Зинаида Серебрякова: картины и их описание :
Зинаида Евгеньевна, урожденная Лансере, происходила из художественной семьи. Жизнь ее, легкая сначала и складывавшаяся «по любви», однажды рухнула и уже не наладилась. Даже после смерти: умерла русская художница не на родной земле, а в далекой Франции.
Ее прах покоится на эмигрантском кладбище в Париже среди других талантливых людей «от искусства», оставшихся когда-то и насовсем без точки опоры и с вечной тоской по родине в душе.
А картины Зинаиды Серебряковой, вопреки всему, вернулись в Россию и стали неотъемлемой частью русского искусства.
Зика. Нескучное
Зика Лансере родилась, по одним данным, 10, по другим, 12 декабря 1884 года в имении своих родителей неподалеку от Харькова. Имение имело звучное название «Нескучное».
Может быть потому, что людям, в нем проживавшим, было нескучно жить — они слишком любили тот мир, который их окружал, и были увлечены творчеством: мать и братья — живописью, отец — скульптурой, дед — архитектурой.
А может быть, потому что жители этой местности были жизнерадостными людьми и очень любили жизнь.
Возможно, природный талант графика и влияние отца сделали бы из юного дарования хорошего скульптора, но Евгений Лансере очень рано умирает от чахотки. В то время Зике было всего два года.
Зина очень рано увлеклась рисованием — сказывались фамильные способности. В 1886 году семья Лансере перебралась в Петербург. А Нескучное осталось всего лишь местом для сюжета ежегодной летней сказки.
Но именно эта сказка стала целым этапом в ее жизни: на противоположном берегу реки Муромки, почти напротив дома Лансере, в Нескучном проживал голубоглазый красавец Борис Серебряков, любовь к которому озарила девичье существование и внесла в него живительную чистую струю и терпкий вкус ожидания чуда.
Даже в Италии, куда совершила поездку Зинаида, девушка не сумела насладиться ее природой и культурой, так она скучала по своему Борису и Нескучному. При этом она писала жадно и много. Однако итальянские картины Зинаиды Серебряковой большого внимания к себе не привлекли.
Зинаида Лансере. Петербургкое
Этап жизни Зинаиды Лансере, протекавший в Петербурге, дал ей возможности получения хорошего образования и творческого развития. Художественное образование Зина получила в школе княгини Тенишевой.
Раннее творчество не дало девушке известности.
Но в 1905 году изменяется семейный статус Зинаиды — она выходит замуж за Бориса Серебрякова и берет его фамилию, под которой и станет известной для всех любителей поэзии Серебряного века.
Сразу после свадьбы в биографии Зинаиды Серебряковой появляется в первый раз Франция, куда она отправляется учиться любимому делу. Огромное количество этюдов, набросков, картин разнообразной тематики было написано ею во время этой поездки, в которую она отправилась вместе с мужем.
Романтические настроения, навеянные теплым и глубоким чувством к мужу, находят отражение и в картинах художницы: яркие чистые радостные цвета, рисунок будто бы прозрачный и совсем невесомый, от всего исходит ощущение позитива, счастья и света.
Зинаида пишет портрет любимого мужа и себя перед началом нового счастливого дня — за утренним туалетом. Эти картины вошли в первую выставку полотен Зинаиды Серебряковой, состоявшуюся в 1910 году в Петербурге.
Потом картины: автопортрет Зинаиды Серебряковой «За туалетом» и «Зеленая осень» — были куплены Павлом Третьяковым и вошли в основной фонд его галереи.
Зинаида Серебрякова. Плодотворное
Время после замужества, когда у молодой четы за небольшое время рождается четверо детей — два сына и две дочери, стало самым плодотворным и в творчестве художницы.
Да и темы, к которым обращается молодая мать, связаны с землей, ее плодородием и изобильностью, русской деревней с ее большими дружными и работящими семьями и крестьянским трудом, но не тяжким бременем, а живой радостью наполняющим тружеников на земле.
Красота русской природы, необъятность родных просторов отражены в таких картинах, как «Крестьяне», «Жатва», «Беление холста» и др.
Картины Зинаиды Серебряковой еще по-прежнему светлы и радостны, восприятие мира незамутненно и по-хорошему наивно. Цветовая гамма такая же яркая и насыщенная, а образы людей и природы существуют в полной гармонии. И пишет она их в любимом сердцу Нескучном.
Картины Зинаиды Серебряковой именно в эти три предреволюционных года делают ее знаменитой.
Самой известной работой этого периода является картина «За завтраком», отражающая счастье тихой семейной жизни и являющаяся воплощением тихого и уютного семейного быта Серебряковых.
Зинаида Серебрякова. Крах
Все ужасное в жизни всегда происходит неожиданно. Зинаида Евгеньевна Серебрякова, по ее воспоминаниям, предчувствовала беду: еще перед революцией в 1917 году трагическая смерть деревенской девушки Поли Молчановой, утонувшей в Муромке, показалась ей нехорошим знаком.
Так и случилось. И первым пострадало родное Нескучное — в 1918 году оно было сожжено. Зинаида с матерью и детьми перебралась в Харьков и устроилась работать в археологический музей.
В то время ее муж Борис Серебряков работал на строительстве железной дороги Уфа — Оренбург, и виделись они редко. Не всегда удавалось и дозвониться — надолго порой прерывалась связь. По дороге домой Борис заражается сыпным тифом и скоропостижно умирает на руках жены.
Зинаида остается с четырьмя маленькими детьми на руках. В это же время тяжело заболевает Екатерина Николаевна Бенуа — мать художницы.
В 1920 году семья Зинаиды Серебряковой перебирается в Петербург и поселяется в коммуналке, разместившейся в фамильной квартире Бенуа. Художнице предлагают работать преподавателем в Академии художеств, но она отказалась.
Не хочет она писать и востребованные советской властью агитационные плакаты, которые в то время могли бы дать им и пищу и благополучие. Она пишет то, что ей было родным: пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые картины. Денег мало, средств к существованию практически не осталось.
Именно в этот период пишутся самые тяжкие по духу и восприятию полотна. Самым известным из них стала картина «Карточный домик», написанная в 1919 году.
Зинаида Серебрякова. За границу!
Казалось бы, жизнь и удача вдруг повернулись к Зинаиде Серебряковой лицом: сначала в 1924 году продаются все ее картины, вошедшие в состав выставки русского искусства в Америке, затем из Парижа поступает заказ на создание большого декоративного панно. Для того чтобы выполнить работу, нужно было покинуть родную землю и отправиться во Францию, в Париж. Женщина хватается за этот спасательный круг и уезжает, оставив в России мать и детей.
Зинаида Серебрякова. В изгнании
В Париже она оказывается никому не нужной. Небольших денег, заработанных за проданные с трудом полотна, едва хватает, чтобы хоть как-то связывать концы с концами. Большую их часть она отсылает матери и детям.
Через год после отъезда во Францию советские власти разрешают выехать к ней среднему сыну Александру, а еще через два года — младшей дочери Екатерине.
Вернуться на Родину Зинаида Серебрякова уже не сможет, хотя картины ее в Россию возвращаются: в 1960-х годах в Москве, Ленинграде и Киеве проходили с большим успехом выставки Зинаиды Серебряковой. Евгений и Татьяна проживали в Ленинграде с бабушкой Екатериной Бенуа.
Произведения этого периода частично «навеяны» Русскими сезонами Сергея Дягилева и посвящены русскому балету, но, кроме того, связаны с той страничкой жизни, когда балетом занималась ее дочь Тата: «Балетная уборная. Снежинки», «Девочки-сильфиды» и др.
Ряд картин охватывает пейзажную тематику и отражает красоту и необычность для восприятия Серебряковой европейской природы. Есть портреты и натюрморты. Но все эти картины хранят оттенок мрачности и тоски, грусти и философского созерцания.
Зинаида Серебрякова. Возвращение без возвращения
Ниточкой, связывавшей художницу с Отечеством, стала дочь Татьяна Борисовна Серебрякова — театральный художник Московского художественного академического театра.
В 1980-е годы о Зинаиде Евгеньевне Серебряковой вспомнили и заговорили на ее родине, даже разрешили вернуться. Но у художницы уже не было ни сил, ни здоровья на этот длинный и нелегкий путь. В 82-летнем возрасте она скончалась и была похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Недавно, в апреле 2017 года, в Третьяковской галерее была представлена еще одна выставка Зинаиды Серебряковой. Особенно выделяются, кроме названных выше, портреты детей художницы. Также притягивают взгляд автопортреты Зинаиды Серебряковой. Что-то щемящее прокрадывается в душу, когда вглядываешься в эти лица и вспоминаешь о нелегкой судьбе персонажей.
Незабываемы и образы русских красавиц с чертами европейских Мадонн, представленные в произведениях Зинаиды Серебряковой. Озорные открытые лица, широко распахнутые глаза, полуулыбка… Есть в них что-то от красавиц эпохи Возрождения, изображенных на полотнах Леонардо да Винчи и Рафаэля. Гимн женской красоте и молодости!
Биография Зинаиды Серебряковой была очень тяжелой. Однако художница, преодолев все тяготы и невзгоды, стала одним из немногих примеров женщин, сумевших завоевать признание в мире искусства.
Источник: https://www.syl.ru/article/325410/zinaida-serebryakova-kartinyi-i-ih-opisanie
Сочинение по картине Серебряковой За обедом (За завтраком) 2 класс
Серебрякова Зинаида Евгеньевна очень любила изображать в своих работах свою семью. Именно от просмотра таких картин, сердце наполняется радостью и любовью.
Потрясающая картина талантливой художницы «За обедом (За завтраком)». На картине изображены трое детей сидящих за столом. Рассмотрим каждого персонажа детальней.
На переднем плане сидит старший мальчик, ему около 9-10 лет. Он одет в темно-синий пиджак и черные штаны. Волосы русого цвета, слегка растрепаны. Возможно, он бегал на школьных переменах. Юноша сидит в полуобороте. Такое чувство, что его только что окликнули, и он обернулся посмотреть кто же там.
Перед ним на столе стоит золотистый, ароматный суп. Мальчишка так с аппетитом его ел, что когда его позвали, он даже не бросил ложку, а крепко держит ее в своей руке.
Рядом с ним сидит его маленькая сестричка. По всей видимости, она первоклашка. Ей около 6-7 лет. У нее красивая рубашка в полосочку, а сверху надет белоснежный кружевной школьный фартук. Ее волосы каштанового цвета до плеч. Девочка сидит на крае большого стула и смиренно ждет, когда же мама нальет ей тарелку вкусного супа. Она так же смотрит на зрителя.
Далее сидит средний брат. Одет в темно — синий пиджак. Он уже поел и пьет вкусный компот. Его взгляд направлен в стол. Он о чем-то задумался. Возможно, мальчик размышляет об предстоящих домашних заданиях.
Художник изобразил нежные и заботливые руки мамы, которые и приготовили такой богатый стол. Мама наливает суп из супницы.
Вы только посмотрите на стол, сколько здесь всего вкусного. Тут и печенье с молоком, компот, ароматный суп, булочки и пирожки. А как красиво за сервированный стол.
Присмотритесь на салфетку, которая лежит на тарелки у девочки. Белоснежная скатерть и расписная посуда дополняет настроение торжества. На столе так же видны стаканы из хрусталя.
Большие, массивные, деревянные стулья отлично сочетаются с интерьером.
Мама очень постаралась к приходу своих детей. Наверное, это их первый учебный день, после летних каникул. Таким образом, любящая мама хотела порадовать своих детей.
Серебрякова передала своему зрителю замечательную атмосферу домашнего тепла и любви.
Сочинение-отзыв на картину За обедом (За завтраком)
Классная картина! Дети кушают. У них завтрак. Так картина и называется «За завтраком». Хороший у них завтрак – стол большой. Дети сидят за столом. Их трое. Наверное, это братья и сестра.
Картина больше похожа на фотографию. Почти все дети повернулись к художнику. Много движения.
Обернулся мальчик с карими глазами. Он ест какую-то кашу. Смотрит на нас и девочка. Она в школьной форме. В смысле, на ней черное платье в белую полоску и белый фартук. Думаю, что это в древности такая форма была в школах. Девочка руку положила на тарелку. Кажется, что она просто не хочет есть! Закрывает тарелку от еды. Мама, наверняка, захочет покормить её.
На мальчиках серые рубахи. Там тоже есть белые полоски. Но не такие, как у арестантов! Тонкие…
У детей похожие глаза. Ещё один мальчик пьет свой компот. И ни на кого не обращает внимания!
Ещё там есть руки мамы, которая наливает кашу. То есть половником пор тарелкам раскладывает.
На столе столько всего! Желтый кувшин. Много тарелок. Красивые салфетки. И скатерть белая! Ещё прозрачный графин, масло, соль. Свежий хлеб в виде булок. Стаканы есть пустые и тарелки тоже. То есть фотограф (художник) должен сесть за стол. Может быть, это папа их рисует. Хотя художник (в реальности) женщина.
Сядет за стол, конечно, и мама. Как без неё?
Сама картина светлая, много белого цвета. Достаточно много солнца. Настоящего! Не от ламп.
Смотрят дети не зло, а с любопытством. Милая картина. Такая семейная.
2 класс
Описание настроения картины За обедом
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Финогеновой Каток для начинающих 9 классНа картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев
- ОстроуховТворческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств
- Описание картины Вид Константинополя при лунном освещении Айвазовского сочинениеБольше всего на свете Айвазовскому нравилось рисовать не только море, но еще и разные города и страны. Частенько он бывал в Турции, именно поэтому на многих полотнах можно увидеть эту страну.
- Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 6, 7 классНа пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.
- Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 классМногочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/serebryakova/za-obedom-za-zavtrakom-2-klass-opisanie
Её волшебная кисть
Живописец удивительного таланта, Зинаида Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в небольшом имении отца Евгения Лансере – в селе Нескучном Муромской волости Белгородского уезда Курской губернии.
Зинаида была самым младшим, пятым по счёту ребёнком в семье, где искусством занимались все. Её прадед Альберт Кавос (автор проекта Большого театра) и дед Николай Бенуа были выдающимися архитекторами.
Отец Евгений Лансере – известный русский скульптор-анималист. Профессионально занималась живописью и мать Екатерина Николаевна – сестра знаменитого критика и художника Александра Бенуа.
Старший брат Зинаиды Серебряковой, Евгений Евгеньевич Лансере, – автор первых и лучших иллюстраций к «Хаджи-Мурату» Льва Толстого.
Дух высокого искусства
В семьях Бенуа и Лансере главным смыслом жизни было служение искусству, а все дети рождались, словно уже держа в руках кисть или карандаш. Зиночка тоже начала рисовать в юном возрасте.
Поначалу талант девочки развивался под пристальным вниманием матери и старших братьев, которые к тому времени уже готовились стать профессиональными художниками.
Затем Зина, закончив в 1900 году женскую гимназию, стала посещать художественную школу, основанную княгиней Тенишевой, где преподавал сам Илья Репин. Работая впоследствии в студии великого художника, Серебрякова копировала знаменитые полотна из Эрмитажа – старые мастера дали ей не меньше, чем прямые учителя.
С тех пор навсегда осталась в её светлом искусстве благородная, классическая простота.
Несомненное влияние на становление творческой манеры молодой художницы оказало и путешествие по Италии вместе с матерью в 1902–1903 годах. Во время поездки было сделано множество набросков, этюдов и рисунков.
Ум с сердцем в ладу
Вернувшись в Россию, Зинаида в 1903–1905 годах занимается в частной мастерской художника-портретиста Осипа Браза, входившего в знаменитое объединение художников «Мир искусства», созданное Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. В 1905 году Зинаида Евгеньевна выходит замуж за Бориса Серебрякова. Они были знакомы с раннего детства: семья Бориса проживала по соседству с имением Евгения Лансере в Нескучном.
В воспоминаниях дочери Зинаиды и Бориса Серебряковых, Татьяны Борисовны, есть такая запись:
В октябре 1905 года счастливые супруги уезжают в Париж, где Зинаида Евгеньевна поступает в Академию де ля Гранд Шомьер. Она много занимается техникой рисунка, во время путешествий по Франции делает различные зарисовки.
Через год Серебряковы возвратились в Россию и стали обустраивать свою семейную жизнь в родовом имении, в Нескучном. Борис занимался обработкой земли, строительством моста через Муромку. Зина лечила заболевших селян, устраивала ёлки крестьянским детям.
Родное белгородское село
Серебрякова всей душой любила родное село. Позднее она писала:
Аллеи серебристых тополей, тропинки, сбегавшие к полям, речка её детства Муромка, сады, расцветавшие по весне… Всё это запечатлено на этюдах и рисунках художницы.
Обычно лето и осень она проводила в деревне, писала картины крестьянского быта, а на зиму уезжала в Петербург. Но в 1909 году решила подольше задержаться в имении.
Так появился на свет небольшой холст «За туалетом».
Этот звонкий, радостный, дышащий необыкновенной чистотой и свежестью автопортрет, пожалуй, самое знаменитое полотно Зинаиды Серебряковой.
Перед публикой он появился на выставке Союза русских художников зимой 1910 года в Петербурге, рядом с картинами Серова, Врубеля, Кустодиева. Работу дебютантки приобрела Третьяковская галерея.
С этой картины и началась известность художницы. Взлёт оказался ярким и стремительным.
Тем временем в семье Серебряковых один за другим родилось четверо малышей – две дочки, два сына. Самые трогательные, самые нежные картины художницы – портреты её детей: Кати, Таты, Жени и Саши.
Зинаида рисует мужа, семью, домашних, себя в кругу близких – словно чувствует, что счастливых мгновений отпущено совсем немного, и их надо сохранить…
Чудесна картина «За завтраком»: трое ребятишек, сидящие за накрытым столом, белая скатерть, супница, салфетки в кольцах – милые мелочи, в которых живёт душа дома, наполненного светом искренней любви.
Летом 1911 года снова в Нескучном, на берегу Муромки, Зинаида Евгеньевна делает наброски к картине «Купальщица», которая впоследствии получила самую высокую оценку художественной критики и любителей живописи.
Волшебная кисть художницы неутомима – в любимом Нескучном она создаёт целую серию великолепных полотен: «Крестьяне», «Жатва», «Поле», «Спящая крестьянка», «Фруктовый сад в цвету», «Речка Муромка в зарослях камыша», «Зима.
Нескучное» и самое значительное – «Беление холста». Фигуры крестьянок, запечатлённые на этой картине на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта. Все они написаны сочно, ярко и красочно. Полотно «Беление холста» являет собой восторженный гимн человеческой жизни.
Прекрасны и автопортреты, написанные в эти счастливые годы, среди которых особое место занимает «Девушка со свечой».
В 1917 году Зинаида Серебрякова была выдвинута в академики живописи, но из-за революционных событий выборы не состоялись.
Октябрьская революция застала Зинаиду Евгеньевну с детьми в Нескучном. Муж был на изысканиях в Сибири, и перевезти семью в Петроград было некому. Друзья помогли временно обосноваться в Харькове, найти скромную работу в археологическом музее при университете.
В 1919 году Борису Серебрякову, наконец, удалось добраться до Москвы. Зинаида поехала к нему, и уже вместе они вернулись в Харьков за детьми. Но в дороге Борис Анатольевич заразился сыпным тифом и вскоре умер на руках растерянной жены и плачущих детей. Сказать, что это был удар для Зинаиды, – ничего не сказать.
Зинаида Евгеньевна пережила мужа почти на полвека, но о повторном замужестве никогда даже и не помышляла, на всю жизнь сохранив верность своей первой и единственной любви.
А в голодной России, продолжала полыхать гражданская война. На хрупкие плечи Зинаиды Евгеньевны тяжёлым грузом легла необходимость самой растить четверых маленьких детей и поддерживать 70-летнюю мать.
В конце 1919 года пришло ещё одно страшное известие: отцовское имение в Нескучном было разграблено и сожжено. В пожаре погибли многие её работы.
В морозном, заснеженном Харькове в условиях полуголодного существования, особенно тяжело переносимого зимой, когда от холода опухают руки и трудно даже просто держать карандаш, Серебрякова за мизерную зарплату выполняла утомительную, однообразную оформительскую работу для археологического музея: чертила таблицы, зарисовывала допотопные черепа.
Осенью 1920 года Зинаида Евгеньевна получила телеграмму с предложением перевестись на службу в Петроградский отдел музеев или занять место профессора в академии художеств. В декабре 1920-го Серебрякова уже в столице, но она отказывается от музейной и преподавательской работы.
Устраивается в мастерскую наглядных пособий и выполняет отдельные оформительские заказы.
Серебрякова, безусловно, могла бы стать крупным мастером советского искусства, но скромная и застенчивая по натуре, всегда очень требовательно относившаяся к своему творчеству, она не решалась браться за ответственные заказы и осваивать новые, не очень близкие ей темы.
В Париже и в Марокко
В сентябре 1924 года Зинаида Серебрякова выехала в Париж. Художница считала, что уезжает ненадолго, поэтому взяла с собой только сына Александра. В 1928 году к ней приезжает дочь Катя.
Маму с Таней, продолжавшей учиться в хореографическом училище, и сыном Женей, который решил стать архитектором, она оставила в Ленинграде, надеясь заработать в Париже и вскоре вернуться на родину.
Но оказалось, что уехала она из России навсегда.
Серебрякова провела в Париже многие годы. Она снимала маленькие комнаты в самых дешёвых отелях. Постоянно искала заказы. С ней дружил известный художник Константин Сомов, помогавший ей получать заказы на портреты.
В 1928 году Серебрякова приняла участие в выставке «Старое и новое искусство России», которая проходила в Брюсселе.
Барону Броуэру, меценату и коллекционеру, работы Серебряковой так понравились, что он не только заказал ей портреты членов своей семьи, но и финансировал поездку Зинаиды Евгеньевны в Марокко. Страна, её жители очаровали художницу.
От этой поездки осталось множество портретов темнокожих марокканок, натюрморты, городские пейзажи. Бело-розовые улицы Марракеша, минареты, пестрота и яркость одежд – всё очень свежо, сочно, в работах остро ощущается пряный аромат арабского востока.
Весной 1932 года, по предложению всё того же Броуэра, Зинаида Евгеньевна вновь работает в Марокко.
В галерее Шарпантье были представлены свыше 60 полотен художницы, 40 из которых она написала в Марокко.
Уникальными можно считать несколько картин в стиле ню, поскольку Серебрякова стала первым европейским художником, которому удалось уговорить марокканок позировать обнажёнными.
Многие искусствоведы отмечали, что Серебрякова имела природный вкус к изображению обнажённой натуры. Следуя традициям мастеров античности и эпохи Возрождения, художница мощно, чувственно, совершенно не по-женски рисовала обнажённое женское тело. Но при этом все её картины отличает строгая и целомудренная красота.
Выставка в России
В 1930-х годах в Париже состоялось несколько персональных выставок Зинаиды Серебряковой, собравших немало восторженных отзывов. Поклонники реалистического искусства проявили к ним большой интерес. В печати Серебрякову называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», «мастером европейского значения».
Ещё в середине 1930-х Серебрякова собиралась вернуться на родину. Но затянулись заказные оформительские работы в Бельгии, в доме Броуэра. А потом – Вторая мировая война, оккупация Парижа. После войны её звали на родину дети. Но пришла уже старость, художница много болела и не решалась на переезд. Тогда возникла идея устроить в России большую персональную выставку работ Зинаиды Серебряковой.
Она открылась в мае 1965 года в Москве, в выставочном зале Союза художников СССР. После Москвы произведения художницы увидели в Киеве и Ленинграде. Это была долгожданная встреча художницы с новым для неё зрителем, который высоко оценил её редкий талант. Но, увы, встреча заочная.
Зинаиде Евгеньевне, разменявшей уже девятый десяток, приехать в Москву не позволило состояние здоровья. Однако искусство Серебряковой, обогащённое работами последних десятилетий, всё-таки вернулось на Родину и было с восторгом, радостью и признательностью встречено здесь как художниками, так и широким зрителем.
Оно заняло своё почётное место в истории русского искусства.
А Белгородскому государственному художественному музею несколько картин Зинаиды Евгеньевны («В Нескучном», «На террасе», «Портрет археолога») передала её дочь – Татьяна Серебрякова, заслуженный художник России.
Зинаида Серебрякова скончалась 19 сентября 1967 года и похоронена на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Борис Осыков
Источник: https://www.belpressa.ru/news/news/eyo-volshebnaya-kist06043/
{ Урок развития речи — описание картины Зинаиды Серебряковой. — презентация
1 { Урок развития речи — описание картины Зинаиды Серебряковой<\p>
2 Зинаида Евгеньевна Серебрякова ( ) Отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком. Братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики. «Окно »<\p>
3 Самая известная картина художницы З.Е. Серебряковой – «За туалетом. Автопортрет» — написана в 1909 году. Автопортрет, написанный двадцатипятилетней женщиной, оставляет ощущение радости, отрады, чистоты. Картина экспонировалась на VII выставке «Союза русских художников» в 1910 году и принесла художнице известность. Позднее автопортрет Серебряковой был приобретен Третьяковской галереей. Особенно привлекают на портрете глаза женщины – большие, лучистые, молодые. Глубокая внутренняя жизнь придает им такое обаяние, противостоять которому очень сложно. Лицо молодой женщины поражает молодостью, свежестью, непосредственностью. А сколько грации в повороте стройной фигуры, в движении рук!<\p>
4 В 1911 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет «Девушка со свечей». С картины смотрит, полуобернувшись, счастливая, влюбленная барышня, почти девочка — юная, непосредственная, трепетная, светящаяся душа самой художницы.<\p>
5 Зима в Царском селе<\p>
6 Капуста. Село Нескучное<\p>
7 Портрет Анны Ахматовой<\p>
8 Жанр автопортрета занимает важное место в творчестве З.Серебряковой Автопортрет в костюме Пьеро (1911)<\p>
9 Зинаида Евгеньевна проявляет себя как мастер детского портрета. Часто героями её картин становились её дети. За завтраком (1914)<\p>
10 На кухне. Портрет Кати. (1923) Катя в голубом у елки (1922)<\p>
11 Сегодня мы пишем сочинение-описание картины. Вспомним термины, которые могут нам понадобиться. Запишите их в тетрадь. Герой картины. Колорит — общая оценка цветовых качеств произведения искусства. Синонимы: цветовая гамма (теплая, холодная), палитра цветов (о нескольких оттенках одного цвета) Композиция – расположение объектов на картине. Передний план. Задний план. Настроение. Подготовка к сочинению<\p>
12 Портрет Жени Серебрякова (1909)<\p>
13 Запишите ваши впечатления от увиденной картины (можно списком слов-ассоциаций) Портрет Жени Серебрякова (1909)<\p>
14 Рассмотрим картину и составим план. 1.Вступление: Представление картины, главного героя. 2. Описание: А)герой картины, взгляд, внешность, поза Б)на переднем плане В)на заднем плане Сочинение-описание картины «Портрет Жени Серебрякова» 3. Ваше понимание картины, какое настроение художница вам передала. О чем вы думаете после знакомства с этой картиной. Чем эта картина удивительна, в чём её особенность?<\p>
15 Запишите несколько синонимов к словам «мальчик», «художница». Подготовьтесь устно рассказать по плану об этом портрете. Портрет Жени Серебрякова (1909)<\p>
16 Домашнее задание: Написать черновик к сочинению по картине. Портрет Жени Серебрякова (1909)<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/420505/
Зинаида Серебрякова. Трудная судьба художницы
Зинаида Евгеньевна Серебрякова (девичья фамилия Лансере) родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении Нескучное, в Курской губернии, в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед Николай Бенуа был знаменитым архитектором,отец Евгений Лансере — известным скульптором.
Мать происходила из семьи Бенуа, она и ее сестра — Александра Бенуа, в молодости были художниками-графиками. Один из её братьев, Николай, был архитектором, другой, Евгений, сыграл важную роль в истории российского и советского искусства монументальной живописи и графики.
Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.
Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в ее творчестве. Рисовать много, забывая обо всем, она начала в юном возрасте.
Любимое детское увлечение стало призванием. Да и не могла Зина не стать художником, — ее путь, казалось, был предопределен с рождения: девочка росла в семье, где все были творческими личностями. Зина по несколько раз перечитывала редкие книги по искусству из огромной домашней библиотеки.
Все родные занимались творческой работой: рисовали, ходили на этюды. Повзрослев, Зина работала в студии под руководством знаменитого живописца Ильи Репина. Ученица талантливо копировала эрмитажные полотна, и очень ценила это занятие, ведь и работы старых мастеров кисти ее многому учили.
В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина. В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой.
В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов.
Автопортрет 1900 г.В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата. Позже 21-летняя Зинаида, уже будучи замужем, училась живописи в Париже, куда в октябре 1905 года она уехала вместе с матерью. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер, много работает, рисует с натуры. Вскоре к ним присоединился муж художницы Борис Серебряков, инженер-путеец. Они приходились друг другу близкими родственниками — двоюродными братом и сестрой, поэтому за свое счастье пришлось побороться, так как родные препятствовали браку между кровными родственниками.Автопортрет 1907 г.
После Франции молодая художница лето и осень обычно проводила в Нескучном — писала портреты крестьянок, а на зиму уезжала в Петербург. Счастливым для творческого развития Зинаиды стал 1909 год, когда она подольше задержалась в имении.
В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи. В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг ее интересов. В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех.
Портрет Ольги Константиновны Лансере 1910 г.Автопортрет 1910 г.Автопортрет в шарфе 1911 г.Купальщица 1911 г.В 1910 году, на 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью».
Ее пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы.За туалетом. Автопортрет 1909 г.Семейный портрет 1914 г.Автопортрет 1914 г.
Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах.
Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе — «Крестьяне», «Спящая крестьянка».
В картине «Беление холста» раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.
Крестьяне 1914 г.
Обувающаяся крестьянка 1915 г.
Крестьянка с рулонами холста на плече и в руках 1916-1917 г.г.Крестьянка, расстилающая холст 1916-1917 г.г.Нарцисс и Нимфа Эхо. Этюд 1916-1917 г.г.
Обнаженная. Эскиз: 1916-1917 г.г.
Купание 1917 г.
Диана и Актеон 1916-1917 г.г.
В 1916 году А. Н. Бенуа была поручена роспись Казанского вокзала в Москве, он привлек к работе и Зинаиду. Художница занялась темой стран Востока: Индия, Япония, Турция. Она аллегорически представила эти страны в виде прекрасных женщин. Одновременно она начала работу над композициями на темы античных мифов.
Особую роль в творчестве Зинаиды Серебряковой занимают автопортреты.
Индия 1916 г.Япония (Одалиска) 1916 г., Сиам 1916 г. Tурция (Две одалиски) 1916 г., Турция, 1915-1916 г.г.Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном».
Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Ее родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все ее работы. Позже умер Борис. Похоронив мужа, Зинаида осталась одна в ответе за большую семью, состоящую из слабой здоровьем матери и четверых детей.
Осенью 1920 года она получила приглашение перевестись в Петроградский отдел музеев и приняла его, но жить легче не стало. В дневнике вдова с надрывом писала о бытовых невзгодах, выпавших на ее долю, подавленном душевном состоянии. Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже.
Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами. В театре Зинаида постоянно рисовала. В 1922 году она создала портрет Д. Баланчина в костюме Вакха.Семья переживает тяжелые времена.
Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у нее ничего не получилось. Она любила работать с натурой. Творческое общение с балеринами на протяжении трёх лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций.Обнаженная 1920 г.
Автопортрет в красном 1921 г.
Портрет Таты в костюме Арлекина 1921 г.
Голубые балерины 1922 г.
Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха 1922 г. Галина Тесленко, сослуживица художницы, стала подругой художницы на многие годы. «Вы так молоды, любимы, цените это время, — говорила ей Серебрякова в 1922 году. — Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади…».Необычайно эмоциональная по натуре, она остро реагировала на все, что происходило вокруг, близко к сердцу принимала горе и радость. Современники отмечали ее поразительно искреннее отношение к людям, событиям, она живо отзывалась на просьбы, ценила в людях доброту, восхищалась всем красивым, ненавидела зло.Анна Ахматова 1922 г.
Обнаженная 1923 г.
Портрет балерины Е.Н.Гейденрейх в красном 1923 г.
В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке. Все представленные ей картины были проданы. На вырученные деньги, она решается ехать в Париж, чтобы устроить выставку и получить заказы.
Как оказалось, что покинула страну навсегда. Двое детей художницы так и остались в России, а старшие Александр и Екатерина приехали к матери в 1925-м и 1928-м годах. С дочерью Татьяной художница встретилась через 36 лет, когда та приезжала навестить мать в Париже.
Но и на чужбине не удавалось избавиться от нужды, и здесь жизнь оставалась нелегкой. Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения.Сколько бы ни трудилась русская художница, заработки были слишком малы, чтобы угнаться за ценами. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах.
Ее первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.
Портрет композитора С.С.Прокофьева 1926 г.
Обнаженная натура 1927 г.
Сразу же она стала известна, как лучший мастер портрета, но, несмотря на это, за гроши бралась писать многие работы, а бывало, что трудилась бесплатно, лишь бы иметь клиентуру. Художник К.
Сомов, тоже живший в Париже в те годы, так отзывался о Зинаиде: «Непрактична, делает много портретов даром за обещание рекламировать, но все, получая чудные вещи, ее забывают, и палец о палец не ударят».
Иногда заказчики находили в работах художницы «изъяны», и тогда весь круг знакомых клиента был для нее закрыт.
Марокканка в белом 1928 г.
Отдыхающая негритянка. Марракеш 1928 г.
Марракеш 1932 г.
Марокканская девушка. Марракеш 1932 г.
В 1920-30-х годах состоялось несколько персональных выставок Зинаиды Серебряковой в Париже.
Во французской печати ее называли «одной из самых замечательных русских художниц эпохи», но эти благожелательные отзывы тонули в море статей, рекламирующих модное тогда абстрактное искусство, которое сильно влияло на вкусы общества. Мастерство Серебряковой многим казалось устаревшим, и ее работы крайне редко приобретались на выставках.
Обнаженная натура 1930 г.Портрет Веры Фокиной.
1930-е«Если сравнить настоящее время, беспомощное (во всем) в искусстве, с прежними веками, то ведь все никуда не годится, а все-таки мы продолжаем рисовать», — удивлялась собственной выносливости художница.
Бездарные полотна и их авторы, ничего общего не имевшие с настоящим искусством, раздражали ее. Поражала и публика, не способная отличить прекрасное от дурного — в театре, музыке, литературе.
«Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью — уж очень засорены сейчас у всех мозги, и нет теперь ничего священного на свете, все загублено, развенчано, попрано в грязь», — писала художница.
В середине 30-х годов Зинаида Евгеньевна Серебрякова собиралась вернуться на родину.
Но, оказалось, не судьба: сначала затянулось оформление документов, потом переезд сделала невозможным Вторая мировая война и оккупация Парижа.
Аллегория лета 1936-1937 г.г.
В 1961 в Париже ее навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов. Позже в 1965 году, они устраивают для неё выставку в Москве.
В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве.
Дети и русские художники звали ее вернуться, но старая художница была уже тяжело больна, и после двух перенесенных операций на переезд не решилась. Да и сына, и дочь, которые тоже стали художниками, она не хотела оставлять за границей. «Вообще, я часто раскаиваюсь, что заехала так безнадежно далеко от своих», — писала она еще в 1926 году.
И с горечью подводила итог прожитому:- «Ничего из моей жизни здесь не вышло, и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы.,.». З.Е.
Серебрякова умерла в 82 года в Париже, в сентябре 1967 года.
За несколько лет до смерти друзья и дети художницы устроили в России выставку, и для многих — не только соотечественников — она стала открытием подлинного русского таланта.
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/7556974.html
Трагедия русской художницы Зинаиды Серебряковой: забытое имя, огромный талант
Зинаида Серебрякова — выдающаяся русская художница
Имя Зинаиды Серебряковой сегодня не на слуху, хотя ее картины можно увидеть в Третьяковской галерее, а при жизни ее работы, воспевающие красоту русской деревни, неоднократно были высоко оценены искусствоведами. Как и у многих представителей интеллигенции, судьба Зинаиды сложилась трагически, ей довелось узнать тяготы жизни и в послереволюционной России, и в эмиграции. Покинув Родину, она до самой смерти тосковала, но вернуться в СССР для нее было невозможно…
Гуашь «Зеленая осень», картина хранится в Третьяковской галерее
Зинаида Серебрякова родилась в 1884 году под Харьковом в имении Нескучное. Многие представители ее семьи посвятили свою жизнь творчеству, поэтому девочка была буквально обречена на то, чтобы связать свою жизнь с искусством. Скульпторы, архитекторы, композиторы и художники — кого только не было среди ее предков. В доме всегда царила теплая атмосфера: вечера проходили за игрой на фортепиано, часто в семейном кругу устраивались литературные чтения и театрализованные представления.
Беление холста
Первое серьезное препятствие, которое пришлось преодолеть Зинаиде, было связано с делами сердечными. Девушка проявила интерес к своему двоюродному брату Борису, чувства были взаимны, и влюбленные пережили немало скандалов, прежде чем родственники дали согласие на их брак. Первые годы семейной жизни складывались хорошо: чета побывала в Париже, где Зинаида получила возможность учиться живописи в Академии де ла Гранд Шомьер. Вернувшись в Нескучное, она буквально растворяется в деревенской жизни, рожает двух дочерей и двух сыновей. Здесь же в 1909 году пишет автопортрет «За туалетом», который стал первой картиной, принесшей славу ее автору. Автопортрет был представлен на московской выставке, где его выкупил Третьяков.
За туалетом, автопортрет
В годы, проведенные в Нескучном, Зинаида создала много работ. Она принимала активное участие в деревенской жизни, оказывала медицинскую помощь крестьянам, занималась организацией праздников для малышей. И, конечно же, увлеченно писала с натуры, черпая вдохновение из образов простых деревенских девушек. Портреты и пейзажи этого периода полны ярких красок.
Обед
Жизнь Серебряковых полностью изменилась с приходом революции: их родовое имение сожгли (в пожарище была потеряна львиная часть работ Зинаиды), Борис оставил семью и вынужден был уехать на работу в Сибирь, а после — в Москву. Зинаида не выдержала долгой разлуки, отыскала мужа в столице, но в один из приездов Бориса к родным он заразился в поезде сыпным тифом и за несколько дней умер. Для Зинаиды начались страшные годы, ведь ей одной довелось заботиться о детях. Чтобы не умереть с голоду, приходилось трудиться без устали, временным спасением стала работа в археологическом музее Харькова.
Жатва
Спустя немного времени, Зинаида с детьми переезжает в Петроград. Здесь изредка удается находить работу, многие коллекционеры заказывают у художницы картины практически даром, обещая за это еду или поношенные вещи.
Спящая крестьянка
Последней трагедией в жизни Зинаиды становится ее отъезд в Париж. Мечтая заработать денег, она отправляется в эмиграцию, где вновь оказывается никому не нужной: в моду вошел ар-деко, и классическая манера русской художницы не пользовалась спросом. Зинаида очень тосковала по детям: двоих (Катерину и Александра) со временем удалось переправить во Францию при поддержке волонтеров Красного Креста, сына Евгения ей так и не суждено было увидеть, а дочь Татьяна приехала в Париж лишь спустя 36 лет!
Крестьянка с коромыслом
В СССР при жизни Серебряковой состоялась лишь одна выставка, художница приехать на нее не смогла, так как была очень больна. Умерла Зинаида в Париже в возрасте 82 лет, после ее смерти дети занимались популяризацией ее творчества, приложили усилия к тому, чтобы сохранить ее художественное наследие.
Уборка хлеба
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Обсуждение с сообществомисторияживописькрасотаискусстволюди
Источник: https://polonsil.ru/blog/43098457711/next
Алла Русакова — Зинаида Серебрякова
— Старшая сестра — она уже умерла — вышла замуж за театрального художника Валентина Николаева и жила в Москве. Она окончила балетное училище в Ленинграде, но не танцевала, а тоже стала театральной художницей, работала с Владимиром Васильевым.
У нее двое сыновей: один из них рано умер, а второй, мой племянник Иван, — художник. Он недавно сюда приезжал, рисовал Париж… Сестра издала мамины письма, которые та писала в Россию. А старший брат Евгений стал, как я уже говорила, архитектором.
Он жил в Петербурге и там недавно умер.
— Скажите, а когда после советской школы Вы приехали в Париж — Вам ведь было уже лет пятнадцать, — это было чем-то вроде шока?
— Шока? Нет — я ведь к маме приехала. Меня, правда, отдали в специальную школу, где обучали французскому языку и где учились одни иностранцы. Я там сидела рядом с одной англичанкой, с которой подружилась на всю жизнь. Она недавно умерла. Мы ездили с мамой и в Англию — у нее там были заказы, но главным образом в Бельгию, где заказов было больше.
Там была большая выставка русского искусства, и, по рассказам, перед маминой картиной остановился король. Бельгийцы, наверное, подумали: раз король остановился… Один богатый бельгийский делец заказал маме портреты — свой и жены. Он жил в Брюгге, у него там был роскошный дом с садом.
А потом он послал маму в Марокко, где у него были деловые интересы — он владел пальмовыми рощами. Он убедил маму, что ей надо поехать: «Там такие краски, такие интересные типы! Я вам оплачу дорогу». Мама поехала и написала много картин, которые до сих пор у нас хранятся. А лучшие вещи этот меценат взял себе — в Бельгии была выставка этих работ.
И меня эти богатые люди приглашали к себе, я жила в их семье, рисовала… Я знаю Бельгию — Брюссель, Брюгге, Остенде… И брат мой тоже бывал в Бельгии и там рисовал. Брат — замечательный акварелист, Ротшильды выпустили альбом его работ, который называется Alexandre Sérebriakoff. Portraitiste d'intérieurs.
A я ему помогала заканчивать вещи, чтобы он не тратил лишнего времени на физиономии Ротшильдов. Впрочем, меня они тоже знали как художницу.
— Никита Лобанов говорит, что Ваш брат нарисовал интерьеры чуть ли не всех важных домов Франции…
— Ну, это преувеличение. Но мы в этой среде работали и ее знали: президент фирмы Коти, семья герцога де Брисак…
— Как он начал писать интерьеры?
— Половцев, известный русский антиквар в Париже, рекомендовал брата Карлосу де Бестеги, с которым учился в Итоне. Карлос происходил из испанской семьи, имевшей богатые художественные коллекции, часть которых его дядя передал в Лувр.
За три-четыре года до войны Карлос купил поместье и перестроил замок при участии русского архитектора Кремера, покончившего с собой вскоре после оккупации. Этот замок он украсил с большим вкусом, но и с невероятной роскошью — подлинными гобеленами, старинной мебелью, — и брат был приглашен зарисовать эти интерьеры.
Поскольку он был не только прекрасным рисовальщиком, но и владел навыками архитектурной перспективы, получилось очень удачно.
— Года два назад это имение продавалось с аукциона — продажу устроил дом Sotheby's; все ездили туда любоваться художественными сокровищами…
— Потом де Бестеги пригласил брата зарисовать интерьеры особняка своих родителей на Place des Invalides, который он получил в наследство. В 1951 году брат делал зарисовки бала в его венецианском особняке — Palazzo Labbia с росписями Тьеполо, а фрески XVIII века на сюжет Fantômes de Venise восстановил по старинным гравюрам Сальвадор Дали.
Бал был посвящен теме «Антоний и Клеопатра». Еще брат рисовал интерьеры в духе XVIII века в особняке в Нейи, принадлежавшем богатому чилийцу Артуру Лопесу Вильшау. Потом он был продан, и теперь там музей, а в холле стоит макет особняка, сделанный моим братом.
Другой знаменитый особняк XVII века, который теперь принадлежит Ротшильдам, — это Hôtel Lambert на острове Сен-Луи в Париже, отделанный Лебреном.
— В нем живали и Вольтер, и Руссо…
— После революции в нем располагался винный склад, потом — больница, а с середины XIX века он принадлежал князьям Чарторыйским. Еще один интересный дом, который рисовал брат, — графов де Бомон на rue Masseran за площадью Инвалидов; после войны его купили Ротшильды, а сейчас там посольство Берега Слоновой Кости.
— Ростислав Добужинский мне рассказывал, что восстанавливал в этом особняке интерьеры. А Вашему брату приходилось жить в этих домах, чтобы писать свои акварели?
— Да, если это было не в Париже, нас с братом приглашали, и мы сколько-то времени там оставались. А когда мы с мамой ездили в Англию, она там писала портреты, а я рисовала Англию — но не Лондон, а богатые загородные поместья наших заказчиков.
Какое-то время мы жили у нашей кузины: сестра нашей бабушки вышла за богатого англичанина Эдвардса, а это были их родственники, шерстяные фабриканты, и они заказали маме свои портреты. В Англии у нас еще есть родственники со стороны Бенуа, но это люди бедные.
Таким образом, у нас были некие особые периоды жизни и работы — английский, бельгийский…
— А у кого учился Ваш брат? У мамы?
— Практически ни у кого. Ни у мамы, ни у кого. Никто из нас ни у кого не учился, и мама ни у кого не училась. Мы все рисуем с детства. Как только ребенок рождается, ему дают в руки карандаш — и он начинает рисовать.
И мама, и брат — настоящие художники, и они всегда старались делать настоящие вещи, а не то, что модно. Сейчас только новое искусство в чести. А ведь нет нового и старого искусства — есть только искусство.
1990–2002 Париж
(Русская мысль. Париж, 2003. 27 февраля-5 марта. Печатается полный вариант интервью, любезно предоставленный автором М. Б. Мейлахом)
1884, 28 ноября (10 декабря) — рождение в имении Нескучное Белгородского уезда Курской губернии (ныне — Харьковская область Украины) в семье скульптора Евгения Александровича Лансере и его жены Екатерины Николаевны (урожденной Бенуа) шестого ребенка — дочери Зинаиды.
1886, 23 марта — смерть отца от туберкулеза.
Осень — переезд в Петербург к родителям матери — академику архитектуры Николаю Леонтьевичу Бенуа и бабушке Камилле Альбертовне.
1887 — середина 1890-х — выезды на лето на дачу под Петербургом (в Петергоф, Ораниенбаум, Мартышкин) и в близлежащие местечки Финляндии. Начало занятия рисованием.
1893–1900 — обучение в Коломенской женской гимназии.
1898, 15 января — открытие «Выставки русских и финляндских художников».
Конец года — выход в свет первого номера журнала «Мир искусства».
11 декабря — смерть деда Н. Л. Бенуа.
1899, лето — первое лето после смерти деда, целиком проведенное в имении Нескучное.
1901 — поступление в Художественную школу М. К. Тенишевой; оставление ее после месяца учебы в связи с временным закрытием школы после ухода из нее И. Е. Репина.
1902 — поездка Екатерины Николаевны с дочерьми Екатериной, Марией и Зинаидой в Италию на остров Капри; создание «каприйских» пейзажных этюдов.
1903, март — переезд в Рим, знакомство под руководством А. Н. Бенуа с искусством Античности и Возрождения.
Конец апреля — посещение на обратном пути в Вене Историкохудожественного музея и выставки Венского Сецессиона.
Лето — работа в Нескучном над акварельными и темперными пейзажами и зарисовками крестьян.
Осень — поступление в мастерскую О. Э. Браза (обучение в ней до 1905 года).
1905, весна — посещение организованной С. П. Дягилевым исторической выставки портретов в Таврическом дворце.
9 сентября — вступление в брак с Борисом Анатольевичем Серебряковым.
Ноябрь — отъезд с матерью в Париж для занятий в Академи де ля Гранд Шомьер.
Декабрь — приезд в Париж мужа, поступившего в парижскую Высшую школу дорог и мостов.
1906, начало года — обучение в Академии де ла Гранд Шомьер. Посещение Лувра, музея Люксембург, других музеев Франции, достопримечательностей Парижа.
Март — посещение в Берлине «Немецкой столетней выставки». Апрель — возвращение в Петербург.
26 мая — рождение в Нескучном старшего сына, названного в честь отца художницы Евгением.
Лето — в Нескучном много рисует и пишет темперой и маслом этюды крестьян («Деревенская девушка»).
1907, 7 сентября — рождение сына Александра.
1908 — создание в Нескучном пейзажей, в том числе «Пахота», «Зеленя осенью», «Молодой фруктовый сад», «Яблоня», «Фруктовый сад в цвету», и портретов («Спящая Галя», «Портрет няни», «Крестьянская девушка»), этюдов «Шура спит», «Задумавшийся Шура», «Так заснул Бинька».
1909 — работа над пейзажами, среди них «Табун лошадей». Написание портретов: «Портрет студента», «Молодуха».
Конец года — создание автопортрета «За туалетом».
1910, январь — впервые участие двумя работами («Автопортрет» 1905 года и «Портрет няни») в Выставке современных русских женских портретов в редакции журнала «Аполлон».
Февраль — участие в VII выставке картин Союза русских художников в Петербурге тринадцатью работами. Приобретение трех работ («Зеленя осенью», «Молодуха» и автопортрет «За туалетом») Третьяковской галереей.
Лето — создание портретов О. К. Лансере, Н. Г. и Г. И. Чулковых, М. Н. Бенуа, пейзажа «На лугу. Нескучное».
Источник: https://profilib.org/chtenie/113399/alla-rusakova-zinaida-serebryakova-55.php