник Валентин Александрович Серов, краткая биография и список картин

Президент Академии Художеств СССР (1962-1968). Учился в Академии Художеств в Петербурге (1927-1931) в мастерской В. Е. Этим подчеркнута значительность личности Петра. И.

Ленин провозглашает Советскую власть, 1947, КНР, вариант – 1962, ГТГ, Государственная премия СССР, 1948 Ходоки у Ленина, 1950, ЦМЛ, Государственная премия СССР, 1951 Декрет о мире, Декрет о земле, оба – 1957, ГТГ). Принимал участие в деятельности объединения Боевой карандаш.

Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Также его кисти принадлежат многочисленные портреты («Портрет В. М.

В послевоенные годы Серов писал в основном произведения на историко-революционную тему, портреты, пейзажи, натюрморты («Портрет матери», «Девочка с книгой», «Портрет жены», «Портрет дочери в розовом», «Маша», «Портрет балерины Н. В. Красношвеевой», «Ждут сигнала» 1957, «Декрет о земле» 1957, «Рабочий» 1960).

Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Серов работал в историко-революционном жанре. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.

Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции. Появление в свет портретов «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888) произвело революцию в живописи, где в то время царствовал мрачный реализм с преобладанием меланхоличных и темных красок. Президент АХ СССР (1962-68).

Мы восстановим его. » (1944) участвовал в работе объединения «Боевой карандаш», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (1948-1949), к роману Л. Н.

Будучи председателем Ленинградского Союза советских художников (возглавлял Союз в 1941—1948 годах) участвовал в работе объединения «Боевого карандаша», затем в послевоенном восстановлении художественной жизни Ленинградского Союза.

Родился 8 (21)июля1910 года в селе Эммаус (ныне Тверской области).

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее (ГРМ), Государственном центральном музее современной истории России, Центральном музее вооруженных сил, Ростовском художественном музее, Музее им. Иначе. Оригиналы в Ростовском художественном музее). И.

Ленин провозглашает Советскую власть» (1947), «Зимний взят» (1954), «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1955), «В Смольном» (1957), «Декрет о земле» (1957), «Вести из деревни» (1959), «Похороны В. И.

Ленина» (1962-1964), эскиз «Ленин в разливе» (1967) – большинство жанровых картин Серова так или иначе связаны с историей, «вождем мирового пролетариата» и революцией.

Нет, Савва Иванович был себе на уме. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Член-корреспондент Академии Искусств ГДР.

Здесь он показывает всю суть войны, кровавой и безжалостной, каковой она была, без прикрас.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра).

, хромолитография, 1944) и книжных иллюстраций (к роману Л. Н. Толстого Война и мир, преимущественно темпера, 1951-1953). Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Его идеология соответствовала официальной идеологии партии.

Все эти испытания не могли не оказать влияния на его личностное и творческое становление. Более тридцати лет панно находилось в храме. И такие люди, как Серов, воспринимаются фанатиками, чьи головы полны ложных убеждений. По словам Евгении Петровой, панно поначалу хотели отреставрировать к выставке.

Серов выступал ярым сторонником советского правительства и его политики. Создал графическую серию к «Слову о полку Игореве» (бумага, темпера, 1957—1962.

Будучи председателем Ленинградского отделения Союза советских художников и оставаясь в блокадном Ленинграде (1941-43), активно участвовал в обороне города и мобилизации художников на борьбу с врагом (маскировка объектов, создание плакатов и листовок).

Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось.

Серов Валентин Александрович (художник)

Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Мы восстановим его. », хромолитография, 1944).

Савинского, затем в аспирантуре ИНЖСА по мастерской И. И. Некоторые его работы прославляют подвиг народа во время Революции и Отечественной войны («Мы никогда не забудем», «Верные долгу и чести»).

Ленину («Ходоки у Ленина», «В Смольном», «Зимний взят»). Работал как иллюстратор, создал иллюстрации к поэме Н. А. В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.

И. Ленин провозглашает Советскую власть» и другие). От нее веет здоровьем, безмятежностью., хромолитография, 1944) и книжных иллюстраций (к поэме Н. А. Некросова Кому на Руси жить хорошо, черный карандаш, соус, гуашь, 1948-49 к роману Л. Н. Толстого Война и мир, преимущественно темпера, 1951-53). Там состоялась судьбоносная встреча Серова с художником И. Е.

Описание картины Владимира Серова «Ходоки у Ленина»

В 1931 году окончил Всероссийскую Академию художеств (мастерская В. Е. Савинского).

Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/vladimir-serov-hudozhnik-kartiny/

Ссылка на основную публикацию