Современное искусство по кусочку. Постимпрессионизм. Сера, Сезанн
Опубликовано пользователем сайта
В предыдущей части я рассказывала о двух из четырех художниках- постимпрессионистах: Ван Гоге ( предвестнике экспрессионизма) и Гогене ( предвестнике символизма).
Третьим был Жорж Сера.
Жорж Сера ( 1859-1891).Пуантилизм.
Жорж Сера
Ван Гога волновала передача собственных ощущений, Гогена — воображение, символ и цвет. Сера же хотелось максимальной простоты. Этой простоты пытались добиться художники на протяжении всего 20 века. Прямоугольники Пита Мондриана и минимализм Дональда Джада — яркие тому примеры. Но об этом будет чуть позже.
Пит Мондриан, Бродвейский Буги-Вуги, 1943
Биография Сера, в отличие от Ван Гога и Гогена, не столь живописна. Он был молчалив, серьезен и скуп на слова. Основную часть времени проводил в мастерской. Как и Дега предпочитал работать с набросками в студии. Однако всех трех художников объединяло желание выйти за рамки импрессионизма.
Было между ними еще кое-что общее — довольно ранняя смерть. Гоген ушел в 50, Ван Гог в 37, а Сера в 31 ( умер от менингита).
Сера закончил художественную школу Анри Лемана — ученика Энгра. Основное, что им было перенято от Энгра — это академизм. Учитывая образование, еще интересней, как смог Сера стать таким новатором в живописи.
Жорж Сера, Анжелика у скалы, 1877
Основное отличие от импрессионистов, это отношение ко времени. Сера стремился к статике, запечатлеть бесконечность, а не мимолетность.
Он хотел сделать живопись более логичной, дабы максимально исключить из нее возможность сиюминутных впечатлений.
Однако, художник не спешил вовсе отказываться от наследия импрессионизма, напротив, он постарался сохранить максимум: яркую палитру, современные сюжеты, легкую атмосферу, но дать всему этому более прочное основание, структурировать.
Грубо говоря, «картины импрессионистов это был ворох тряпья, брошенный на пол, а Сера хотел разложить его по стопочкам»
Он намеревался привнести в творчество дисциплину.
Жорж Сера, Купальщики в Аньере, 1893
Его знаковая работа — » Купальщики в Аньере»- впечатляет не только внушительными размерами (2 на 3 метра), но и манерой письма — все четко, без малейших признаков импрессионистической зыбкости. И река и ее берега обретают геометричность. Краски нанесены точными мазками.
Уже известный нам арт-менеджер импрессионистов — Дюран-Рюэль выставил эту картину в Америке в 1886 году. Однако критиков она озадачила и встревожила. Сера обвинили в агрессивности, вульгарности и отсутствии вкуса.
Тем не менее, художник продолжил свои опыты. «Купальщики в Аньере» стали отправной точкой его художественного пути, приведшего к пуантилизму/ дивизионизму — нанесению красок точками. Художник начал понимать: чем дальше разведены цвета, тем ярче они выглядят.
Жорж Сера, Модель спереди, 1887
Атмосфера Франции того времени была пропитана страстью к науке. Страна смело шла навстречу прогрессу, также смело, как расчертил новые проспекты в Париже барон Османн.
Сера впитал в себя дух времени — он был абсолютно уверен, что все, даже искусство, можно подчинить научному методу. Его опыты в основном касались цвета.
Исходной точкой в его изысканиях стала книга Исаака Ньютона «Оптика», 1704 года (до сих пор основной труд в теории цвета) . Там объясняется, как луч белого света, проходя через призму, разделяется на спектр из семи цветов.
Цветовой спектр
У Сера было два основных метода, которые он развивал: оптическое смешивание цветов и теория дополнительных цветов. Согласно первому из них — на определенном расстоянии человеческий глаз сам смешивает находящиеся рядом цветовые пятна.
Идея второго заключалась в том, что размещенные рядом цвета с противоположных концов спектра способны еще больше подчеркнуть друг друга или, наоборот, погасить.
Так, например, оранжевый и синий усиливают друг друга, а зеленый делает красный еще ярче.
Жорж Сера, Берег Реки, 1884
Сера не ограничился экспериментами с цветом, он хотел упорядочить движения кисти. Художник решил отказаться от произвольных мазков в духе импрессионистов и заменить их чистыми точками цвета.Импрессионисты, видимо, тоже читали Ньютона. Именно они и решили не смешивать контрастные цвета на палитре, нанося их рядом на холсте.
Клод Моне, 1871
Однако Сера пошел дальше. По его версии, контрастные цвета кажутся еще ярче, если их слегка разделить. Оставить между ними немного воздуха.
Таким образом, он пришел к точечным мазкам, которые его вполне устроили: цвета не смешивались на полотне, это происходило в глазах смотрящего на картину. Подобная техника была сложна и подразумевала максимальное упрощение формы. И вот что получилось.
Жорж Сера, Воскресный день на острове Гранд-Жатт, 1884-1886
Это знаковое полотно для творчества Сера — наглядная демонстрация его метода. Большая картина, на которой изображена традиционная сцена воскресного отдыха горожан в парке.
Благодаря мазкам-точкам изображение не статично, оно сверкает и пенится, создавая тем более разительный контраст с неподвижностью застывших фигур. Это полотно в некоторой степени сюрреалистично.
И хотя оно было выставлено вместе с картинами импрессионистов, общего между ними ничего нет, кроме разве что сцены из городской жизни.
Это не ускользающий момент с его романтичной безмятежностью, а вполне себе схема, по которой размещены фигуры, застывшие, как актеры на сцене.
Пуантилизм Сера забавным образом перекликаются с нашей пиксельной эпохой. Эффект, конечно, на мой взгляд, просто потрясающий.
В картинах Сера большое внимание уделяется упорядоченности. Но в полную мощь это стремление структурировать действительность разовьется в творчестве последнего из четырех художников, важнейшего для последующей истории искусства — Поля Сезанна.
Поль Сезанн ( 1839 -1906). Кубизм.
Сезанн был также нелюдим, как и Сера, а его биография еще более скудна. Родился в семье банкира во французском городе Экс-на-Прованс. Отец видел его продолжателем своего дела, но сам Поль хотел стать художником. Приехал учиться в Париж вместе со своим другом Эмилем Золя. Познакомился с другими художниками, близкими по духу.
Однако, сам Париж со своей светской мишурой был ему чужд. Участвуя в выставках импрессионистов, Сезанн каждый раз подвергался уничижительной критике. Его это очень ранило и он все больше замыкался в себе. В 1886 году умирает отец Сезанна и Поль получает финансовую независимость.
В итоге, он покидает Париж и уезжает обратно в свой родной город на юге Франции и полностью отдается работе над решением своей творческой задачи.
Это потом его полотна будут бить по цене все мыслимые и немыслимые цифры, Пикассо назовет его отцом современной живописи, а многие художники будут вдохновляться его творческими находками.
Поль Сезанн, Автопортрет, 1875
А при своей жизни » затворник из Экса» был никому особо не известен. В ранние годы его вдохновляла романтичность Делакруа и густые мазки Курбе. Ранние работы Сезанна мрачны и меланхоличны, отдают академичностью.
Однако, в 1870 он вынужденно переезжает в Эстак — городок во французской провинции и там его живопись начинает меняться.
Поль Сезанн, Уборка, 1870
Из всех импрессионистов, Сезанн более всего был дружен с Писсарро. Даже называл его «добрый Боженька». Под влиянием Писсарро, Сезанн «осветляет» палитру и меняет мазок на более легкий, «импрессионистический». Во многом благодаря старшему приятелю, Поль увлечется пейзажем.
Пейзаж привлекал Сезанна своей неподвижностью. Художнику было необходимо спокойное и вдумчивое созерцание, для того, чтобы получить полное представление об объекте.
Сезанну было чуждо искусство фотографии, позволяющее запечатлеть предмет лишь с одной точки. Он хотел изобразить его максимально верно и полно. В чем-то творческая задача Сезанна перекликалась с древнеегипетским искусством.
В канонах того времени людей и предметы изображали так, чтобы смотрящий мог получить максимальное представление о них.
Прогулка в саду, Древний Египет — Новое Царство
Тело в фас, лицо в профиль, глаз в фас. Так все видно с наиболее удобных и доступных ракурсов. Однако, Сезанн решал задачу посложнее. Он хотел понять не просто ЧТО он видит, а то, КАК он это видит.
У художников эпохи Возрождения была задача создать иллюзию трехмерного пространства на двухмерном холсте, используя перспективу.
Рафаэль, Женитьба Девы, 1504
Сезанн совсем не считал правильным идти по такому пути. Он хотел конструировать картину засчет цвета и манеры письма. Сезанн был намерен передать именно то, что видит, а не то, что он об этом предмете знает. Здесь уместно замечание критика Барбары Роуз. Если старые мастера подходили к работе с утверждением: «Это то, что я вижу», Сезанн подходил к ней с вопросом: «Это то, что я вижу?»
Сезанн осознал одну простую вещь. У человека ДВА глаза. Соответственно, информация фиксируется по-разному. Плюс, нужно учесть и подвижность смотрящего. До этого предметы изображались из одной определенной точки. Сезанн стал изображать их одновременно с 2х точек зрения.
Поль Сезанн, Натюрморт с яблоками и персиками, 1905
На примере этого натюрморта можно понять, что изменил Сезанн. Столешница наклонена к нам для того, чтобы увеличить угол обзора. Кувшин дан сверху и сбоку. По закону перспективы — это грубейшие ошибки, по методу Сезанна — правда нашего зрительного восприятия.
Второй важный момент: отсутствие перспективы и демонстрация объекта сразу в нескольких ракурсах влечет за собой неминуемое «уплощение» изображения. Сезанн решает эту проблему, используя цвет. Именно, с его помощью он переводит 2х мерное пространство в трехмерное.
Кроме того, он выбирает общую тональность всего полотна, которая связывает все элементы вместе.
Поль Сезанн, Натюрморт с тарелкой вишен, 1895
Сезанн стремился не просто к поиску интересных, новых идей. По его мнению, импрессионизм был слишком поверхностным, необъективным, лишенным прочной структуры. Задача Сезанна и состояла в том, чтобы придать живописи больше устойчивости, сохранив при этом правдивость изображения. В поисках решения, он обратился к природе.
Поль Сезанн, Гора Сент-Виктуар, 1895
И он его нашел. Сезанн увидел природу как скопление геометрических фигур: цилиндра, шара и конуса. Он сводит изображение к этим формам, таким образом структурируя и упорядочивая его.
Сезанн жертвует деталями ради передачи формы и этот метод будет в основе абстракционизма, когда художники полностью откажутся от изображения объекта.
Джексон Поллок, Ключ, 1946
Однако, к геометрии форм необходимо было добавить то, что будет придавать всему изображению глубину. Этот вопрос Сезанн решает с помощью вертикальных линий, перпендикулярных горизонту.
Опять же, это отлично видно картине с его любимой горой- сначала художник выстроил систему горизонталей- поле, дома, мост, а затем добавил вертикальный ствол дерева на переднем плане, тем самым создав ощущение протяженности пейзажа вглубь.
Поль Сезанн, Гора Сент-Виктуар, 1887
Получилась своеобразная сетка координат. Мне очень понравилось сравнение, которое приводит Дмитрий Гутов ( художник) в одной из своих лекций, ссылаясь на слова какого-то искусствоведа.
Вот две картины с соснами. Сезанн и Шишкин.
Иван Шишкин, Сосна, 1892
Что будет, если дернуть за ветку сосны у Шишкина? Вы выдернете сосну с корнем. Настолько у этого художника монолитное изображение дерева.
Что будет, если дернуть за ветку сосны у Сезанна? Вы выдернете ветку вместе с небом.
На мой взгляд, хорошая иллюстрация того, насколько цельны картины Сезанна. Сосны, дома, мосты просто вмонтированы в окружающее пространство.Все смотрится единым, неразрывным с природой. Отлично это видно на полотне «Купальщицы».
Поль Сезанн, Большие Купальщицы, 1906
Тела женщин диагонально поднимаются вверх, сливаясь с пейзажем, становясь его частью и, одновременно, создавая геометрию композиции, придавая ей глубину.
Этот художник был во истину трудоголик. Он писал целыми днями. Его живопись была для него основным в жизни. Умер он, после того как простудился, работая на пленэре. Слава, как это часто бывает, пришла к нему уже после смерти.
В 1907 году была устроена выставка работ Сезанна, которая изменила искусство навсегда.
Дверь в модернизм была распахнута и в нее уже заглядывал Пикассо, Брак, Матисс и Боннар.
Продолжение следует)
P.S
Кстати, вот эта картина — самая дорогая в мире ( по крайней мере это было так в прошлом году) — 250 млн долларов.
Поль Сезанн, Игроки в карты, 1893
Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131812_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-postimpressionizm-sera-sezann
Альфред Сислей (Alfred Sisley) 1839-1899
Французский художник-импрессионист. Мастер пейзажа
Родился в Париже 30 октября 1839 г. Отец Сислея занимался коммерцией. Родители предполагали, что сын пойдет по стопам главы семейства, поэтому отправили юношу в Лондон на обучение.
Однако Альфред решил стать живописцем и вернулся в родной город. Сислей стал заниматься живописью в студии Шарля Глейра, здесь он познакомился со многими художниками, ставшими впоследствии знаменитыми. Вместе с единомышленниками Альфред Сислей основывает сообщество импрессионистов.
В 27 лет Сислей вступил в брак с Мари Эжени Лекуэзек, в этой семье появилось двое детей.
Уже в мастерской Шарля Глейра Сислей сотрудничает с Клодом Мане, Огюстом Ренуаром. Именно совместно с ними Альфред пишет свои дебютные работы. Влияние Камиля Коро отчетливо прослеживается в ранних работах Сислея. Особенно явно это проявляется в тонком лиризме и четком композиционном построении картин.
Впоследствии Сислей перейдет к более светлым тонам. Художника особенно привлекает игра света, изменение состояния атмосферы, поэтому он чаще всего обращается к одному и тому же пейзажу, изображая его в разное время. В духе импрессионизма Альфред Сислей, прежде всего, работал над пейзажными зарисовками, передавая настроения и впечатления.
Особая чувствительность разительно отличает его от художников этого направления. Сислей прежде всего поэт в душе. Его картины, часто нечеткие, неясные, отражают романтически-задумчивый взгляд на мир.
Излюбленные герои Сислея – небо и вода, вид которых меняется ежесекундно. Особое значение для Сислей имеет цвет. В работе с этой деталью художник достиг совершенства, каждый оттенок обдуман и наполнен символическим смыслом.
Среди всего разнообразия природных картин Сислей отдавал предпочтение уединенным, спокойным местам, полюбив их больше шумных столиц. Сислей не испытывал большой тяги к презентации своих работ, поэтому выставкам он уделял мало внимания.
Сислей боролся и никогда не терял веры в успех. 1885 год – самый тяжелый для Сислея период. Он написал «Берег Сены в Сен-Маме». Этот пейзаж кажется безграничным. Недаром многие называли Сислея «художником воды». Много полотен было с видами на реки, каналы, моря с парусными лодками, затоки и так далее. Охотнее всего Альфред изображал природу, которая обжита человеком.
Небольшие провинциальные городки, деревушки, которые обрамлены светлым пейзажем. Однако Альфреду не хватало мужества и упорства для того, чтобы стать признанным и востребованным художником. После неудачной выставки в 1887 году, художник вместе с семьей переехал в Море. Он почти прекратил общение с друзьями.
В 1897 году в галерее Жоржа Пти критики и посетители перестали придираться к работам Альфреда. Это разожгло в нем желание работать, творить. Однако времени было очень мало, катастрофически мало. Врачи сказали, что у Сислея рак горла. Ощущая близость своей смерти, Альфред зовет к себе лучшего друга К. Моне.
Сислей просит его помочь его семье и не дать им умереть в нищете. 29 января 1899 года художника Альфреда Сислея не стало.
Альфред Сислей. «Сена». 1870 г.
Альфред Сислей. «Мост». 1872 г.
Альфред Сислей. «Дорога из Gennevilliers». 1872 г.
Альфред Сислей. «Улица в Лувесьенне». 1873 г.
Альфред Сислей. «Туманное утро». 1874 г.
Альфред Сислей. «Урок». 1874 г
Альфред Сислей. «Закат в Порт-Марли». 1876 г.
Альфред Сислей. «Наводнение в Порт-Марли». 1876 г.
Альфред Сислей. «Наводнение в Море». 1879 г.
Альфред Сислей. «Весенний день». 1880 г
Альфред Сислей. «Лето в Роше-Курто». 1880 г.
Альфред Сислей. «Канал». 1882 г.
Альфред Сислей. «Закат». 1882 г.
Альфред Сислей. «Двор фермы». 1884 г.
Альфред Сислей. «Двор». 1885 г.
Альфред Сислей. «Заброшенный дом». 1886 г.
Альфред Сислей. «Весеннее утро». 1890 г.
Альфред Сислей. «Закат». 1891 г.
Альфред Сислей. «Церковь в Море». 1893 г.
Альфред Сислей. «На скалах». 1897 г.
Альфред Сислей. «Langland Bay, утро ». 1897 г.
Альфред Сислей. «Понте».
Альфред Сислей. «Ивы в поле, день»
Каштановая аллея
Осень. Берега Сены около Буживаля
Мороз в Лувесьенне
Снег в Лувесьенне
Снег в Лувесьенне (2)
.Наводнение в Понт-Марли
Мельница Провенше в Море
Опушка леса в Фонтенбло
Море-сюр-Луа
Регата
Дорога на опушке леса
Городок Вильнёв-ла-Гаренн на берегу Сены
Сислей часто переезжал из города в город. Он рисовал неброскую красоту этих мест. Небольшой пейзаж «Городок Вильнев-ла-Гаренн» — одно из лучших произведений Сислея. Он мог придать неимоверную красоту обыденным вещам. В этом и заключался талант художника.
Лужайка весной
Натюрморт
Сена у Буживаля весной, 1876
Сена в Пор-Марли
1875
Ранний снег в Лувесьенне, 1870
Деревня Хелленкаффе
1874
Канал в Аржантёе
1872
Дождь в Морэ-сюр-Луэн
1887
Гранд Руа, Аржантей. 1872
Пешеходный мост в Аржантейе. 1872
Дорожка сада в Лувесьенне . 1873
Берег реки в Сен-Маммесе
Ветреный день в Вене
Сад Гошеде
Сена в Сюресне . 1877
Луг . 1875
|
|
|
|
|
|
Улица в Марли . 1876
Вид канала Сен-Мартен . 1870
Отдых на берегу ручья. Опушка леса . 1878
Садовая дорожка в Лувесьене (1873)
Бухта Лангланд, волна
Кузница в Марли-ле-Руа 1875
Path near the Parc de Courances
Вид на Монмартр де Флёр
Женщины, направляющиеся в лес. 1866
Rural Guardsman in the Fountainbleau Forest Approach to the Railway Station
|
Лодки на канале Сен-Мартен в Париже
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43862502182/next
Сочинение по картине Лесистый берег Левитана 6 класс описание
Пейзаж “Лесистый берег” написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.
На переднем плане изображена широкая река, которая уходит за горизонт. Она привлекает внимание своим обрывистым берегом, вдоль которого стоит густой зелёный лес. Пни спиленных деревьев, которые можно увидеть вдоль обрывистого песчаного берега, создают контраст с могучими соснами. На переднем плане сухие пни с извилистыми корнями напоминают сказочных лесных персонажей.
Другой пологий берег реки покрыт немного травой. Вода спокойно текущей реки напоминает зеркало, в котором отражается вся красота природы: темнеющее небо в закате, песчаный берег, величавые сосны.
Лесистый берег как будто хочет защитить речку. Близко расположенные друг от друга деревья напоминают непроходимый лес. Создаётся ощущение, что они не хотят пропустить чужого в свою лесную сказку. У самого края леса выгнулась одна берёзка, которая так и хочет вырваться из могучей стены сосен.
Картина завораживает переходом дня к ночи. Наступление сумерек как будто готовит всё вокруг к умиротворённому сну. Вдали на небе виден красный свет заходящего солнца, отблески которого слегка отражаются и придают толстым стволам деревьев золотистый цвет.
Тёмная вода с зеленоватым оттенком и светлый песчаный берег создают необычный контраст. Жёлтый цвет обрывистого берега доминирует над холодными цветами на полотне. Эта тёплая цветовая гамма придаёт картине безмятежность и спокойствие.
Когда смотришь на картину, создаётся впечатление, что всё замерло вокруг на миг. Не ощущается дуновение ветерка. Полное затишье не пугает, а завораживает тебя. Бесконечная водная гладь манит. Обрывистый и пологий берега реки напоминают тебе взлёт и падение. Хочется рассматривать картину, обращая внимание на каждый мазок, выполненный великим художником.
Описание картины Левитана Лесистый берег
Нельзя сказать, что это такая уж красивая картина. Здесь нет приятных, ярких красок… Нет цветов, птиц, солнца. И всё-таки она мне вполне нравится. Нашу природу в Российской Федерации часто видишь такой – печальной. Ещё бы дорисовать тут дождик мелкий и противный, так было б совсем точно!
Итак, на картине изображен, действительно, берег реки (или ручья). Относительно крутой, но не очень высокий, тут, на самом деле, вокруг лес. С одной стороны старые засохшие пни, с другой – ещё совсем молодые деревца, которые «спускаются» к воде. Она спокойная и серая.
Небо тоже серое, облака полупрозрачной пеленой. Солнца нет, но светло. Вечер, утро или день (без солнца). Деревья от темно-серого до светло-зелёного. С другой стороны тоже берег. Он пологий и песчаный. Слева видна трава, кустарники.
Деревья разные: сосны, берёзы…
Конечно, весь этот берег и небо отражается в ручье. Это довольно красиво.
На переднем плане те самые пни. Их корни нависают над берегом, который, наверное, разрушается постепенно. Они вытянуты корни эти, как руки. Дальше по берегу среди деревьев тоже много пней. Значит, тут вырубка. Но деревья ещё стоят стеной. Интересно, что, кроме прибрежных, деревья кажутся одного «роста». Ровный такой забор получается.
По самому низу берега то ли водоросли, то ли какая-то трава. Или кусты. На другом (пологом) берегу точно трава. Песок здесь более белый. На обрыве его цвет переходит в более темный – почти коричневый.
Время года здесь, думаю, начало осени. Когда ещё не пожелтели листья. Или это конец лета – с плохой погодой.
Линии на картине мягкие: овальный берег, верхушки деревьев, облака… Всё спокойно, нет движения. Даже поверхность ручья гладкая. Людей (даже тех, кто вырубает деревья) не видно. Нет ни животных, ни птиц.
Картина будто замерла. Вероятно, скоро вернутся лесорубы или на пикник кто-то приедет. Но сейчас тут царит спокойствие. Вот поэтому мне и нравится эта картина.
6 класс
Описание настроения картины Лесистый берег
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 6 классВглядываясь в детали картины Утренний натюрморт Петрова-Водкина, я отмечаю использование множества красок в передаче содержания завтрака. В ней преобладает тёплый фон и бежевые оттенки.
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс«Портрет Федора Шаляпина», принадлежащий кисти знаменитого художника, считается вершиной творчества Бориса Кустодиева. Известно, что Кустодиев еще с детства, с самых юных лет
- Сочинение по картине Айвазовского Девятый валАйвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.
- Сочинение по картине Пименова Спор 8 классЮрий Иванович Пименов всегда был художником, который стремился развиваться и идти в ногу со временем. Его произведения это отражение современности и реальности. Данная картина, а именно ее название говорит само за себя.
- Сочинение по картине Спящая царевна Васнецова описаниеКартина Виктора Михайловича Васнецова «Спящая царевна» была создана в 1926 году. Сейчас она хранится в Москве. В доме-музее имени В.М. Васнецова. Ее могут посмотреть все желающие.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/levitan/lesistyj-bereg-6-klass-opisanie
Описание картины Жоржа Сера «Берег реки». Картины сера
Главная » Картины » Картины сера
Во второй половине XIX века в литературе и изобразительном искусстве Франции и других европейских стран одно за другим развиваются различные художественные направления, знаменующие решительный отход от официального натуралистического метода изображения действительности. Привычные формы все более кажутся художникам омертвевшей шелухой, которую необходимо устранить, чтобы увидеть настоящие живые ростки. Одни мастера при этом больше доверяли своей фантазии, другие стремились к открытию объективных законов образования формы и цвета. И все сталкивались с непониманием критики и широкой публики, так как их произведения были слишком неожиданными для консервативного общественного вкуса и воспринимались как создания неумелой кисти или нелепые выдумки.
С таким же отношением встретился и Жорж Сера, один из крупнейших французских художников XIX столетия, перешедший от интуитивных открытий импрессионистов к осмыслению закономерностей нового художественного видения. Ныне кажется забавным историческим парадоксом: что именно тех мастеров, которые настойчиво стремились к правдивому изображению действительности, стараясь освободить искусство от фальшивых условностей, зрители и критика воспринимали как недоучек и шарлатанов. Жорж Сера родился в семье судебного пристава Антуана Сера. Отец, занятый служебными делами, редко бывал дома. Брат и сестра были намного старше Жоржа и вскоре зажили своими семьями. Поэтому большую часть своей недолгой жизни художник прожил одиноко со своей матерью. В 1875 году он поступил в маленькую муниципальную школу, которой руководил скульптор Жюстин Лекэн, а с марта 1878 по ноябрь 1879 года занимался в Школе изящных искусств в классе Анри Леманна, посредственного ученика Энгра. Здесь Сера выделялся замечательными штудиями античной скульптуры, произведений мастеров эпохи Возрождения и рисунков Энгра. Во время прохождения военной службы (с ноября 1879 года по ноябрь 1880) он от культурно-исторических сюжетов перешел к изображению повседневности, жизни современного города.
Они, конечно, признавали, что в природе цвета чаще всего смешаны и выглядят более скромно; однако считали необходимым в живописи разлагать естественные краски и формы на изначальные компоненты, чтобы изображение выглядело как трепетное видение мира, еще не успевшего окостенеть в привычных очертаниях, первозданного и волнующего в своей зыбкости и случайности. Сера отдал дань этому стилю. Однако он сразу начал задумываться о том, насколько правомерен такой подход. Как настоящий художник он опасался всякого произвола в искусстве, перерождения подлинного чувства в безответственную моду. В поисках универсальной, объективной художественной теории цвета он занялся чтением научных трактатов по оптике, изучал живописное и литературное наследие Делакруа, много времени посвящал черно-белому рисунку. В результате этого за несколько лет ему удалось развить свой собственный стиль, который сам художник называл цветосветовым, а потомки — неоимпрессионистическим. Белый солнечный свет складывается из лучей всех цветов спектра. Справедливо поэтому в изображении действительности исходить из несмешанных цветов. Но картина мира, построенная на таких научных основаниях, естественно, должна быть стройной, законченной и закономерной, а вовсе не случайным сиюминутным впечатлением, как у импрессионистов.
Из такого прочного материала можно было вновь, как в античные и ренессансные времена, созидать формы, благородно завершенные, правильные, полные монументального величия и значительности. Такой совершенно неожиданно предстала перед глазами зрителей современная жизнь на большом полотне Сера «Купание в Аньере», исполненном в 1883—1884 годах и впервые ярко показавшем новое направление его поисков. Однако вместо того чтобы преисполниться гордости, зрители испытали негодование. Картина была отвергнута Салоном 1884 года и экспонировалась на выставке Группы Независимых художников. Так назвали себя мастера, искавшие новых путей в искусстве, не понятые официальной критикой и публикой. На встречах Независимых, которые были предприняты ради организации постоянно действующего Общества Независимых художников, Сера познакомился с Полем Синьяком. Взгляды этого мастера были близки Сера, и его поиски в искусстве устремлены в сходном направлении.
Во всяком случае только написанная в 1886 году большая картина Сера «Воскресный полдень на острове Ля Гранд-Жатт» демонстрирует его зрелый неоимпрессионистический стиль, основанный на пуантилистской технике. Пуанте ль — это нанесение краски не мазками, а множеством маленьких точек. Мазок предполагает изображение материальной поверхности предмета, окрашенной в определенный цвет. Но ведь глаз, считал Сера, не воспринимает предметный мир как таковой, а только отражаемые им мириады цветных лучей, которые, смешиваясь между собой, создают представление об окраске и форме вещей. Поэтому правдивым изображением действительности будет такое, которое, развеяв иллюзию осязательного, вещного восприятия, представит ее как светоносное красочное видение. При этом форма предметов вовсе не подвергается растворению. Наоборот, построенная на научных основаниях теория света и цвета позволяет передать ее куда более последовательно и убедительно, чем с помощью свето- или цветотени, которыми обычно пользовались художники.
Вещи же, на которых, словно железные опилки на магните, сгущаются цветные лучи-точки, кажутся обладающими собственной формообразующей. силой, причем их спокойные величественные очертания говорят о космическом размахе этой силы. Вместе с тем «Воскресный полдень…» — первое полотно Сера, где величественное спокойствие форм вступает в сатирическое, немного карикатурное противоречие с их уродливостью. Пока это лишь отдельные мотивы и намеки, но в последующих произведениях эта тема получит подробную разработку. Еще в 1885 году к Обществу Независимых примкнули один из лидеров импрессионизма Камил Писсарро и его сын Люсьен. Старший Писсарро уговорил Сера экспонировать «Воскресный полдень…» на Восьмой выставке импрессионистов. Картина была не понята и осмеяна широкой публикой и критикой. Но среди тех, кто оценил ее, были Ван Гог, бельгийский поэт-символисг Верхарн и молодой критик Феликс Фенеон, который стал глашатаем нового направления и дал ему название — неоимпрессионизм. В том же году Сера показал свое полотно на выставке Независимых и в Брюсселе, на выставке так называемого Общества Двадцати. После этого ряд бельгийских художников примкнул к неоимпрессионистическому движению.
Согласно этой теории всякому цвету и направлению линии в художественном произведении присуща определенная и постоянная эмоциональная выразительность. Упрощенно говоря, одни линии и цвета по самой природе своей печальны, другие радостны, третьи вызывают иные, более сложные движения чувств. Сколь ни спорными выглядят такие утверждения, Сера они помогли еще больше упорядочить структуру своих картин. Если прежде у него каждый отдельный предмет казался наделенным самостоятельной формообразующей силой, то теперь все пространство изображения становится единым сложным организмом, в котором ритмически чередуются очертания и краски. Таковы картины «Парад» (1887— 1888), «Лё Шаю» (1889—1890), «Цирк» (1890—1891) (последняя работа осталась незавершенной). Здесь, как бы ни был фрагментарен вид, запечатленный художником, у зрителя возникает ощущение, что он видит те закономерности, силою которых зиждется весь мир.
Жизнь художника трагически оборвалась в 31 год. Цветущий и крепкий, он внезапно умер в два дня от инфекционной ангины. Г. ГРИБКОВ Картины Сёра |
Источник: http://evg-crystal.ru/kartiny/kartiny-sera.html
Пустая страница
Начало творческого пути художника было обыкновенным: в классе местной школы живописи Жорж-Пьер Сёра с другими учениками корпел над воспроизведением очертаний гипсовых бюстов и картин старых мастеров.
Писал многофигурные картины панно на темы современной парижской жизни, отчасти близкие стилю Модерн, 8230 Художественная энциклопедия — Сёра (Seurat) Жорж Пьер (2. 12. 1859, Париж, 29. 3. 1891, там же), французский живописец и график, основатель и лидер неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма).
Жорж-пьер Сёра был верен себе и своим учителям – композиция, которой пренебрегали многие импрессионисты, выдержана до мелочей, картина разделена на математически выверенные зоны, цвет разъят на составляющие и собран вновь, чтобы излиться на зрителя потоком солнца над берегами Сены.
Жорж Сёра – Французский живописец и график, основатель и лидер неоимпрессионизма (дивизионизма, пуантилизма).
Подпишись и получай на электронную почту уведомления о новых статьях этого автора Жорж-Пьер Сёра скончался 29 марта 1891года от менингита.
Чаще всего он рисовал белым мелом или пастелью. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам.
Дополнительные цвета образуют наиболее сильный контраст. С одной стороны, все это очень льстило художнику, а с другой, – вызывало ревность. Перед ним были выложены три основных цвета (красный, синий и желтый), три составных (зеленый, оранжевый и фиолетовый), а также шесть промежуточных (сине-зеленый, красно-оранжевый и т. д. ) и белила.
- Улица Сен-Винсент, Монмартр, Весна
- Жорж Сера: художник чистого цвета
- Неоимпрессионизм: одна, но пламенная страсть
- Прочь от импрессионизма и вершина славы
- Описание картины Жоржа Сера «Спящий»
- Описание картины Жоржа Сера «Берег реки»
- Описание картины Жоржа Сёра «Купание в Аньере»
При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Фрай высоко оценивал неоимпрессионистов. Триумфальное шествие полотна «Гранд-Жатт», между тем, продолжалось.
В ноябре 1880 года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. И все равно Сёра был счастлив. В отзывах о выставке царил разнобой. Вот таким образом технику неоимпрессионистов называют также пуантилизмом (от фр.
Здесь он учился у Анри Лемана. В 1878 году Сера принял и в Школу изящных искусств.
На этом формальные эксперименты Сера не закончились. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» или «дивизионизму» Сера. Одним словом, нет цвета как такового, существует лишь взаимодействие цветов. Знакомство с работами импрессионистов подтолкнуло Сера к самостоятельным поискам.
- Описание картины Жоржа Сёра «Мужчина и женщина»
- Описание картины Жоржа Сёра «Пудрящаяся женщина»
- Описание картины Жоржа Сера «Белая собака»
- Описание картины Жоржа Сёра «Лошадь»
- Описание картины Жоржа Сёра «Танцующая пара»
- Описание картины Жоржа Пьера Сёра «Мост в Курбвуа»
- Описание картины Жоржа-Пьера Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт»
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Некоторые критики, писавшие о Сёра, предполагают, что Купание и написанная затем Гранд-Жатт – это парные картины, в первой из которых изображен рабочий класс, а во второй – буржуазия. Импрессионисты ополчились на него, кажется, сильнее всех.
В то время как Сёра больше увлекался теориями, позволявшими точнее проникнуть в структуру живописи, Синьяк сумел разглядеть и вычислить принципы его работы, что и дало начало названию «пуантилизм» (или «дивизионизм»).
Отказ жюри стал сокрушительным ударом.
На Купание в Аньере Сёра потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Несмотря на молчаливость, Сёра вскоре стал душой компании. И это почти за сто лет до появления первых цифровых изображений.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Напишите отзыв о статье Сёра, Жорж
- Отрывок, характеризующий Сёра, Жорж
Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу.
Он теперь пытался уклониться от выставок, опасаясь, что его идеи окажутся просто разворованы падкими на успех «товарищами». А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения.
Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). В частности, он внимательно изучил творчество Эжена Делакруа. В 1878 году Сера приняли в Школу изящных искусств.
Мода на неоимпрессионизм быстро распространялась и вскоре десятки художников принялись имитировать «пуантилистскую» манеру Сера.
Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Он работал на пленэрах изъездив в поисках вдохновения все окрестности Парижа, столь популярные у местной творческой молодежи. Картина была завершена через два года.
Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. После выставки Сёра с головой погрузился в жизнь, которую вели независимые. Несмотря на молчаливость, Сера вскоре стал душой компании. Он проявил огромный интерес к пуантилизму (или – дивизионизму) Сёра. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен.
Сохранившиеся этюды показывают, что он, когда это требовалось, умел писать вполне «живых» людей. Существуют три основных цвета и три составных. После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые».
Период 1881-82 годов ознаменован его повышенным вниманием к человеческой фигуре. Сера шёл на упрощение формы, разумеется, абсолютно осознанно. Столь же жадно, как и раньше, он вглядывался в работы импрессионистов на выставках.
Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Достаточно просто наносить составляющие свет цвета в определенных сочетаниях на полотно.
Сёра искал средство, способное привнести дыхание жизни на полотно. Он проявил огромный интерес к «пуантилизму» (или «дивизионизму») Сера. Враждебные критики непременно заостряли внимание на этом элементе картин Сера, называя его персонажей «картонными куклами» или «безжизненными карикатурами».
В отзывах о выставке царил разнобой. Вскоре его призвали на военную службу и весь следующий год Сера провел в 119-м пехотном полку, расквартированном в портовом Бресте. Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки.
Сам он называл их «крокетонами». Поначалу Сера вплотную занялся рисунком.
Те, кого постигла такая же судьба, в ответ организовали Салон отверженных (независимых). А с официальным Салоном он прекратил с тех пор всяческие отношения. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. ». Эти поиски обязаны были завершиться грандиозным успехом.
На «Купание в Аньере» Сера потратил год, но жюри Салона отклонило работу. Сёра сделал множество рисунков для неё и несколько пейзажей с видами Сены. И так далее. В глазах зрителей, находящихся на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно.
Свободой художник наслаждался недолго. С оптической точки зрения Ж. Сёра изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Мазки чистого цвета, считал он, меркнут, соединяясь друг с другом. Продолжалось изучение творчества импрессионистов, но в системе координат Сёра появилась еще одна звезда.
Здесь он (вместе с Аман-Жаном) снял студию, ставшую местом его дальнейшей работы. Один из них, «Портрет Аман-Жана», выставленный в Салоне 1883 года, удостоился сдержанных похвал.
Помимо живописи, Сера много читал, жадно интересуясь новейшими теориями и открытиями в области оптики и пытаясь проследить, как использовали законы оптики старые мастера.
По сохранившимся студенческим работам Сера тоже видно, как старательно молодой художник копирует линейную манеру Энгра. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. он в итоге пришел к собственным цветовым решениям. Здесь он учился у Анри Лемана. Вскоре состоялась его выставка, где Сёра, наконец, получил возможность представить свою работу широкой публике.
Например, американский художник Теодор Робинсон назвал новую манеру мушиным пометом. После выставки Сера с головой погрузился в жизнь, которую вели «независимые». Его полк подолгу простаивал расквартированным и времени почти всегда было в избытке.
Сёра болезненно воспринял слова критика, назвавшего работы некоторых авторов «бессмысленными, анемичными и надуманными» и с тех пор предпочитал не иметь никаких отношений с официальным Салоном.
Неоконченный курс Школы изящных искусств, конечно же, в этом смысле был недостаточен.
О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. О самой работе нам мало что известно, так как до 1883 года Сера не выставлялся. Работая с натуры, Сёра любил писать на небольших дощечках. В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне. В эти же годы Сера написал несколько портретов.
Чтобы понять природу сочетания красок и создаваемого им впечатления, он неустанно наблюдал и вместе с тем все больше отдалялся от манеры импрессионистов.
Можно лишь предположить, что все это время художник занимался самообразованием. Один из критиков даже назвал работы «независимых» «неудачными, непонятными, ужасными, бессмысленными, анемичными и надуманными».
В 1883 году он решился на крупное полотно, планируя им обратить на себя внимание в ближайшем Салоне.
point — «точка»). Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра., также увлёкшегося пуантилизмом, о том, что «Гран-Жатт» очень интересная картина, едко заметил: «Я заметил бы это, но уж очень она велика», намекая на оптические свойства пуантилизма, от которых вблизи картина кажется цветовым месивом.
а на деревянных досках, делая небольшие этюды маслом. При этом он живо интересовался новейшими течениями в живописи. Сюжет работы был продиктован сценой на берегу Сены, поблизости от Парижа. Иронизировал над полотном и Дега.
Около этого времени он покинул Школу изящных искусств. Картину показали на второй выставке Общества независимых осенью 1886 года и на выставке «Группы двадцати», собравшей бельгийских художников-новаторов. В ноябре 1880 года Сера демобилизовался и возвратился в Париж. И все равно Сера был счастлив. Около этого времени он покинул Школу изящных искусств.
Однажды он написал своему другу: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия и расположить на полотне в хроматической гармонии».
Источник: http://gorod-el.ru/wdr/201705/zhorzh-sera/