Описание картины зинаиды серебряковой «автопортрет в шарфе»

Третьяковка часть 3. Автопортреты в работах Зинаиды Серебряковой

?g_rybins (g_rybins) wrote,
2017-05-10 06:58:00g_rybins
g_rybins
2017-05-10 06:58:00
Автопортрет (с бантом), 1922. Бумага, пастель. Частное собрание. Предоставлено галереей НАШИ ХУДОЖНИКИ, Москва

Третьяковская галерея стала первым покупателем работ художницы.

Уже в 1910 году были приобретены несколько её работ, в том числе её автопортреты и графика. В те годы она — счастливая женщина, наслаждается своей молодостью и счастьем с мужем, материнством. Жизнь так интересна, что даже работать некогда.

Для своего выхода в свет она выбирает образ счастливой молодой женщины, изображенный на её автопортрете «За туалетом». На туалетном столике присутствует множество милых мелочей, призванных подчеркнуть её женственность, показать уютный мир женских приятных занятий.

Сама она пишет, что работая над картиной «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете».

За туалетом. Автопортрет, 1909. Холст на картоне, масло. Государственная Третьяковская галерея.Этот портрет написан далеко от блестящего столичного Петербурга, в селе Нескучное на границе Курской и Харьковской областей. Здесь она чувствовала себя свободной, хозяйкой дома, где родились её дети и родилась она сама. Через её сияющую улыбку, через её лучащиеся счастьем глаза, кокетливые и свободные движения создаётся ощущение счастливой молодой женщины за туалетом. Все это множество эмоций не встретишь на парадном портрете, легкая одежда и интимная обстановка создаёт неповторимый образ, завоевавший любовь ценителей её творчества.«Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши… и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие ее от всего мира, как видеть свое молодое веселое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнаженных рук с гребнем… Как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо… Здесь нет и следа какой-нибудь модернистической утонченности. Но простая жизненная обстановка в освещении молодости становится прелестной и радостной», — писал об этом знаменитом автопортрете Зинаиды Серебряковой А. Н. Бенуа.
Наш гид очень обстоятельно и со знанием дела рассказывала о каждой картине, представленной в залах.Следующий портрет — это как бы диалог с мастерами прошлого. Высвечивание лица светом свечи являлось излюбленным приемом Рембрандта. Зинаида Серебрякова блестяще знала историю искусства, училась в частных студиях. В академию художества она не попала потому, что, когда пришло время, она уже была замужем и у неё уже рождается первый ребёнок. Но тем не менее лучшие учителя её ожидали именно дома. Несмотря на то, что очень рано умер её отец, когда Зинаиде исполнилось всего 2 года, в семье были сосредоточены исключительные творческие личности. Отец её Евгений Александрович Лансере был известным скульптором-анималистом, дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором, мать Екатерина Николаевна Бенуа сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа, в молодости была художником-графиком.
«Девушка со свечой», автопортрет. 1911 г. Холст, масло. 72×58 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Молодая нежная девушка с легким румянцем на щеках обернулась, чтобы взглянуть на зрителя из окружающей ее темноты холста. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Кажется, что эта светлая и трогательная героиня заперта во мрачных красках прямоугольной рамы. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. И так же, как светится каким-то внутренним душевным теплом это юное лицо, светилась и душа Серебряковой. Портрет оставлен немного как бы незаконченным, видно движение кисти, какая-то эскизность. Такая манера является наиболее удачной у художницы и повторяется на других её самых лучших работах.
Автопортрет в образе Пьеро. 1911
Автопортрет. 1903. Бумага, графитный карандаш, темпера. Государственный Русский музей.В множестве автопортретов Зинаиды Серебряковой отражается вся её жизнь. Она изображает себя в различные годы по-разному, не приукрашивая и не стараясь быть иной, чем ощущает в момент написания. Автопортретам этого времени (1900-начало 1910-х) посвящена целая стена. Они показывают ее разные состояния: здесь Серебрякова изучает свое лицо и вообще человеческое лицо. Они также воплощают раздумья о личной жизни в тот период, когда замужество сложилось не так гладко.
Автопортрет в синем, 1906
Автопортрет, 1903
Автопортрет в шарфе, 1911На следующем портрете Серебрякова изображает себя в ожидании первенца. Ощущение счастливой женщины, ожидающей ребенка пронзает весь её трогательный и прекрасный облик.
Автопортрет. 1906. Холст, масло. Частное собрание, Москва.В те времена не было принято подчеркивать состояние беременности и её положение замечаешь не сразу, сначала кажется, что это свободные складки платья легли таким образом. По словам её матери, её дяди Александра Бенуа это был один из самых удачных и близких к действительности образ. Она передаёт это состояние неловкости, неуклюжести и застенчивости. Она не просто сходилась с людьми, была робкой и в то же время счастливой в трепетном ожидании рождения старшего сына Евгения.
Автопортрет. 1909. Эскиз. Холст, масло. Частное собрание, Москва.Эта картина, как несложно догадаться, была эскизом к знаменитому автопортрету «За туалетом».
Фотография Зинаиды Серебряковой, сделана в возрасте более 80-ти лет.
Для этюда и картины «Купальщица» позировала сестра Серебряковой — Екатерина Евгеньевна Зеленкова (урожд.Лансере, 1882-1921).
Купальщица. 1911. Холст, масло. Государственный Русский музей.
Автопортрет 1920-еВ январе 1920 года Серебряковы переехали в Петербург, в квартиру Николая Бенуа, которая после уплотнения стала коммуналкой. Зинаида Серебрякова зарабатывала в основном написанием портретов, распродавала старые полотна. Она вспоминала: «Я шью целыми днями… удлиняю Катюше платье, чиню белье… Приготовляю сама масляные краски — растираю порошки с маковым маслом… Живем мы по-прежнему каким-то чудом».Из-за постоянной нищеты Серебрякова была вынуждена самостоятельно делать краски, так как купить их было просто не за что. Сегодня за работы Серебряковой предлагаются баснословные суммы, хотя при жизни продать свои картины Зинаиде удавалось не всегда, и практически все отведенное на земле время художнице пришлось жить в бедности. Одинокая и раздраженная, в эмиграции она все сильней замыкается в себе. Париж был окутан веяниеми и тенденциями новой моды в искусстве. Местной публике, не способной отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе было милее всё безвкусное и бездарное.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь»

С мыслями о детях она продолжает усердно трудиться. Вскоре удается выписать к себе Катю, а чуть позже к ней приезжает сын Александр. А потом падает железный занавес. Серебрякова не решается вернуться, потому что в Париже двое ее детей, и везти их в СССР, где они могут быть объявлены «врагами народа», она не рискует.

В Париже она не может полностью включиться в новую жизнь, потому что половина ее сердца осталась там — с Женей, Таней и с мамой, которых правительство отказывается выпустить за границу. При малейшей возможности Серебрякова отправляет им деньги, но и это удается далеко не всегда. В 1933 году ее мать в Союзе умирает от голода.

С оставшимися на родине детьми удается встретится только спустя 36 лет — во времена хрущёвской оттепели. В 1960 году её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве.

Внезапно она становится популярной в России, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Ее мечта — международная слава пришла к ней еще при жизни, а финансовое благополучие и независимость обрести не успела.

В предыдущих постах — «крестьянский цикл» художницы, портреты детей, а в следующих постах будет фото картин с описанием природы и портретов окружающих её людей.

За приглашение на выставку большое спасибо сообществу moscultura и отдельная благодарность tushinetc за организацию блогерского похода. Выставка продлится до 30 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 12.

Источник: https://g-rybins.livejournal.com/84700.html

10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы

В Третьяковской галерее открылась большая ретроспектива Зинаиды Серебряковой, знаковой портретистки начала прошлого века. Известность ей принес портрет перед зеркалом, нарисованный в молодости. «Афиша Daily» попросила куратора рассказать про остальные автопортреты — а их более десяти

Татьяна Ермакова

Куратор выставки «Зинаида Серебрякова» в Третьяковской галерее

За туалетом. Автопортрет 1909 года

© Государственная Третьяковская галерея

Иногда Серебрякову представляют как художницу одной работы: ей особенно удался автопортрет перед зеркалом, одна из ее самых ранних работ, которая была куплена Третьяковской галереей непосредственно с выставки.

Этот автопортрет, конечно, замечательный и очень зрелый. Он отражает ее первые годы замужества после рождения первого и второго ребенка (в 23 года Зинаида Серебрякова уже была мамой двоих мальчиков. — Прим. ред.

)

Многие современники к нему относились поэтически, и первым о нем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей. — Прим. ред.): «Есть что-то ребяческое в этом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое… И как само лицо, так и все в этой картине юно и свежо».

Еще об этом портрете замечательно написал поэт Чулков, который сравнивал появление этого портрета с линией Леонардо да Винчи в искусстве.

Когда появляется такой образ, он уже не принадлежит отдельному художнику, но воплощает мысли и чувства искусства своего времени — живет независимо от художника, который его создал.

Автопортреты конца 1900-х — начала 1910-х годов

Автопортрет, 1906; Автопортрет, 1903; Автопортрет в шарфе, 1911; Автопортрет в синем, 1906; Автопортрет, 1910-е; Автопортрет в костюме Пьеро, 1911

© Евгений Алексеев / Государственная Третьяковская галерея

Автопортретам этого времени мы посвятили целую стену. Они показывают ее разные состояния: здесь Серебрякова изучает свое лицо и вообще человеческое лицо. Они также воплощают раздумья о личной жизни в тот период, когда замужество сложилось не так гладко.

Среди редких вещей у нас на выставке — автопортрет в синем, где Серебрякова беременна еще своим первым ребенком. Он написан в легкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия.

Эта вещь впервые показывается в ряду других работ Серебряковой: нам удалось добыть несколько домашних портретов, которые до того не выходили из семьи.

Эта работа считается эскизной к портрету «За туалетом» — да, тот знаменитый портрет сделан в другой манере и цветовой гамме, но на нем есть та же самая улыбка, которая его отличает, и она здесь же замечательно изображена.

Портрет в тюрбане был написан в Париже уже после замужества. Как и все ранние ее работы, он носит очень романтический характер: Серебрякова примеряет на себя разные образы. «Автопортрет в костюме Пьеро» тоже впервые показывается на выставке.

Это эскиз к портрету, который находится в Одесском музее. Еще два совершенно замечательных и счастливых портрета в восточных тюрбанах. В них воплотилась вся гамма ее чувств и мыслей — эти портреты удивительно женственные, эмоциональные и счастливые.

Вообще, портрет счастья — это портрет Серебряковой.

Автопортрет, 1922. Холст, масло

А это уже совершенно изменившийся тип портретов и автопортретов — с одним выражением лица, одинаково расположенными руками. Они как будто более официальные, показывают ее собственный образ как образ художника.

На них мы уже не видим Серебрякову как воплощение стихии женской причудливости. Все ее автопортреты 1920-х воплощают либо материнские образы (портреты детей — отдельная тема ее творчества), либо художницы с атрибутами искусства.

Это единственный портрет из серии, написанный маслом.

Автопортрет (с бантом), 1922

Это пастель 1920-х годов, петербургского периода. До того среди ее картин превалировала темпера, а пастельные работы в синем колорите — это уже четкий петербургский период. Эти портреты могут показаться более печальными. Несмотря на все жизненные обстоятельства, она не оставляет творчества. В той же гамме выполнены и портреты детей, и интерьеры дома Бенуа.

Читайте также:  Описание картины микеланджело меризи да караваджо «юноша с корзиной фруктов»

Автопортрет с палитрой, 1946

Это уже французский автопортрет. Таких работ у Серебряковой в иммиграции было очень много. Она принадлежит к тому типу художников, которые много работают с натуры, кто не привык строить умозрительные настроения. В последние годы в Париже натуры у нее почти не было, дети оказывались все время заняты, и она много оставалась одна.

Серебрякова много писала себя, рисовала вперемешку натюрморты и портреты, и многие из них оставались незаконченными — и они уже не так хороши, все на одно лицо. Она не стремилась показывать свои чувства на портретах, и на многих как будто скрывается за маской улыбки.

В письмах Серебрякова писала, что ей надоело смотреть на себя, потому что она видит уже только покорную модель, но не видит человека. И эта маска переходит на портреты ее поздних персонажей.

Выставка

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/5187-gid-po-vystavke-10-avtoportretov-samoy-vazhnoy-russkoy-hudozhnicy/

Крупная ретроспектива Зинаиды Серебряковой пройдет в Третьяковской галерее

4 апреля 2017 года в Государственной Третьяковской галерее откроется большая ретроспектива работ выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой. По мнению кураторов, это будет наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет — они будут собраны из музеев и частных собраний разных стран. 


Зинаида Серебрякова. Автопортрет в шарфе (фрагмент). 1911. Собрание ГМИИ им. Пушкина

Основной акцент в экспозиции будет сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы. Значительное место планируют уделить портретным работам Серебряковой — ее любимому жанру, — а также пейзажам. Еще на выставке будут представлены эскизы росписей Казанского вокзала в Москве и серия картин, раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.

За туалетом. Автопортрет
Зинаида Серебрякова, 1909

Две судьбы суждено было прожить Зинаиде Серебряковой.

В первой она — потомок художественного семейства, счастливая, любимая и любящая жена, мать обожаемых детей и талантливая художница, вошедшая в русскую живопись со своим автопортретом перед зеркалом, в котором, кажется, сконцентрировались счастье, любовь, довольство, свежесть и радость жизни. Вторая судьба — вдова, разлученная с детьми, выбивающаяся из сил, чтобы заработать на кусок хлеба, не нашедшая места на чужбине и утратившая родину, раздираемая тревогой и снедаемая безысходной тоской…

Катя в голубом у елки
Зинаида Серебрякова, 1922

Безусловно, без работ парижского периода ретроспективная выставка была бы невозможна. Часть произведений для выставки поступит из французских коллекций и будет демонстрироваться в России впервые.

Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
Зинаида Серебрякова, 1923

Альпы. Деревня в Савойе
Зинаида Серебрякова, 1933

Еще один сюрприз предстоящей ретроспективной экспозиции Зинаиды Серебряковой — декоративные панно,созданные художницей для виллы бельгийского барона Жана де Броуэра.

Москвичи впервые смогут увидеть эти работы, долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны.

А петербуржцы могли видеть эти произведения в 2007 году, когда Русский музей впервые в России показал «бельгийские» панно Серебряковой на выставке «Обнаженные».

У панно из дома барона де Броуэра удивительная и нелегкая судьба. Зинаида Серебрякова создала эту серию аллегорических картин в 1936−37 годах; всего женских фигур было восемь: четыре отдельных вертикальных«нишевых» картины, а еще четыре фигуры, изображавшие времена года, были выполнены на двух горизонтальных панно.

Фигуры на горизонтальных панно изображены рядом с фрагментами карт тех мест и стран, которые имели для семьи де Броуэр особое значение: «Марокко», «Фландрия», «Индия» и «Патагония».

Сама Серебрякова называла их «времена года».

Панно украшали зал «Ренессанс» виллы Мануар дю Реле долгие годы.

Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли, но сама вилла — а с ней и панно, — сохранились. 

Долгое время считалось, что панно Серебряковой написаны неизвестным фламандским художником.

Выполненные в стиле ню, фигуры на вертикальных панно изображали занятия и склонности барона де Броуэра. Так, «Юриспруденция» представляла профессию барона, «Флора» — его любовь к природе, «Искусство» отражало расположенность к покровительству художникам и скульпторам, а панно «Свет», на котором женщина держит факел, аллегорически олицетворяла промышленные интересы де Броуэра.

Зинаида Серебрякова. Искусство. 1936-37 гг

После окончания работ над панно Зинаида Серебрякова послала фотографии произведений своему брату, Евгению Лансере.

Зинаида Серебрякова. Юриспруденция. 1936-37 гг

Два панно работы Серебряковой — та самая «Юриспруденция» и «Флора», — выставлялись на торгах в Лондоне весной 2012 года. Аукционный дом Bonhams тогда сделал большую ставку на эти лоты: каждый был оценен в сумму около 1,5 млн долларов. Однако публика не проявила интерес к этим работам, и на аукционе они проданы не были. 

В состав экспозиции планируют включить лучшие произведения из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Музея семьи Бенуа в Петергофе, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь.

Москвичии и гости столицы также увидят работы художницы из Фонда Зинаиды Серебряковой (Париж) и частных коллекций Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа и Лондона. Словом, выставка обещает быть очень интересной!

Девочки-сильфиды (Балет «Шопениана»)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова,1924

Выставка «Зинаида Серебрякова» в Государственной Третьяковской галерее 
пройдет с 4 апреля по 30 июля 2017 года

Из:  Артхив

Источник: http://www.izbrannoe.com/news/iskusstvo/krupnaya-retrospektiva-zinaidy-serebryakovoy-proydet-v-tretyakovskoy-galeree/

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

1884 — 1967

Русская художница. Дочь Е.А. Лансере. Член «Мира искусства». С 1924 года жила во Франции.

В 1910 году никому не известная Зинаида Серебрякова представила на выставке Союза русских художников ряд портретов, пейзажей, этюдов крестьянского быта.

Её выступление, столь неожиданное, вызвало восторженные отклики, но настоящий фурор произвёл автопортрет «За туалетом». Картина, казалось, была выполнена с необычайной лёгкостью и быстротой.

С полотна на зрителя смотрела счастливая, гармоничная женщина, своей красотой и уютом дома защищённая от сурового внешнего мира.

За окнами царит зима (что удалось передать талантливой художнице с помощью света), а в комнате, среди причудливых безделушек, духов, свечей — тепло и празднично. Как сильно не хватает в жизни человеку этого внутреннего покоя и удовлетворённости, порядка, без педантичности, просто естественного душевного порядка и здоровья.

За туалетом

В 1910‑е годы, когда искусство декларировало ломаные линии и изломанные судьбы, в предчувствии катастроф, картина Серебряковой поразила современников своей детской непосредственностью и восторженностью перед будущим.

Созданное вокруг Бенуа объединение «Мир искусства» стало для Серебряковой её художественными университетами. Александр Николаевич открыл в 1890‑х годах Венецианова, почти забытого художника, и Зинаида со всей силой души отдалась изучению манеры этого мастера.

Многие полотна Серебряковой напоминают картины Венецианова, да и Зинаида не намеревалась скрывать этого. Бенуа был настолько увлечён своим открытием, он с таким волнением рассказывал о художнике, о его этюде «Старая няня в шлычке», что Зинаида немедленно скопировала этот этюд.

Осенью 1905 года в личной жизни Зинаиды произошли радостные перемены. Она по большой любви вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, оканчивавшего Институт путей сообщения, и вместе с ним решила уехать во Францию, чтобы продолжать там изучение живописи.

Серебрякова по‑прежнему много работала, она уже не могла жить без карандаша в руках, это уже было вроде болезни. В Париже она освоила сложнейший нюанс живописи — движение, несколько изменилась и манера рисунка Зинаиды. На смену чёткой штриховке пришла более мягкая, контурная линия стала менее жёсткой.

Однако если к импрессионистам Серебрякова отнеслась более благосклонно, то разного толка современные течения вызвали у неё резкое неприятие. Её сердце было навсегда отдано старым мастерам, древним скульпторам.

Источник: https://feminism-ua.livejournal.com/513053.html

Зинаида Серебрякова: гений позитива в страшные времена « Троицкое благочиние г. Москвы

«За туалетом». Автопортрет (1909)

Творчество Серебряковой развивалось на протяжении всей первой половины XX столетия, но в первую очередь она – художница Серебряного века, в атмосфере которого формируется ее манера, устанавливаются принципы ее художественного мира, которые не изменят впоследствии никакие исторические и жизненные перипетии.

Эта эпоха, многоликая и сложная, явила неприметный ранее на горизонте русской культуры феномен женского искусства. На рубеже веков целое созвездие женщин-художниц решительно заявляет о себе в традиционно «мужской» профессии. Нередко среди них те, кто уже от рождения принадлежал к миру искусства.

Именно в такой семье, объединившей фамилии Лансере и Бенуа, появилась на свет в 1884 году Зинаида Серебрякова.

Ее отец Евгений Лансере – известный скульптор-анималист XIX века, дед по матери – знаменитый архитектор Николай Бенуа, родной дядя – Александр Бенуа, известнейший художник и историк живописи.

Пройдет совсем немного времени, и работы племянницы станут предметом его благожелательных критических разборов.

Нескучное

«Карточный домик» (1919)

Начало 1900-х – время ученичества и самоопределения. Зинаида постигает правила художества в различных частных школах – у княгини Тенешевой, Осипа Браза, наконец, – в Париже, в Академии де ла Гранд Шомьер. Все это, несомненно, было важно, но настоящее становление Серебряковой как художницы происходило не в стенах профессиональных студий, а в фамильном имении Нескучное Курской губернии.

Здесь, в старинном доме екатерининских времен с «готическими» окнами, Зинаида появилась на свет, здесь начались ее живописные опыты и счастливая семейная жизнь: с 1905 года она замужем за кузеном Борисом Серебряковым, вскоре родились их сыновья-погодки Евгений и Александр, а затем и дочери – Татьяна и Екатерина.

На ранних графических работах художницы мы видим усадебный дом и окрестные пейзажи Нескучного – поля и сады, цветущие яблони, распаханные нивы. Видим также милый ее сердцу круг близких людей и ее саму.

Автопортрет – одна из ведущих тем творчества Серебряковой. В первых акварельных и темперных набросках она пытается фиксировать характерное в собственной внешности.

Но дальше эти поиски уступят место более обобщенному, как бы «синтезирующему» взгляду на саму себя и на окружающий мир, что ярко проявилось в ее первой значительной работе маслом – картине-автопортрете «За туалетом» 1909 года, с которой началась известность художницы.

В большом зеркале отражается молодая женщина, занятая утренним туалетом. Быстрым движением руки перехвачены каштановые волосы, которые она расчесывает гребнем. Большие карие глаза приветливо всматриваются в собственное отражение и одновременно в зрителя.

На туалетном столике расставлены нехитрые предметы дамского обихода: флаконы, шкатулка с бусами, подушечка с булавками, рядом – подсвечник со свечой. Зеркало показывает нам и часть комнаты.

Интерьер заполнен белым цветом: в него окрашены стены и дверь спальни, он – в фаянсовом умывальнике, кружевной салфетке столика, покрывале и накидке на кровати, в нижнем платье девушки.

Белизна здесь выглядит символичной, она – метафора чистоты и утренней свежести, ясности взгляда на мир и гармонии, царящей и в этой светлой горнице, и во внутреннем мире героини. Живопись Серебряковой – густая, сочная, «звонкая» – по слову А.Н. Бенуа.

Популярный в это время импрессионизм затрагивает художницу лишь по касательной.

Она не увлекается дробным мазком, ее художественному высказыванию присуща определенность; красота женского силуэта, ясно отграниченного от окружающей среды, – одно из главных достоинств картины.

В этом, как и в любовном отношении к детали, чувствуются уроки старых мастеров. В то же время решительное высветление палитры делают живопись картины очень современной и близкой к заветам французских мастеров.

Автопортрет в белой кофточке (1922)

Те же блестящие темные глаза под плавными дугами бровей на приветливом открытом лице встречают зрителя в других ранних автопортретах Серебряковой, вводя его в радостную, приподнятую атмосферу творческого преображения.

Художница уже не преследует цель отобразить сиюминутное состояние и соответствующую ему мимику, она создает свой образ лирической героини, определяя свое «я» через особый типаж, в котором слилось конкретное и идеальное, как это некогда было у русских мастеров XIX века – например, у Тропинина. Но здесь перед нами личность творческая, предстающая в разных амплуа, трактованных подчас в романтическом или театрализованном ключе, характерном для Серебряного века.

Вот она загадочно улыбается из караваджистского мрака, подобно латуровским героиням в картине «Девушка со свечой», или надевает костюм Пьеро, а в следующий раз появляется перед нами с пестрым сине-белым шарфом на голове, примеряя на себя образ восточной женщины, завороженная сама и завораживающая зрителя красочным многоцветьем необычного аксессуара.

Там же в Нескучном, наряду с личностной лирической темой рождается и другая, принципиальная для предреволюционного периода творчества Серебряковой тема, – крестьянская, которую можно назвать эпической. Интерес к крестьянскому миру – естественный в кругу усадебной жизни. Естественным он был и для всего русского искусства на протяжении почти целого столетия.

Читайте также:  Описание картины пьера огюста ренуара «семья ренуара»

В лице Серебряковой это направление как бы свершает круг, возвращаясь к истокам жанра – тому, как видел его и трактовал законодатель направления – Алексей Венецианов, отобразивший крестьянский быт в его коренных положительных основаниях.  Серебрякова как бы минует огромный передвижнический этап в освоении крестьянской темы. Не о тяготах народной жизни хочет она рассказать.

Обычные для жизненного уклада крестьян занятия предстают на полотнах Серебряковой как завораживающие своей красотой действа, а сами образы крестьянок как бы являются воплощением эстетического идеала, в чем-то близкого ренессансному.

Недаром картины, созданные в рамках этой темы, обладают качествами монументальной живописи, фрески. Этому способствует укрупненный масштаб, взятая снизу вверх точка зрения.

Героини ее «Беления холста» (1917) подобны современным богиням: они совершенны физически и нравственно, их босые сильные ноги крепко стоят на земле, движения рук и повороты станов – энергичны и ловки.

Идеальность этих образов и вполне намеренные возрожденческие аллюзии, тем не менее, воплощены не через стилизацию ренессансных образцов или символистскую поэтику, как, например, у Петрова-Водкина при обращении к сходным сюжетам.

Живопись Серебряковой и здесь сохраняет жизненный трепет и свежесть, впитав яркие натурные впечатления: ветер гонит по небу облака, колеблет юбки и рубахи женщин, солнце просвечивает сквозь них, окрашивает розовым загорелые тела; голубые рефлексы и тени залегли в складках холстов… Все это наблюдала художница своими глазами не раз и перенесла на свое полотно, сохранив непосредственность всей сцены, и в то же время, усмотрев в своих героинях черты совершенной человеческой породы.

Революция

«Беление холста» (1917)

В начале XX века множество художников и поэтов обращаются к понимаемой собирательно или даже соборно теме «души народа», русской красоты, Руси-России, у которой «женское лицо».

В ярком ряду образов – кустодиевских, малявинских, нестеровских, – героини  Серебряковой отличаются какой-то особенной умиротворяющей красотой, которую не могут поколебать никакие житейские бури и невзгоды.

Между тем, реальность, как кажется, вступала в прямое противоречие с воплощенным художницей идеалом, – именно в тот самый момент, когда ее творчество достигает своего апогея.

В 1917 году, уже будучи членом известного и авторитетного объединения «Мир искусства», участницей его выставок, Серебрякова была выдвинута на звание академика Императорской Академии художеств. Но разразившаяся революция опрокинула привычное течение жизни и разрушила привычный уклад жизни самым жестоким образом.

Революционные события застают художницу в Нескучном, откуда вскоре ей придется переехать из-за начавшегося разорения усадьбы. Она живет с матерью и детьми на съемных квартирах в Змиеве и Харькове.

Самым страшным становится 1919 год: весной умирает от сыпного тифа Борис Серебряков, приехавший на Украину навестить семью; осенью окончательно разграблено и сожжено Нескучное.

Зинаида с семьей возвращается в Петроград, в фамильный дом Бенуа близ Никольского собора.

Постоянная борьба за выживание и тревога за близких становятся постоянными спутниками Зинаиды в быту.

Столь страшные жизненные перемены, казалось бы, должны были отпечататься в ее работах или даже вообще сделать занятия искусством невозможными.

Но мы видим совершенно обратное: 1920-е годы – новый взлет в творчестве художницы. В этот период она обращается главным образом к автопортрету и портрету.

На «Автопортрете в белом» (1922) Серебрякова изобразила себя за работой. Одетая в белую блузу и синюю юбку художница сидит перед мольбертом, сжимая в руке кисть. Ее взгляд, как обычно, прямо устремлен на зрителя, он по-прежнему спокоен и ясен и не таит в себе следов пережитого.

Разве что чуть больше собранности появилось в облике молодой женщины, а характеристика интерьера стала лаконичнее по сравнению с дореволюционными работами. Но краски, как и раньше, интенсивны: звучный аккорд белого, синего и розового задает привычный для ее картин приподнятый настрой.

Творчество здесь декларируется как главное пристанище, краеугольный камень существования, а художественный мир Серебряковой оказывается обителью гармонии, утраченной в реальном мире.

Чуть ранее, в роковом 1919, был написан групповой портрет всех детей художницы – «Карточный домик». Взятые крупным планом, девочки и мальчики вместе сосредоточенно предаются известной игре, складывая из игральных карт домик на большом столе. Одна лишь младшая Катя отвлеклась на минуту и смотрит в сторону с какой-то недетской серьезностью.

Можно ли усмотреть в самом сюжете некую аллегорию переменчивости человеческой жизни? Серебряковой обычно был чужд язык иносказания, и скорее, здесь мы видим вновь утверждение ценности семейного круга, вопреки всем трагическим обстоятельствам.

Дети вообще – постоянная и излюбленная тема художницы и в раннем творчестве, и сейчас. Серебрякова словно ведет нескончаемый семейный альбом, запечатлевая их от самого рождения до отроческих времен в многочисленных графических и живописных работах.

Пастельные наброски начала 1920-х гг. в сине-голубых тонах («Женя рисует Венеру», «Катя и бабушка») проникнуты щемящим лиризмом и чувством зыбкости ставшего столь аскетичным бытия.

Но дорогое и милое сердцу становится еще более драгоценным из-за осознания хрупкости человеческого счастья. Художница не допускает в свои картины горечь утрат и лишений, демонстрируя удивительный стоицизм и мудрость в своем искусстве.

Творчество для нее – пространство отдохновения, и она по-прежнему ищет темы, которые говорили бы о красоте. Поэтому еще одной особенной темой в этот период для нее становится мир театра.

Занятия балетом одной из дочерей побуждают ее погрузиться в мир театрального закулисья, который Серебрякова отобразила в целой серии картин с юными балеринами, готовящимися к выходу на сцену.

Эмиграция

«Автопортрет в шарфе» (1911)

В 1924 году Серебрякова в поисках заработков уезжает в Париж, надеясь на продажи своих картин с зарубежных выставок. Не помышляя намеренно об эмиграции, художница оказалась в ней волею судьбы, расставшись навсегда с родиной и на долгое время с частью семьи. В Париж к ней смогут переехать только Александр и Екатерина.

Евгений и Татьяна останутся в России. Существование художницы во Франции будет непростым, надежды на поправку материального положения – в целом не оправдавшимися. Лишь узкий круг ценителей будет поддерживать ее редкими заказами и покупкой работ.

Центральными произведениями ее зарубежного периода станут пастели марокканского цикла 1928 и 1932 годов, в которых она отобразит национальные типажи этой экзотической североафриканской страны с присущей ей непосредственностью видения и отменным декоративным чутьем, а также сделанные во время летних отпусков и поездок пейзажи Франции и Италии, чистотой и ясностью цвета и передачей атмосферы приморских городков перекликающиеся с творчеством Альбера Марке.

В переписке с дочерью все чаще проскальзывают пессимистические ноты и острое желание увидеться с оставшимися в России детьми. Эта встреча сможет состояться в период оттепели, в 1960-е годы.

Тогда же на родине вновь пробудится интерес к творчеству Серебряковой, будет восстановлен ее диалог с советской художественной общественностью, а в крупнейших городах Союза – Москве, Ленинграде и Киеве пройдут  с огромным успехом ее персональные выставки.

Зинаида Серебрякова скончается в Париже в возрасте 82 лет.

При всей своей преданности лучшими образцам русского и зарубежного классического искусства Серебрякова не стала эпигоном ни одного из прошлых или современных течений.

Она обрела собственное, всегда узнаваемое лицо в живописи, но наиболее ценным ее качеством и залогом симпатии зрителя стал сохраняемый во всех катаклизмах истории XX века радостный оптимизм ее творчества, вера в преображающую силу творчества и концентрация на счастливых и прекрасных моментах человеческого бытия.

Запись Зинаида Серебрякова: гений позитива в страшные времена впервые появилась Милосердие.ru.

Дата последнего изменения: 05.05.2017

Источник: http://troitse-paraskevo.ru/2017/05/zinaida-serebryakova-genij-pozitiva-v-strashnye-vremena/

Зинаида Серебрякова. Трудная судьба художницы

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере) родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении  Нескучное, в Курской губернии, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором,отец Евгений Лансере — известным скульптором.

Мать  происходила из семьи Бенуа, она и ее сестра — Александра Бенуа, в молодости были художниками-графиками. Один из её братьев, Николай,  был архитектором, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.

 Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде  Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа  и  в  имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда  привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве. Рисовать много, забывая обо всем, она начала в юном возрасте.

Любимое детское увлечение стало призванием. Да и не могла Зина не стать художником, — ее путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями. Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки.

Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды. Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина. Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти ее многому учили.

 В 1886 году после смерти отца, семья перебирается  из имения  в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу,  основанную княгиней М. К. Тенишевой.

 В 1902-1903 годах во время поездки  в Италию она создала множество набросков и этюдов.

Автопортрет 1900 г.В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего  двоюродного брата. Позже 21-летняя Зинаида, уже будучи замужем, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они приходились друг другу близкими родственниками — двоюродными братом и сестрой, поэтому за свое счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками. Автопортрет 1907 г.

После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила в Нескучном — писала портреты крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург. Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.

 В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает  этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный  стиль, определить круг ее интересов.  В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.

Портрет Ольги Константиновны Лансере 1910 г.Автопортрет 1910 г.Автопортрет в шарфе 1911 г.Купальщица 1911 г.В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает  автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью».

Ее пейзажи великолепны  — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы. За туалетом. Автопортрет 1909 г.Семейный портрет 1914 г. Автопортрет 1914 г.

Расцвет в творчестве  художницы происходит  в 1914—1917 годах.

Зинаида Серебрякова  создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе —  «Крестьяне», «Спящая крестьянка».

В картине «Беление холста»  раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста. 
  

Крестьяне 1914 г.
Обувающаяся крестьянка 1915 г.
Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках 1916-1917 г.г.Крестьянка, расстилающая холст 1916-1917 г.г.Нарцисс и Нимфа Эхо. Этюд 1916-1917 г.г.

Обнаженная. Эскиз: 1916-1917 г.г.

Купание 1917 г.

Диана и Актеон 1916-1917 г.г.
  

 В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве,  он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над  композициями на темы античных мифов. Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.  

Читайте также:  Описание картины владимира маковского «от дождя»

Индия 1916 г.

Япония (Одалиска) 1916 г.,  Сиам 1916 г.   Tурция (Две одалиски) 1916 г., Турция, 1915-1916 г.г.Во время  гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном». Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида  отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее.

Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей. Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало.

 В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на ее долю, подавленном душевном состоянии. Все эти годы художница  жила, в постоянных мыслях  о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые  хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом.

Зинаида,  вместе с дочерью посещают  Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году  она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха.Семья переживает тяжелые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

 Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций. Обнаженная 1920 г.

Автопортрет в красном 1921 г.

Портрет Таты в костюме Арлекина 1921 г.

Голубые балерины 1922 г.

Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха 1922 г.   Галина Тесленко, сослуживица художницы, стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, — говорила ей Серебрякова в 1922 году. — Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади…».Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость. Современники отмечали ее поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.Анна Ахматова 1922 г.

Обнаженная 1923 г.

Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном 1923 г.
  

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы.

 Как оказалось, что покинула страну навсегда. Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах. С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже.

Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелегкой.  Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и  творческого удовлетворения.Сколько бы ни трудилась русская художница, заработки были слишком малы, чтобы угнаться за ценами. Она тосковала по  родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах.

 Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям. 

Портрет композитора С.С.Прокофьева 1926 г.

Обнаженная натура 1927 г.
  

Сразу же она стала известна, как лучший мастер портрета, но, несмотря на это, за гроши бралась писать многие работы, а бывало, что трудилась бесплатно, лишь бы иметь клиентуру. Художник К.

Сомов, тоже живший в Париже в те годы, так отзывался о Зинаиде: «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают, и палец о палец не ударят».

Иногда заказчики находили в работах художницы «изъяны», и тогда весь круг знакомых клиента был для нее закрыт.
Марокканка в белом 1928 г.

Отдыхающая негритянка. Марракеш 1928 г.

Марракеш 1932 г.

Марокканская девушка. Марракеш 1932 г.
   

В 1920-30-х годах состоялось несколько персональных выставок Зинаиды Серебряковой в Париже.

Во французской печати ее называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», но эти благожелательные отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное тогда абстрактное искусство, которое сильно влияло на вкусы общества. Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и ее работы крайне редко приобретались на выставках.

Обнаженная натура 1930 г.Портрет Веры Фокиной.

1930-е«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всем) в искусстве, с прежними веками, то ведь все никуда не годится, а все-таки мы продолжаем рисовать», — удивлялась собственной выносливости художница.

Бездарные полотна и их авторы, ничего общего не имевшие с настоящим искусством, раздражали ее. Поражала и публика, не способная отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе.

«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь», — писала художница.

В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину.

Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.

Аллегория лета 1936-1937 г.г.
  

В 1961 в Париже ее навещают два  советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже  в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.

 В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.

 Дети и русские художники звали ее вернуться, но старая художница была уже тяжело больна, и после двух перенесенных операций на переезд не решилась. Да и сына, и дочь, которые тоже стали художниками, она не хотела оставлять за границей. «Вообще, я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих», — писала она еще в 1926 году.

И с горечью подводила итог прожитому:- «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы.,.». З.Е.
Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года.

За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих — не только соотечественников — она стала открытием подлинного русского таланта.

Источник: https://europa318.livejournal.com/28058.html

Крупная ретроспектива Зинаиды Серебряковой пройдет в Третьяковской галерее

Эту тему,которую я нашла  и подготовила к показу,дарю как подарок 

Валерию Евстафьеву к 23 февраля.

4 апреля 2017 года в Государственной Третьяковской галерее откроется большая ретроспектива работ выдающейся художницы Зинаиды Серебряковой.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет в шарфе(фрагмент). 1911. Собрание ГМИИ им. Пушкина

По мнению кураторов,это будет наиболее полный показ работ Серебряковой за последние 30 лет — они будут собраны из музеев и частных собраний разных стран. Узнаем подробности!

Бретань. Городок Пон-л»Аббе. Порт.Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1934, 71×91 см

Основной акцент в экспозиции будет сделан на самом плодотворном русском периоде творчества художницы.

Значительное место планируют уделить портретным работам Серебряковой — ее любимому жанру, — а также пейзажам

За туалетом. Автопортрет.Зинаида Евгеньевна Серебрякова.1909, 75×65 см

Еще на выставке будут представлены эскизы росписей Казанского вокзала в Москве и серия картин,раскрывающих закулисный мир Мариинского театра.

Катя в голубом у елки Зинаида Евгеньевна Серебрякова

1922, 63.6×47.5 см

Балетная уборная. Снежинки (Балет «Щелкунчик»)
Зинаида Евгеньевна Серебрякова.1923, 105×85 см

Безусловно,без работ парижского периода ретроспективная выставка была бы невозможна. Часть произведений для выставки поступит из французских коллекций и будет демонстрироваться в России впервые.

Альпы. Деревня в Савойе Зинаида Евгеньевна Серебрякова

1933, 48×62 см

Еще один сюрприз предстоящей ретроспективной экспозиции Зинаиды Серебряковой — декоративные панно,созданные художницей для виллы бельгийского барона Жана де Броуэра.

Москвичи впервые смогут увидеть эти работы,долгое время считавшиеся погибшими во время Второй мировой войны.

А петербуржцы могли видеть эти произведения в 2007 году,когда Русский музей впервые в России показал«бельгийские» панно Серебряковой на выставке«Обнаженные».

У панно из дома барона де Броуэра удивительная и нелегкая судьба. Зинаида Серебрякова создала эту серию аллегорических картин в 1936−37 годах; всего женских фигур было восемь: четыре отдельных вертикальных«нишевых» картины,а еще четыре фигуры,изображавшие времена года,были выполнены на двух горизонтальных панно.

Фигуры на горизонтальных панно изображены рядом с фрагментами карт тех мест и стран,которые имели для семьи де Броуэр особое значение: «Марокко», «Фландрия», «Индия» и «Патагония».

Сама Серебрякова называла их «времена года». «Росписи состояли из декоративных географических карт в стиле XVIII века,исполненных в одном тоне(их мой сын исполнил), я же написала на фоне в углах карт мотивы „4-х времен года“(лето со снопом,весну с цветами и т. д.) и 4 фигуры,стоящие в „нишах“ на другой стене.

Рисовала я все это в Париже и,к сожалению,не видела,как все это выглядело на стенах,так как дом этот был не совсем готов и еще необитаем… во время войны в этом месте как раз проходил фронт,и дача Броувера была разрушена…»(из письма Зинаиды Серебряковой к А. Н. Савинову, 1964г)

Зинаида Серебрякова. «Свет». 1936-37гг

Панно украшали зал«Ренессанс» виллы Мануар дю Реле долгие годы. Во время Второй мировой войны барон и его супруга погибли,но сама вилла — а с ней и панно, — сохранились.

При этом считалось,что произведения написаны неизвестным фламандским художником. Выполненные в стиле ню,фигуры на вертикальных панно изображали занятия и склонности барона де Броуэра.

Так,«Юриспруденция» представляла профессию барона, «Флора» — его любовь к природе,«Искусство» отражало расположенность к покровительству художникам и скульпторам,а панно«Свет», на котором женщина держит факел,аллегорически олицетворяла промышленные интересы де Броуэра.

Зинаида Серебрякова. «Искусство». 1936-37гг

После окончания работ над панно Зинаида Серебрякова послала фотографии произведений своему брату,Евгению Лансере. В ответном письме Лансере так отозвался о работе талантливой сестры: «…Так они мне понравились.

У тебя есть именно то,чего нет вокруг: помимо выдумки,то,что называют композицией. Они хороши в своей простоте исполнения,завершенности формы,поэтому монументальны и декоративны помимо сюжета и размера. Ты так широко,связно,цельно понимаешь(в смысле передачи) форму предметов.

Самою складною мне кажется „Юриспруденция“. Это панно особенно нарядно и богато заполнено. При своей простоте,скупости,так сказать,украшений,атрибутов. Завидую тебе,что ты так просто,так гибко,широко и законченно умеешь передавать тело».

Зинаида Серебрякова. «Юриспруденция». 1936-37гг

Зинаида Серебрякова. «Флора». 1936-37гг

Интересно,что два панно работы Серебряковой — та самая«Юриспруденция» и «Флора», — выставлялись на торгах в Лондоне весной 2012 года. Аукционный дом Bonhams тогда сделал большую ставку на эти лоты: каждый был оценен в сумму около 1,5 млн долларов. Однако публика не проявила интерес к этим работам,и на аукционе они проданы не были.

Девочки-сильфиды «(БалетШопениана») З.Е.Серебрякова1924,82×103 см

В состав экспозиции планируют включить лучшие произведения из собраний Государственной Третьяковской галереи,Государственного Русского музея,Музея семьи Бенуа в Петергофе,Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь .

Москвичии и гости столицы также увидят работы художницы из Фонда Зинаиды Серебряковой(Париж) и частных коллекций Москвы,Санкт-Петербурга,Парижа и Лондона.

Словом,выставка обещает быть очень интересной!

Она пройдет в Государственной Третьяковской галерее
с 4 апреля по 30 июля 2017 года

Источник

Пчёлка Майя просветленный

  • Активность: 74k
  • Репутация: 10k
  • Пол: Женщина

Пчёлка Майя просветленный

Источник: https://obiskusstve.com/1086344008131152640/krupnaya-retrospektiva-zinaidy-serebryakovoj-projdet-v-tretyakovskoj-galeree/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector