Описание картины якопо тинторетто «сотворение животных»

Статьи о работах художников, стили и направления в живописи

В истории мировой культуры существуют сотни картин, что поражают ценителей искусства своей изящностью и глубиной уже на протяжении десятков и сотен лет.

Одной из наиболее распространённых и известных благодаря своему многообразию тем, является живопись с изображением животных.

Почти каждый из известных в наши дни классиков художественного искусства посвятил хотя бы одну из своих картин природе и её обитателям.

Пожалуй, одной из известнейших работ, затрагивающей данную тематику, есть картина художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого, «Утро в сосновом лесу».

Этот простой по тематике, но очень живописный рисунок, созданный по мотивам пейзажа острова Городомля, узнаваем в наши дни даже школьниками. Не многие из современников знают, что картина действительно написана двумя художниками.

Шишкин занимался прорисовкой пейзажа, а известные всем и каждому мишки, дело рук Константина Савицкого, подпись которого была стёрта с холста одним из коллекционеров.

Другая работа, под лаконичным названием «Купание красного коня» написанная в 1912 году художником Кузьмой Петровым-Водкиным, считается не только важной памяткой живописи, но и неким предсказанием будущего России. На холсте автор изобразил молодого юношу оседлавшего непропорционально крепкого красного коня.

Многие критики сравнивают образ кроваво-красного жеребца с Российской Империей того времени, а не справившегося с управлением парня с грядущими событиями. В наши дни холст хранится в Москве в Третьяковской галерее.

Именно эта всемирноизвестная картина, стала прорывом для Петрова-Водкина и принесла ему огромную известность и статус классика живописи.

Пабло Пикассо заработал своё имя благодаря сюрреалистическим мотивам своих многочисленных картин.

Его работ настолько много, что ни один из его биографов не может точно перечислить их все или назвать их приблизительное количество. По подсчётам, в мире насчитывается около двадцати тысяч работ Пабло.

Художник также не обошёл стороной тему животного мира. Наиболее известными считаются картины Пикассо с изображениями голубей.

Его работа «Голубь мира» — это рисунок, созданный в 1949 году и он по праву считается одним из известнейших в мире. Он отличается своей лаконичностью и максимально близкой к реальности прорисовкой. Птица на изображении будто наделена особенно глубоким разумом и сильной мыслью.

Автор максимально минимализировал картину, чтобы достигнуть эффекта небесного сияния на фоне темноты.

Не многие задумываются над тем, что данная работа никак лучше отображает желание художника продемонстрировать зрителю необходимость жить в мире, иначе, в противном случае мир поглотит мрак и пустота.

Искусство Италии в 16 веке было проникнуто мрачными красками и сюжетами мироздания. Одной из известнейших картин той эпохи по праву считается работа Якопо Тинторетто «Сотворение животных». Мрачный и походящий на фреску рисунок, рассказывает зрителю метафоричную историю того, как Господь создал живых существ.

Динамичная картинка передаёт библейские мотивы наиболее приближённо к святому писанию. Рука Бога простирается над водой и сушей, выпуская в свет птиц и зверей. В глазах живых существ можно наглядно пронаблюдать дикое рвение к свободе, чем и интересна эта картина.

Художник является ярким представителем позднего Возрождения, выражая своё личное мнение к миру и всем его аспектам.

Картина «Дама с горностаем» относится к работам Леонардо Да Винчи, но всё-же с полной уверенностью авторство не удаётся доказать ни историкам ни биографам художника.

Изображение ставит основной акцент на образе загадочной дамы, а не на самом животном, как в предыдущих примерах. Горностай в руках девушки дополняет её образ и обрамляет его в особенную изящность и очарование.

Благодаря зверьку, автор также выделил утончённость кисти натурщицы и особенную длину её пальцев.

Животное на картине обладает необычайным для зверя аристократизмом, благодаря изгибам тела и вальяжному, расслабленному расположению лап. Белый мех горностая символизирует собой чистоту и девственность. С другой стороны, среди историков бытует мнение, что животное на картине символизирует князя Сфорца, а натурщица — его властную и самоуверенную фаворитку Чечилию.

Картина, после длительных исследований, проходивших на протяжении трёх лет, удивила ценителей живописи парой открытий. Изначально на картине не было животного, слой представлял собой только портрет натурщицы, а после также было выяснено, что картина имела и ещё один слой.

На нём зверь был больше похож на хорька, который отличался по размеру и был выполнен автором в серых красках.

Удивительные картины с животными по номерам отныне может приобрести каждый любитель искусства и живописи.

Ни для кого не является секретом, что именно картины с животными являются наиболее популярными среди ценителей данного искусства.

Если вы желаете внести в свою жизнь весомую частичку природы, запечатленную на холсте, то вам необходимо только пожелать и выбрать художника и соответствующую работу, которая пришлась вам по душе.

Источник: https://raskrasim.ru/articles/samye_izvestnye_kartiny_s_izobrazheniyami_zhivotnyh502/

Якопо Робусти загадка:))))))))) | Вспомним забытые имена..

                                                           Якопо Робусти       загадка:)))))))))

eva_k226 июля, 20:58

Чудо святого Марка. (Святой Марк спасает раба от казни)

Сотворение животных

Юдифь с головой Олоферна

«>

Венера, Вулкан и Марс. Около 1550. Мюнхен. Старая Пинакотека 

Христос в доме Марфы и Марии. 1570-1575. Мюнхен. Старая Пинакотека 

tintoretto_16

Тайная вечеря.

Христос перед Пилатом. 1566-1567

Несение креста

Обретение тела святого Марка

Омовение ног

tintoretto_12

Благовещение.

Брак в Кане Галилейской

Judith and Holofernes

The Stealing of the Dead Body of St Mark 

Christ at the Sea of Galilee

Women Playing Music

The Adoration of the Shepherds

The Bathing Susanna

Portrait of a Woman Revealing her Breasts

Baptism of Christ

The Visitation

Якопо Тинторетто биография

ЯКОПО ТИНТОРЕТТО (1518-1594)
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Tintoretto; ) — один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Искусство Тинторетто — как бы эпилог Возрождения, страстное, патетическое, подчас с мистической экзальтацией и маньеристской изощренностью форм. «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» — такой девиз мог прочесть каждый над дверями мастерской Тинторетто. Но время диктовало свои законы, и мятущийся дух трудно было воплотить в классической гармонии красок и линий.

Знаменитый живописец родился в Венеции, отец его был красильщиком шелка. Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторет­то, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой.

Во всяком случае в мастерской Тициана он пробыл считанные дни и почему-то разочаровал учителя. Но подготовка любой кар­тины Тинторетто была необычайно тщательной: много раз прикидывал он в рисунке композицию, изучал ракурсы, подвешивая к потолку гипсовые слепки, менял колорит.

И его законченные полотна отличал особый блеск совер­шенства.

О ранних работах художника достоверных сведений ма­ло. Известность ему принесла картина «Чудо святого Марка», где изображено, как спускается с неба святой, чтобы защи­тить от палачей раба-христианина. С тех пор недостатка в заказах не было, у художника. Венецианские церкви, Дво­рец дожей, цеховые организации и филантропические брат­ства становятся его главными заказчиками.

В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль худож­ника. Головокружительные пространственные построения, мощные световые эффекты, изображение массы людей в динамическом порыве в экстазе удивления или востор­га, — все это не только не страшило Тинторетто слож­ностью исполнения, а стало, так сказать, основной его спе­циализацией.

Больше всего удивляет эмоциональная глу­бина бурных, можно сказать, театральных композиций художника («Введение Марии во храм», ок. 1551 —1556 гг.; «Брак в Кане», 1561; «Похищение тела св. Марка», «Спа­сение сарацина», «Нахождение тела св. Марка», 1562—1566; «Тайная вечеря», 1566).

Усиливающиеся с годами драма­тизм и психологическая разработанность образов вызывают изменения в колорите, переход от чистых сияющих красок к глубоким контрастирующим напряженным тонам.

Неко­торые подлинные шедевры Тинторетто, как, например, «Спасение Арсинои»* (1555) по силе романтической взвол­нованности и колористической красоте не имеют себе равных среди картин современников.

В произведениях более позднего периода Тинторетто по-иному относится к пространству, пейзажу, как бы раство­ряющему в своей безграничности человека. Краски приглу­шаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью.

Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Эти новшества находят выражение прежде всего в капиталь­ном труде художника — десятках огромных панно для фи­лантропического братства — скуола ди Сан Рокко.

Часть этих картин Тинторетто написал безвозмездно, он вообще порвал к этому времени со своими знатными заказчиками, недовольными его новой манерой.

К 90-м годам относится последний вариант «Тайной ве­чери» Тинторетто. Эта знаменитая картина поражает преж­де всего феерическими световыми эффектами. Свет выхва­тывает из темноты отдельные фигуры, лучится нимбом на голове Христа, преломляется в хрустале, играет яркими бликами.

Настроение беспокойства, напряженности в тре­вожном ожидании трагического пророчества нагнетается рвущимися пятнами света и тьмы.

Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанро­вые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов вопло­щения этого очень распространенного евангельского сю­жета.

В таком же остродраматическом духе решены баталь­ные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). В превосходных реалистических портре­тах этих лет старый мастер, казалось, предвосхищал Рем­брандта, проникновенно внимая душевным движениям сво­их моделей.

Заметный след оставило искусство Тинторетто в веках. Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказыва­ниях и живописных исканиях.

Источник: http://maxpark.com/community/5920/content/3011091

Тинторетто Якопо. Картины и биография. Tintoretto Jacopo

Тинторетто Якопо Картины и биография Якопо ТинтореттоТинторетто Якопо (Tintoretto Jacopo, настоящая фамилия Робусти, Robusti) (29 сентября 1518, Венеция — 31 мая 1594, там же), итальянский живописец; наряду с Джованни Беллини, Джорджоне, Тицианом и Веронезе является одним из крупнейших представителей венецианской школы.

Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик). Еще в детстве пристрастился к рисованию углем и пользовался красками отца для своих живописных опытов на стене дома.

Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров». Из источников известно об участии молодого Тинторетто Якопо в росписи ряда фасадов, он начинал также как декоратор свадебных кассоне.

Биографы художника (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе.

Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства.

Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов.

Современники ценили Тинторетто за острый ум, простой открытый нрав.

К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся венецианские гуманисты, ученые и музыканты — Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольчи, Джузеппе Царлино и другие.

Известно также, что Якопо Тинторетто отличался большим музыкальным дарованием, прекрасно играл на различных музыкальных инструментах и любил устраивать всякого рода музыкально-сценические инсценировки.

Чудо святого Марка, 1548 Галерея Академии, ВенецияВведение Марии во храм, 1555 Церковь Санта Мария дель ОртоВенера, Вулкан и Марс, 1551 Старая Пинакотека, МюнхенПроисхождение Млечного Пути 1570, Национальная галерея, ЛондонСотворение животных 1552, Галерея Академии, ВенецияБлаговещение, 1576-1581 Скуола Сан Рокко, Венеция В 1545-1546 Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, все остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1550 Тинторетто женится на Фаустине деи Вескови, его дети от этого брака, рано умершая Мариэтта и старший сын Доменико, помогали отцу в мастерской и оставили самостоятельные работы, младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассер, продолжившего традиции мастерской после смерти учителя.

Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».

Пребывание Тинторетто в мастерской Тициана было, однако, кратковременным: через несколько дней после вступления Тинторетто в мастерскую, Тициан, увидев его рисунки, тотчас же предписал своему помощнику отпустить Тинторетто из мастерской.

Читайте также:  Описание картины василия верещагина «забытый»

Что послужило причиной этого, как и последующей враждебности всего кружка Тициана, Пьетро Аретино и Якопо Сансовино, осталось неизвестным. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие.

Быстрый темп работы, смелые и свободные приемы письма, то, что Тинторетто в значительной степени был самоучкой, создали у многих его современников представление о якобы беглой, поверхностной и небрежной манере его живописи. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку.

Тинторетто любил говорить, что «краски можно купить на Риальто, тогда как искусство рисования достигается лишь упорной работой». Известно также, что художник подробно изучал анатомию. С ранней юности до глубокой старости он упражнял свой глаз рисованием не только с натуры, но и со скульптуры и манекенов; при мастерской художника имелось богатое собрание слепков.

Искушение Адама 1552Купание Сусанны 1555Святой Георгий и дракон, 15Обручение Вакха с Ариадной, 1576Спасение Арсинои 15 Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Однако манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера. В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, — прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность. В 1548 по заказу братства Скуола ди Сан Марко была написана картина «Чудо святого Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). На картине изображен момент, когда святой Марк спускается с неба, чтобы спасти от пыток раба, ослушавшегося своего хозяина и пришедшего молиться на могилу святого.

«Чудо святого Марка» является как бы итогом исканий молодого мастера и своего рода синтезом тех воздействий, которые на него оказали живопись Тициана и других венецианцев, искусство Микеланджело, римско-флорентийский маньеризм.

Картина построена на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело.

Картина «Чудо святого Марка» помогла Тинторетто обрести широкую популярность в Венеции: он получает несколько официальных заказов, начинает работать в Прокурациях, во Дворце Дожей, в ряде венецианских церквей и для различных религиозных братств, пишет большое количество портретов, которые ему заказывают монархи, дожи, высшая знать Италии.Христос перед Пилатом, 15-17Несение креста 15-17Распятие, 15 Аббатство Скуола ди Сан РоккоПохищение тела святого Марка, 16Портрет Якопо Сансовино, 1571 В портретах Тинторетто привлекает, как и в природе и в жизни, не столько телесное, внешнее, сколько внутреннее, эмоциональное. Они совершенно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного; в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах, им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция; «Себастьяно Вениер», Музей истории искусства, Вена).

Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет Якопо Тинторетто», Лувр) у художника почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, потому что обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса.

Серия религиозных картин Тинторетто открывается одним из его шедевров — «Введением во храм» — на дверях органа в церкви Санта Мария дель Орто.

Отныне самыми излюбленными приемами Тинторетто становятся выбор точки зрения с очень низким горизонтом, построение картины в крутых диагоналях, стройные, удлиненные пропорции фигур с маленькой головой, светящиеся, сдержанные в гамме цвета.

Впечатляющая, захватывающая дух мощь пространства, головокружительные расстояния вверх и вдаль, необозримость человеческих масс характерны и для гигантских картин Тинторетто самого конца 1550-х годов для алтаря Санта Мария дель Орто — «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд». Движения и жесты то внезапно обрываются, то переплетаются или продолжаются в другой фигуре, жесты и позы — недосказанные, движения — затрудненные и порывистые.

В 12 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о святом Марке («Похищение тела святого Марка», «Спасение сарацина», Венецианская Академия; «Опознание тела святого Марка», Галерея Брера, Милан).

Заканчивается эта серия монументальных композиций «Тайной вечерей» в церкви Сан Тровазо (16). В 16 Тинторетто вместе с Тицианом, Андреа Палладио, Сансовино и Франческо Сальвиати был избран членом Флорентийской Академии рисунка.

В последующие годы он выполняет множество официальных заказов: во Дворце Дожей — большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто» (погибли при пожаре в 1577), участвует в украшении библиотеки святого Марка, выполняет ряд картонов для мозаик, пишет серию официальных портретов (например, ныне утраченный портрет французского короля Генриха III).

В 10-е годы происходит сближение художника с Веронезе — отныне их будет связывать крепкая дружба. В эти же годы Тинторетто пишет «поэзии» — картины на мифологические сюжеты («Млечный путь», Лондон).

Некоторые из них были призваны аллегорически прославлять Венецию: как царицу морей («Обручение Вакха с Ариадной»), ее военную мощь («Кузница Вулкана»), мудрость ее дипломатии («Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия»), ее богатство и красоту («Меркурий и три Грации»).

Даная 1580Портрет женщины с обнаженной грудьюМинерва отстраняет Марса от Мира, 1577Поклонение пастухов 1576-1581Тайная вечеря 1594 Главной ареной деятельности Тинторетто в последние тридцать лет его жизни стали работы для братства Сан Рокко — картин. Братство святого Роха (Скуола ди Сан Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.

В 14 братство решает приступить к украшению своего дворца и плафона большого зала и организует конкурс на лучший проект среди наиболее прославленных живописцев, в котором должны были принять участие Веронезе, Сальвиати и Таддео Цуккаро. Конкурс не состоялся, так как Тинторетто предложил совету братства свою конкурсную картину «Святой Рох во славе» безвозмездно.

С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 14, а в 15 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.

В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий».

В 1577 он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением — обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578-1581 годах живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»).

Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице.

На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей, источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».

Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». В десятилетний период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан Рокко Тинторетто выполняет ряд исторических картин: так называемый «цикл Гонзага» (1580, Мюнхен), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце Дожей (1581-1584), «Битву при Заре» (1584-1587).

Тогда же, в 1588-1590 годах, мастер создает свой шедевр «Битву архангела Михаила с сатаной». К последним годам жизни художника относится работа над картинами для церкви Санта Мария Маджоре. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594).

Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан Маркуоло, 1547; Сан Симионе, около 10; Сан Тровазо, около 15; Сан Поло, 1578 и др.).

Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).

Последняя картина «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Примечание. 1. Клик по миниатюре картины переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.

2. Клик по названию картины переход на страницу с изображением максимального размера и описанием. Искусство Франции.

Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства. От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Источник: http://www.nitpa.org/tintoretto-yakopo-kartiny-i-biografiya-tintoretto-jacopo/

Ренессанс

(Ветхий Завет)

Мастер Бертрам (XIV). «Сотворение животных»

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». В этом описании, начале всех начал, нет ни одного изобразительного мотива. Кажется, что сотворение мира не может быть сюжетом для живописи, ибо невозможно создать что-либо видимое, пока не появилось еще ни одной формы.

За первыми словами Библии — «В начале сотворил Бог небо и землю» — стоит Ничто, не имеющее ни времени, ни пространства.

В акте Творения Божьего была заложена предопределенность всего последующего развития, и другого творческого акта, кроме первичного, не могло быть, все индивидуальные человеческие устремления, в том числе и любой художественный произвол, уже содержались в Божественном творчестве.

Бог-Творец. Миниатюра неизвестного художника (XIII в.)

Росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело произвели не просто огромное впечатление. Впервые искусство служило не иллюстрацией к тексту, но повторяло вслед за Божественной Волей чудо возникновения формы из Ничего. «Отделение света от тьмы» и «Отделение воды от земли» — два уникальных случая изображения сюжета, за которые до Микеланджело никто не дерзнул взяться.

Иудаистская традиция запрещает какое-либо изображение Творца, опасаясь, что человек, сотворенный по образу и подобию Бога, и сам сотворит Бога по подобию своему. Первые христиане были учениками античных мастеров, привыкших к пластическому воплощению любой идеи. Они нарушили строгий закон иудаизма.

Оправданием нарушения Ветхого Завета служил Новый Завет, в котором Господь появляется вочеловеченным. Яхве, он же Адонай, он же Элохим, был непроизносимым и неизобразимым.

Читайте также:  Описание картины архипа куинджи «после грозы»

Иисус Христос, являющийся в то же время и Богом Ветхого Завета, может быть увиден человеческим, а не духовным взором, каким его видела иерусалимская толпа, не признававшая в нем Бога.

Тинторетто. Сотворение животных

В ранних изображениях ветхозаветного Бога можно заметить, как мастера пользуются оправданием, предоставленным им Новым Заветом, и придают Яхве черты Иисуса Христа. Во французской миниатюре XIII века Саваоф наделен ликом Иисуса, хотя иллюстрируется Ветхий Завет.

Не решаясь конкретно изобразить какой-либо из дней Творения, средневековый миниатюрист создает абстрактный образ Творца. Круг, похожий на сковородку с яичницей, символизирует Вселенную. Фигура Бога-Иисуса вписана в золотой фон, находящийся за пределами Человеческой Вселенной.

Бог есть свет: золото не декоративно, оно является сущностью Бога.

Вильям Блейк. Сотворение мира

В руке Творец держит циркуль. Этот атрибут прекрасно выражает сущность готического искусства. Несмотря на всю метафизичность мышления, готическое искусство строится на четких логических принципах.

Ирреальные громады средневековых соборов держатся на точно выверенных конструкциях, напоминающих о стиле современного утилитаризма. Зодчий, создающий храм — подобие Царства Божьего на земле, — в одно и то же время наделен и высшей благодатью, и трезвым, ясным рассудком.

Геометрия, чистая и абстрактная наука, построенная на гармонии холодных чисел, положена в основу храма, как и в основу мира.

Как это ни странно, готический Творец оказывается рациональнее Творца ренессансного. Сумрачный Саваоф Микеланджело из Сикстинской капеллы создает мир в порыве творческого вдохновения. Не математический расчет, а движение бешеной силы лежит в основе всего нового ренессансного мира.

Микеланджело в своих росписях отказывается от любимого средневековьем сюжета сотворения животных. Для него он слишком конкретен. Для него важнее четыре первых дня, до того никогда не изображавшиеся. День пятый дает возможность забавного перечисления животных, как это делает мастер Бертрам в конце XIV века. Опять мы видим Саваофа с ликом Иисуса Христа, окруженного рыбами, птицами и зверями.

Микеланджело. Сотворение мира

Хотя вид животных передан с натуралистической точностью, они располагаются вокруг фигуры Творца как условные знаки, похожие на переводные картинки.

В этом расположении виден наивный рационализм — животные как будто переносятся в бытие из условной таблицы, возникшей в сознании Господнем.

От этого наивного перечисления отличается картина Тинторетто, у которого животные возникают в результате оплодотворяющего усилия Божественной Мысли.

За пластическим движением, близким Микеланджело, у Тинторетто стоит схожее чувство космогонии.

XVII и XVIII века, эпоха барокко и рококо, с их все нарастающим культом частностей, не дерзали изобразить дни Творения. Характерно, что этот сюжет проникает в музыку как в более абстрактное искусство и появляется в оратории Гайдна «Сотворение мира».

Только в конце XVIII века в странном искусстве английского художника Вильяма Блейка, испытавшего влияние поэзии Мильтона и всевозможных мистических и религиозных учений, возникает космический сюжет сотворения мира.

Бог-Творец Блейка представляет собой гибрид готического Зодчего и микеланджеловского Духа. Как у Микеланджело, Творец изображен в виде гигантского старца, мощным усилием извлекающего Форму из Ничего. В руке у него циркуль, как и у средневекового Зодчего Иисуса.

Но он не держит этот инструмент — циркуль подобен двум молниям, вырывающимся из десницы Саваофа.

Произведение Блейка дает романтический образ Творца. Не рациональный Мастер готики, но и не ренессансное воплощение Духа, а фантастическое видение поэта, чей взор достиг небесной сферы.

Блейк становится предтечей всего современного искусства: и абстрактных откровений, вроде сюиты Чюрлениса «Сотворение мира», и мультипликаций Жана Эффеля, заканчивающих иконографический ряд изображений первых пяти дней Творения.

(Аркадий Ипполитов)

Источник: https://www.renesans.ru/anthology/08.shtml

Тинторетто. Как красильщик стал великим художником

Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.

Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).

Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.

Хорошая реклама – залог успеха

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Тинторетто напористый

Вазари, биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Тинторетто – импрессионист

Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.

Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.

Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена

В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».

Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.

Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция

Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.

Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.

Читайте также:  Описание картины диего веласкеса «демокрит»

Последний шедевр

Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.

В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.

А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.

Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.

Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Тинторетто в России

Несколько картин хранятся в Эрмитаже. Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.

Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Источник: https://arts-dnevnik.ru/tintoretto/

Почему Тинторетто?

Задолго до открытия 54-й Венецианской биеннале современного искусства стало известно, что одним из участников основного проекта будет художник XVI века Якопо Тинторетто.

В принципе современное искусство уже давно практикует разные формы взаимодействия с искусством предшественников. Но вот чтобы так – не мы к вам, а вы к нам – пожалуй, впервые.

Здесь конечно можно было бы рассуждать в русле постоянно меняющихся настроений в отношении наших современников к истории искусства. Но почему-то хочется сосредоточиться именно на самом Тинторетто.

Почему именно он? И в каком статусе? В связи с этим мне вспомнилась одна беседа многолетней давности.

Сразу после школы, не поступив в институт, я устроилась художником-оформителем на одном из предприятий.

Моим напарником, а точнее наставником был Яков Викторович Будюх, почитай, полжизни проработавший на этом же заводе слесарем-наладчиком, и параллельно по велению души и сердца, на общественных началах рисовавший для родного цеха поздравительные плакаты, объявления, стенды по противопожарной обороне и т.д. и т.п.

Выйдя на пенсию, он получил возможность превратить свое хобби в оплачиваемую работу. Правда, такая должность как художник-оформитель на нашем предприятии была не предусмотрена, а потому мы с ним числились малярами. Он высшего разряда, я низшего.

Был он человеком крепко пьющим, но при этом удивительно начитанным (особенно в области астрономии и, конечно, изобразительного искусства), добрым и временами романтичным. И еще он рисовал картины. А вернее одну единственную (во всяком случае, в тот год, что я с ним работала) – метр на полтора, называлась «Русалки в Венеции».

Она стояла в мастерской на большом мольберте, выставленная на всеобщее обозрение, и я ужасно ее стеснялась, когда к нам кто-то заходил. Как-то спросила его – «Почему в Венеции?». «Мечтаю там побывать. Теску своего посмотреть – Якопо Тинторетто. Слышала про такого?». «Позднее Возрождение. XVI век. Венецианская школа живописи.

», — отбарабанила я как на экзамене в художественной школе. «Точно. Живьем хочу увидеть. Репродукции – это не то». «В Эрмитаже есть «Рождество Иоанна Крестителя»». «Знаю».  «…А почему именно Тинторетто?  Почему не Тициан, например». «Тициан… Тициан, между прочим, завидовал таланту Тинторетто. Я читал». И дальше в духе «знаете, каким он парнем был».

Про то как 13-летний Тинторетто поступил в мастерскую Тициана и через десять дней был оттуда изгнан, потому что мастер, оценив быстрые успехи подростка, взревновал к его таланту  (правда, есть и другая версия, согласно которой они просто не сошлись характерами – спокойный Тициан и импульсивный, не слишком общительный Тинторетто, который якобы отказывался принимать участие в тициановских пиршествах), про скандал вокруг теперь признанного шедевра «Чудо св. Марка» — картины, написанной художником в 1548 году для Скуола ди Сан-Марко (сейчас находится в Галерее Венецианской Академии) по заказу церковного братства Св. Марка. Работа была отвергнута – заказчики сочли неприемлемыми и свободную манеру письма, показавшуюся им небрежной, и диагональное композиционное решение, но главное, святой у Тинторетто, спеша на помощь к взывавшему к нему рабу, словно ястреб пикировал в самую гущу толпы. Святой, уподобившийся хищной птице – это невозможно.  Но и это еще было не все. Тинторетто перенес акцент на толпу, дав по сути ее психологический портрет. Словом, картина по всем статьям должна была положить конец его карьере. Однако, эта история прославила Тинторетто, выдвинула в первые ряды венецианских живописцев – на тридцатилетнего художника посыпались заказы, а там и братство изменило свое мнение – картина была принята. И за ней последовал целый цикл полотен, посвященных св. Марку. Конечно, даже сегодня, когда скандалы, по выражению Бодрийяра, стали никого не шокирующей обыденностью наших дней, едва ли кому-то придет в голову подозревать Тинторетто в пиар-ходе.  Но как бы там ни было, уже через пять лет в 1553 году его приглашают принять участие в украшении Дворца дожей, а это уже было всеобщее признание. И все же определенной хваткой, столь полезной в наше время, и умением выстраивать стратегию, если верить легенде, художник, несомненно, обладал.  1552 год. Братство Святого Роха объявляет конкурс на роспись Скуола-ди-Сан-Рокко. Лучшие живописцы Венеции пожелали принять в нем участие. В назначенное время претенденты собрались в церкви дабы продемонстрировать уважаемому «жюри» свои эскизы. Тинторетто же пришел с пустыми руками и к всеобщему удивлению заявил, что у него нет времени на всякие конкурсы, и тут же по его сигналу были сорваны покровы с центрального плафона. Можно представить каково было изумление присутствующих, когда они увидели уже готовую фреску «Святой Рох во славе».

— Но он же и этим не ограничился, — заходился в восторге  мой наставник. – Он поднялся по лестнице к фреске и написал – «Святому Роху от Якопо Тинторетто».  Это была полная победа над конкурентами – устав братства не разрешал отказываться от подарков. Он выиграл конкурс. И ничего на этом не заработал. Более двадцати лет работы, 69 композиций – все бесплатно.

— Зато при жизни позаботился о своем музее. Очень хороший расчет.

— Что ты в этом понимаешь? Он хотел работать, творить, — Яков Викторович многозначительно посмотрел на своих русалок. –  Деньги его не интересовали. Да, он перебивал работу у других художников, намеренно занижая свою цену, а порой и вовсе отказывался от оплаты, требуя лишь холст и краски. Но разве его можно за это осуждать?

Да, Тинторетто обладал невероятной работоспособностью. О скорости, с которой он выполнял заказы, ходили легенды. Не зря его называли Неистовым. И сегодня во многих церквях города от Мадонна дель Орто до Сан Тровазо и от сан Дзаккария до Сан Рокко можно видеть творения художника.

Но мессер Якопо Робусти, сын красильщика шелка (Тинторетто – «маленький красильщик») был известен в Венеции того времени не только как художник, но и музыкант, композитор. Музыкальные вечера, которые он устраивал в своем доме на Фондаменте деи Мори, близ церкви Мадонны дель Орте, были предметом обсуждения среди просвещенных горожан.

Однако попасть туда мог не каждый. Тинторетто с неохотой подпускал к себе новых людей. Но был один человек, которого художник так и не дождался в гости. Джордано Филиппо Бруно в субботу 23 мая 1592 года, как раз в тот самый день, когда Тинторетто ждал его на свой музыкальный вечер, в доме своего ученика Джованни Мочениго был взят под стражу.

Ученик предал учителя….

— Он восемь раз обращался к «Тайной вечере». Существует версия, что в последнем восьмом варианте, написанном в 1592 году для церкви Сан-Джорджо Маджоре у Христа лицо Бруно, а у Иуды – Мочениго.

Традиционная иконография  этого евангельского сюжета предполагала, что Христос и апостолы сидят за длинным столом параллельно плоскости картины, и все происходит в торжественной обстановке, в просторном помещении.

А у Тинторетто впечатление, что трапеза совершается в какой-то людной харчевне, едва ли не полуподвале, простой грубый стол расположен под углом в резком диагональном ракурсе.  Одежда на апостолах заношенная, кухонная утварь самая простая, медные светильники свисают с потолка.

И лишь светящиеся нимбы вокруг голов позволяют понять, что это не обычное застолье посетителей трактира. Иисус преломляет хлеб, раздает его ученикам и произносит пророческие слова. И тут же под потолком появляется сонм прозрачных излучающих свет ангелов.

Три источника освещения – нимбы, ангелы, светильники – настоящая симфония света и вихрь страстей, причудливая игра теней усиливает напряжение, предчувствие трагедии… И она произошла. Джордано Бруно, как известно, был сожжен, но, впрочем, это случилось в 1600 году, спустя шесть лет после смерти Тинторетто.

А спустя 415 лет, Якопо Тинторетто стал участником основного проекта 54-й Венецианской биеннале. Ему был отдан первый зал интернационального павильона в Джардини.

Три картины знаменитого венецианца – «Похищение тела Святого Марка из Александрии», «Сотворение животных» и «Тайная вечеря» (та самая из Собора Сан-Джорджо Маджоре) открывали выставку.

А на первом этаже Скуоле Сан-Рокко российский художник в рамках биеннале презентовал свой проект – оперную постановку, посвященную Деве Марии.

Не знаю, закончил ли Яков Викторович Будюх своих русалок, но знаю наверняка – побывать в Венеции и увидеть «живьем» своего любимого художника ему так и не удалось. Лет пять назад он умер. А то наверняка порадовался бы такому вниманию к своему кумиру.

Но почему все же Тинторетто?  Биче Куригер, куратор биеннале, в одном из интервью ответила на этот вопрос так: «Присутствие истории так ощущается в Венеции, что совершенно исключать искусство старых мастеров из биеннале странно — в этом есть что-то эротическое, какое-то фрейдистское вытеснение».

Таким образом, Тинторетто представительствует за всех старых мастеров (надо думать, ему бы это понравилось), а современное искусство в свою очередь официально заявляет о снятии психологической защиты от старого искусства, оно больше не вызывает в нем отрицательных переживаний.

Ну и кроме того Тинторетто с его вниманием к свету и его увлечением идеями Джордано Бруно концептуально поддерживает проект Куригер, многозначно озаглавленный ILLUMInations («ИЛЛЮМИнации»). В своей книге «О бесконечности вселенной и мирах» Бруно утверждал, что мировое пространство бесконечно, и нигде нет центра мира, а точнее любую точку мирового пространства можно считать центром.

И собственно цель биеннале осветить эти точки (нации, страны), эти центры единого пространства. Биеннале – это в какой-то степени та же игра света, распространяемого из разных источников, как и в произведениях Тинторетто.

Источник: http://www.fondartproject.ru/blogs/lija-adashevskaja/odinochnyi-blog/pochemu-tintoretto/

Ссылка на основную публикацию