Описание скульптуры феодосия щедрина «диана»

Портреты Ф. Ф. Щедрина

Выставка произведений Феодосия Федоровича Щедрина, организованная в 1974 году Государственным Русским музеем, открыла возможность более пристально и всесторонне изучить творчество скульптора, позволила рассмотреть ряд вопросов, недостаточно освещенных в литературе.

Самым интересным из них является вопрос об отношении Щедрина к задачам портретного искусства.

В историю русской пластики Щедрин вошел как непревзойденный скульптор-монументалист, создатель декоративного убранства Адмиралтейства, Казанского собора, Большого каскада Петергофа. Его образы до сих пор сохраняют свою выразительность и эстетическое воздействие.

Не менее известны такие произведения Щедрина, как «Венера»., «Диана», «Эндимион». Как вое мастера XVIII века, Щедрин работал и в области портрета.

Портретное наследие органично связано со всем творчеством скульптора и выявляет существенные особенности его художественной манеры.

 Изучение проблемы осложняется тем, что до нашего времени дошло очень мало портретных работ Щедрина, к тому же они почти не освещались в искусствоведческих исследованиях конца XVIII — начала XIX века и в современной литературе.

Архивные источники также малочисленны.

Все это привело к тому, что в монографиях и специальных работах, посвященных творчеству Щедрина, не уделялось достаточного внимания его портретному наследию, вследствие чего, вероятно, мнения исследователей о нем противоречивы.

Так, например, Н. Н. Ковалевская пишет, что «…бюсты Мартова работы Щедрина, как и барельефный портрет Н. И. Панина, не представляют большой художественной ценности. Портрет не был для Щедрина любимым делом».

A. Л. Каганович отмечает, что «в творчестве Щедрина скульптурный портрет занимает незначительное место. Как портретист Щедрин был лишен шубинской способности к воплощению суровой жизненной правды в портрете».

Однако этот же автор, перечисляя и разбирая портреты Щедрина, делает противоречащий своим рассуждениям вывод о том, что «…

работа над портретом для Щедрина не была случайностью, как принято думать, и скульптор часто обращался к этой области творчества».

B. Н. Петров указывает, что «…работа в области портрета была …лишь эпизодом в творчестве Щедрина. По самому складу своего дарования он не был портретистом, психологом, аналитиком, — главным делом его жизни стала декоративная скульптура».

В эти же годы появилась интересная публикация Л. Пелькиной и М. Факторовича о бюсте графа П. А. Румянцева-Задунайского, который поступил в 1953 году в Киевский государственный музей русского искусства.

А в 1972 году в «Сообщениях» Эрмитажа Г. Н. Комелова опубликовала гравюру Е. И. Кошкина с неизвестного ранее барельефа Щедрина, изображающего доктора Д. С. Самойловича. Эти два портрета пополнили круг известных работ скульптора.

Кроме того, фотографии нескольких утраченных бюстов Щедрина сохранились в отделе скульптуры Государственного Русского музея.

Все это дает нам право пересмотреть отношение к Щедрину-портретисту, позволяет привлечь внимание исследователей к его портретному наследию, определить его значение в творческом развитии скульптора.

Как стало теперь известно, Щедрин обращается к портрету уже во время пенсионерства в Париже. В 1784 году он исполнил мраморный барельефный портрет доктора Д. С. Самойловича.

В этом первом известном нам портрете работы Щедрина уже отчетливо выражены демократизм образа и психологическая индивидуальность модели.

Из писем Екатерины II к М. Гримму узнаем, что вернувшийся в Россию Щедрин в 1785 — 1786 годах по заказу императрицы делает ее портрет, местонахождение которого до сих нор не удалось установить. Правда, в монографии о творчестве скульптора А. Л.

Каганович приписывает Щедрину один из портретов Екатерины II (гипс) из собрания Государственного Русского музея, числившийся работой неизвестного мастера.

Однако в настоящее время, когда выявлен ряд портретных работ Щедрина, атрибуция эта не кажется убедительной, поэтому бюст не был включен в состав персональной выставки Ф. Ф. Щедрина.

В 1794 году Щедрин делает большой барельефный портрет графа Никиты Ивановича Панина (собрание ГИМа).

В 1790-е годы для родовой усадьбы графов Паниных «Душно» Сычевского уезда Смоленской губернии Ф. Ф. Щедрин, исполнил ряд портретов. Известно, что одновременно с ним для этого имения выполнял портреты И. П. Мартос. Не исключено, что там работали и другие скульпторы.

В 1930-е годы портретная галерея имения «Дугино» была обследована скульптором А. Н. Домогацким и искусствоведом В. Н. Мамуровским. Они впервые высказали предположение, что автором одного из двух находившихся в имении бюстов генерал-аншефа графа Петра Ивановича Панина (брата Н. И.

Панина), бюстов Аграфены Васильевны Паниной и графа Бориса Петровича Шереметева мог быть Ф. Ф. Щедрин. Бюст А. В. Паниной тогда же был передан в Государственную Третьяковскую галерею, где он числится работой И. II.

Мартоса, остальные бюсты оставались в имении, и след их утерян в Великую Отечественную войну.

Высказанная в 1930-е годы догадка об авторстве Щедрина для неатрибуированных портретов из имения «Дугино» требует стилистического обоснования, которое можно подкрепить сравнением этих работ с достоверными произведениями мастера, а также с портретными работами скульпторов-современников.

В своих портретных бюстах Щедрин очень часто обращался к тем же персонажам, к той же натуре, что и Ф. И. Шубин, И. П. Мартос и другие скульпторы того времени. Поэтому можно сопоставить портреты даже одного и того же лица, сделанные разными художниками, что дает возможность отметить черты, присущие Щедрину-портретисту.

Известные портретные работы Щедрина отличаются индивидуализацией натуры и эмоциональной выразительностью. Композиция бюстов и их пластическое решение строятся, исходя из своеобразия модели и отличаются простотой и определенностью формы, даже некоторой массивностью, которая как бы выявляет и подчеркивает объем и значимость головы.

Щедрин срезает бюсты резкими прямыми линиями, драпировка ложится строгими складками, создавая четкий ритм. Строгость композиции смягчается живописностью лепки лица. Лицо тонко моделируется и детально прорабатывается. С большой тщательностью исполняются костюм и аксессуары.

Щедрин, как и другие мастера его времени, оживляет лицо портретируемого улыбкой, придающей портрету особую выразительность и некий «колорит эпохи». Но скульптор проще и суровее трактует образы и в то же время передает их национальный характер. Таким образом, его работы выделяются в ряду работ современных портретистов и подходом к раскрытию образа, и композиционным решением.

Нагляднее всего эти особенности творческой манеры Щедрина выявляются при сравнении выполненных им портретов братьев Н. И. и П. И. Паниных с их же портретами работы Мартоса.

Барельефный портрет Н. И. Панина из собрания Государственного Исторического музея, подписанный Щедриным и датированный 1794 годом, является наиболее характерным из достоверных работ скульптора.

На нем изображен пожилой человек в парике екатерининского времени. У него крупное, несколько рыхлое лицо, высокий лоб, внимательные глаза и тяжелый подбородок.

Щедрин ярко характеризует модель и создаст жизненно правдивый убедительный образ.

Мартос же, изображая Н. И. Панина (мрамор, собрание ГТГ), отталкивается от традиционных античных представлений о героической личности.

Стилизуя индивидуальные черты Панина в духе римского портрета, он придает бюсту несколько условную торжественную суровость.

Фронтальное решение композиции, вытянутые пропорции бюста, драпировки, окутывающие фигуру подобно римской тоге и оставляющие обнаженными плечи, создают строгий ритм. Несколько застывшее лицо выражает волевую сосредоточенность.

В то время как Мартос подчеркивает благородное величие и строгость образа, идеализирует и героизирует его, Щедрин идет от непосредственного впечатления натуры —воплощает ее жизненную конкретность, подчеркивает добродушие Панина, характерное для него и присущее ему в жизни.

Различие решения образа явно выражается не только в его психологическом строе, но и в композиции бюстов, в характере трактовки лица и драпировок: в их более мягкой, более сочной моделировке у Щедрина и в плоскостной, несколько декоративной, но сухой — у Мартоса. Не менее интересно также сравнить портреты П. И.

Панина работы Мартоса и Щедрина из собрания «Дугино», судить о которых можно только по фотографиям. Оба портрета Н. И. и П. И. Паниных работы Щедрина представляют единый тип понимания портретных задач.

Для них характерны жизненная конкретность и правдивость в моделировке лица, подчеркивание физических и психологических особенностей изображенных. Мартос же идет от несколько условной схемы, решает образ в плоскостной рельефной манере. Изображая П. И.

Панина в латах и римском плаще, он следует устойчивой композиционной схеме, поэтому портреты Н. И. и П. И. Паниных работы Мартоса так схожи между собой по характеру композиции и решению образа. Таким образом, мы видим как бы две разные стилистические системы. Мартосу приписывается, как упоминалось выше, и портрет А.

В. Паниной, но подписи скульптора на нем нет. Сравнительный анализ портретных работ Мартоса и Щедрина даст тс критерии, с которыми можно подойти и к атрибуции портрета А. В. Паниной.

Читайте также:  Описание картины густава климта “поцелуй”

По системе трактовки образа и решению композиции бюст Аграфены Васильевны Паниной гораздо ближе к работам Щедрина, чем Мартоса. Он моделирован мягко, жизненно правдиво. Модель трактуется в таком же интимнобытовом плане, как и портреты братьев Паниных. Есть сходство и в деталях: моделировка глаз, надбровных дуг, рисунок сомкнутых губ, характер складок.

Все это позволяет, как нам кажется, ввести бюст Паниной в ряд работ Щедрина, относящихся к серии портретов, исполненных им для имения «Дугино».

В этом имении были бюсты работы Ф. И. Шубина, Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, рассчитанные на украшение интерьера. В русских усадьбах конца XVIII — начала XIX века интенсивно создаются также парки, богато украшенные декоративной скульптурой и портретами владельцев, знатных и именитых лиц. Такой парк был и в принадлежащем графу А. А.

Кушелеву-Безбородко имении «Стольное» Черниговской губернии. Среди портретных скульптур здесь находился бюст генерал-фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Заду-найского. Этот бюст в 1920 году был случайно извлечен из земли и передан в краеведческий музей в с. Сосницах.

С 1953 года он находится в собрании Киевского государственного музея русского искусства.

Образ, созданный в этом портрете Щедриным, совпадает с тем представлением, которое сложилось о полководце у современников: «…Румянцев был высокого роста; стан имел стройный. величественный; физиономию привлекательную, чуждую притворства… Румянцев соединял твердость, предприимчивость; был неустрашим…

не унывал среди опасностей… обожал славу, но мог бы снести и поражение, чтобы в самом несчастии доказать свое искусство к величие». Бюст работы Щедрина носит героический характер, но в то же время это яркий, реалистический и даже бытовой образ.

В нем нет нарочитой торжественности и парадности, хотя ему и свойственна пышность барочного портрета.

Щедрина увлекали значительность и незаурядность личности — отсюда мягкая моделировка лица, внимательная проработка деталей, психологическая жизненность и характерность образа. Своеобразное сочетание героического и индивидуального придает особую выразительность этому произведению.

С большим вниманием Щедрин передает крупную голову на широкой шее, скуластое лицо с вздернутым носом и высоким лбом мыслителя, несколько пухлыми мягкими губами и тяжелым двойным подбородком. Подчеркнут зоркий и пристальный взгляд. В портрете Румянцева-Задунайского скульптору удается придать несколько простонародному облику графа горделивое величие и «сановитость».

Это ощущается в постановке головы, выражении достоинства на лице и твердости взгляда. Щедрин подчеркивает не только мужество и силу полководца, но и чисто русский размах его натуры, выявляет национальный характер.

Широко и свободно компонуются пластические массы бюста. Их движение становится средством передачи внутреннего состояния модели. Щедрин учитывал место, где должен был стоять этот бюст, отсюда элементы барочной декоративности и монументальности, позволяющие ему легко вписаться в парковый пейзаж.

Бюст Румянцева-Задунайского интересен также как единственная из портретных работ Щедрина, еще при жизни автора переведенная в бронзу. Отливал его один из лучших литейщиков того времени В. Екимов. Удачен выбор материала, ибо бронза лучше, чем камень, передает индивидуальное, неповторимое в модели благодаря большей легкости ее обработки.

Скульптор прекрасно использовал структурные и пластические свойства материала, которые обусловили особенности трактовки формы, четкость и ясность силуэта.

Исполненный в качестве декоративно-парковой скульптуры, бюст этот является уникальным произведением, которое дает возможность представить и те портретные работы Щедрина., которые не дошли до нас.

Бюст Румянцева-Задунайского свидетельствует об органической связи портретного искусства Щедрина с его декоративными работами. Портрет в творчестве Щедрина является своеобразным средством решения декоративных задач, которые затем нашли дальнейшее развитие в его комплексах.

Выявление национального своеобразия модели, присущее портретным работам Щедрина, характерно также и для его декоративных произведений.

Русский типаж персонажей барельефа, изображающего «Несение креста на лобное место» (находится в Казанском соборе, в Ленинграде), уже отмечался в печати.

Обращает внимание портретность таких декоративных статуй, как «Персей», где индивидуализация сообщает декоративному произведению не столько мифологический, сколько национально-героический характер.

Отсутствие архивных и литературных данных не позволяет проследить последовательно работу Щедрина в области портрета. Так, мы не знаем, исполнял ли он портретные работы в первое десятилетие XIX века. Известно, что в 1813 году Щедрин выполнил бюст Александра Александровича Нартова — председателя Вольно-Экономического Общества, членом которого был и он сам.

Эта работа свидетельствует об известной эволюции портретного искусства скульптора. В ней ясно выражены элементы классицизма, хотя общий характер решения образа, его жизненная выразительность остаются неизменными.

В эти же годы Щедрин исполняет надгробие В. В. Долгорукову с портретной статуей последнего. Она известна лишь по сохранившемуся эскизу надгробия. Этот единственный пока рисунок Щедрина хранится в Государственной Третьяковской галерее, куда поступил из собрания профессора А. А. Сидорова.

Кроме того, в 1820-е годы Щедрин исполнил надгробие генерал-лейтенанту, действительному камергеру, графу Сергею Петровичу Ягужинскому (Благовещенская церковь Александро-Невской лавры, Ленинград). Портрет графа помещен на мраморном медальоне, который укреплен на стеле.

Как работу Щедрина его упомянул в начале XX века Н. Н. Врангель.

Это последнее из известных нам произведений Щедрина подтверждает те же устойчивые черты трактовки портрета, которые были свойственны более ранним его произведениям.

Итак, портреты Щедрина характеризуются индивидуальным отношением к натуре, построены по созданной им собственной художественной системе, основанной на неприкрашенном воплощении жизни. Уместно вспомнить высказывание П. П. Чекалевского о том, что Щедрин «…

не искал красоты идеальной: он следовал природе с большим успехом». Теплота и сердечность, простота и естественность, столь характерные для русского искусства конца XVIII века, в высшей степени присущи также работам Щедрина.

Они свидетельствуют о том, что это не случайность, а проявление общей «портретной» тенденции в искусстве XVIII века. Они помогают глубже разобраться в творчестве этого замечательного мастера и показывают многоплановость и богатство пластического языка скульптора.

Портретные работы Феодосия Федоровича Щедрина по мироощущению близки творчеству В. Л. Боровиковского и находятся на главной линии исторического развития русского портрета XVIII века.

Л. Шапошникова

Источник: https://art.sovfarfor.com/skulptura/portrety-f-f-schedrina

Щедрин, Феодосий Фёдорович

1751(1751)

Дата смерти:

1825(1825) Жанр:

скульптор Учёба:

Императорская Академия художеств Стиль:

классицизм  Работы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Щедрин.

Феодо́сий Федорович Щедри́н (1751—1825), известный скульптор, представитель классицизма, профессор, ректор Академии художеств.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Семья
  • 3 Примечания
  • 4 Литература

Биография

Феодосий Щедрин родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при Академии художеств. Обучался скульптуре у француза Никола Жилле (1708—1791).

За время обучения получил ряд отличий.

В 1769 году получил вторую серебряную медаль, в 1770 году — малую золотую за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира», в 1771 году — первую серебряную за рисунки с натуры.

В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславича, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши», выполненную в стиле русского барокко.

В 1773 году, как пенсионер Академии художеств, был командирован для продолжения обучения за границу. В течение года пробыл в Италии, сначала во Флоренции, затем в Риме, где им была выполнена статуя «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана».

Читайте также:  Описание картины анри матисса «радость жизни»

В 1775 году по приказу Академии художеств, для продолжения образования, переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занятия скульптурой, весьма успешные, проводились под руководством Габриеля Аллегрена.

На втором году обучения, в 1776 году, получил за статую «Марсия» от парижской Академии вторую золотую медаль. По просьбе Аллегрена командировка ему было продлена.

Вернувшись в Петербург в 1789 году, он занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им выполнена значительное произведение «Венера, вышедшая из воды», приобретенная в 1797 году Павлом I за 7000 руб.

В 1794 году был признан профессором, а через год членом совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году получил звание ректора.

Щедриным выполнены ряд работ общественного назначения. Фигуры «Сирены» (1800-05) и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым, архитекторы И. К. Коробов и А. Д.

Захаров), в том числе «Кариатиды» (1812—1813); для Казанского собора, в том числе огромный горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807). Выполнен ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион», бронза, 1779, «Фавн с Вакханкой», «Диана», «Венера» (1792), «Нарцисс», бюст А. Н. Нартова, мрамор, 1811.

В форме медальерной пластики выполняет в 1811 году медаль «В честь открытия Полтавского монумента».

Щедрин Ф. Ф. похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1934 году его прах перенесен в Некрополь XVIII века.

Творчество Феодосия Федоровича Щедрина совпадает по времени с творчеством другого скульптора — Ф. И. Шубина. Между скульпторами шло соперничество полное интриг и художественной конкуренции.

Творчество Щедрина оказало большое влияние на дальнейшее развитие русской скульптуры.

Семья

  • Брат: Семен Федорович Щедрин, адъюнкт-ректор Академии художеств;
  • Сын: Сильвестр Феодосиевич Щедрин, художник;
  • Сын: Аполлон Феодосиевич Щедрин, архитектор и академик.

Примечания

  1. Щедрин, Аполлон Федосеевич // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

  • Сербов Н.,. Щедрин, Феодосий Федорович // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Щедрин, художники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Щедрин С. Ф. «Письма из Италии». М., 1932.
  • Каганович А. Л. Феодосий Федорович Щедрин, 1751-1825. М., 1953.

Щедрин, Феодосий Фёдорович Информацию О

Щедрин, Феодосий Фёдорович

Щедрин, Феодосий Фёдорович
Щедрин, Феодосий Фёдорович Вы просматриваете субъект
Щедрин, Феодосий Фёдорович что, Щедрин, Феодосий Фёдорович кто, Щедрин, Феодосий Фёдорович описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD,-%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9-%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-109120.html

Аполлон Бельведерский и Диана-охотница

ПодробностиКатегория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектурыОпубликовано 15.04.2016 18:50Просмотров: 1760

Две эти античные статуи создал древнегреческий скульптор IV в. до н.э. Леохар. 

Конечно, авторство Леохара предположительное, но некоторые доказательства этому всё-таки есть: при раскопках в Афинах был найден пьедестал бронзовой статуи Александра Македонского, изображающего его на охоте, на этом пьедестале было указано имя скульптора Леохара (около 325 г. до н.э.). Известно, что Леохар был придворным скульптором Александра Македонского. Статуи Аполлона и Дианы созданы в то время, когда творил Леохар.

Диана-охотница (Диана Версальская)

Данная мраморная статуя, относящаяся к I или II вв. до н.э., воспроизводит скульптуру IV в., предположительно Леохара.В древнегреческой мифологии Диана – девственная и всегда юная богиня охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, а позднее – богиня Луны.

В Древнем Риме эту богиню называли Артемидой. Лань и медведица – культовые животные Дианы (Артемиды).Диана одета в короткий хитон (подобие рубашки) и гиматий (прямоугольный кусок ткани поверх хитона). Правой рукой она собирается вытащить стрелу из колчана, а левая её рука лежит на голове бегущего рядом оленёнка.

Вероятно, справа она видит добычу, т.к. её голова повёрнута именно в эту сторону. Этот разворот фигуры не в фас и не в профиль был смелым решением скульптора. Диана как бы выходит широким шагом из глубины пространства прямо на зрителя, но в то же время и мимо него.

Существуют многочисленные копии и повторения этого образа.

Диана-охотница – одно из лучших скульптурных произведений античности. Второе название скульптуры (Диана Версальская) связано с тем, что Людовик XIV перенёс скульптуру в новопостроенный Версальский дворец. С 1798 г. и до настоящего времени скульптура находится в Лувре.

Лувр

Из древнегреческой мифологии

Аполлон и Диана (Артемида) в древнегреческой мифологии считаются детьми верховного бога Зевса и титаниды (доолимпийской богини) Лето. Аполлон и Диана были близнецами. Они выросли на острове Делос, т.к. Лето пришлось укрываться от ревности и ненависти жены Зевса Геры.

Аполлон был одним из самых важных античных богов – богом музыки, поэзии, пророчества и целительства. А в более поздних мифах его называют богом Солнца.В «Илиаде» Гомера Аполлон поддерживает троянцев Малой Азии в войне против греков, но в классическую эпоху становится одним из греческих богов.

Обычно его изображают в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук.У его сестры Дианы-охотницы, покровительницы охотников и богини диких мест и зверей, лук также используется в качестве оружия. Она охотится в диких местах в сопровождении нимф (юных женщин).

Однажды охотник Актеон подсмотрел её купание в лесном ручье, она в наказание превратила его в оленя, а собственные псы Актеона растерзали оленя.

Диана могла быть и суровой, мстительной. Миф повествует, что однажды смертная женщина Ниоба хвасталась тем, что у неё много детей, больше, чем у богини Лето (матери Аполлона и Дианы). Тогда Диана вместе со своим братом Аполлоном погубила семерых сыновей и семерых дочерей Ниобы.

Аполлон Бельведерский

Эта статуя – римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара. Бронзовая статуя Леохара не сохранилась.
Высота статуи 2,24 м.

Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 годами на вилле римского императора Нерона, последнего из династии Юлиев-Клавдиев, в Антии близ Рима. В 1506 г.

, в правление Папы Римского Юлия II, статуя Аполлона была установлена в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Бельведерский дворец 

В Бельведерском дворце расположен Музей Пия-Климента. В его четырехугольных нишах находятся всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский, Лаокоон и его сыновья, Гермес Бельведерский и Персей Кановы.В бронзовом оригинале опоры для правой руки Аполлона не было. А в мраморной копии опора присутствовала в виде ствола дерева.

Но статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли (ученик Микеланджело) дополнил обе руки.Древнегреческий бог Аполлон изображён в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука.Ещё в XVI в. скульптура была признана совершенным творением.

Образцом мужской красоты и гармонии Аполлона считали и в России.

Все тело юноши находится в движении. В протянутой левой руке у него был лук, а за спиной висел колчан для стрел. В опущенной правой руке он держал украшенную лентами лавровую ветвь.

Её остатки сохранились в копии на пне (добавка копииста). Высокая стройная фигура подчёркнута мантией. Облик Аполлона выражает спокойную силу, внутреннюю и внешнюю гармонию.

Пышная причёска по образцу того времени делает его лицо одновременно мягким и строго выразительным. 

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/576-apollon-belvederskij-i-diana-okhotnitsa

Артемида (Артемис) — дочь Зевса, вечно юная и прекрасная богиня охоты

13 августа 2013 • 19 828 смотр.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Артемида (Артемис), греч., лат. Диана  — дочь Зевса и титаниды Лето; богиня охоты и зверей, владычица природы, а также богиня луны. На фото: картина Батони Помпео «Диана и Купидон», 1761 год, Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Была сестрой-близнецом бога света и солнца Аполлона и, согласно наиболее распространенному преданию, родилась на острове Делос (см. статью «Аполлон»). Но по другой версии, Лето родила их в роще Ортигии под Эфесом; поблизости от этого места греки построили храм Артемиды, ставший одним из «семи чудес света».

Читайте также:  Описание картины ильи репина «портрет п. с. стасовой»

Уильям Генри Райнхарт, «Латона и ее дети, Аполлон и Диана» (1871-74), Метрополитен-музей в Нью-Йорке 

Однако где бы ни родилась Артемида, происхождение у нее явно малоазиатское; еще хетты поклонялись богине охоты Рутамиш (Ртемис), священными животными которой были олень и лань. В древнейшие времена ее культ распространился по всему греческому, а затем и римскому миру.

Первоначально Артемида почиталась как повелительница природы; так как брат ее был богом солнца, Артемида, соответственно, стала богиней луны.

Будучи богиней природы, она была одновременно и богиней ее плодовитости; под ее покровительством находились леса, рощи, луга, поля и, в конечном счете, все, что раньше называлось флорой, или растительным миром.

Поскольку она была богиней плодовитости и плодородия, в ее компетенцию входили и роды: едва родившись, она уже помогала своей матери Лето (Латоне) родить брата Аполлона.  Артемида ведала также целебными источниками; она могла наслать на людей безумие, паралич и внезапную смерть.

Она ни разу не выходила замуж — так и осталась богиней-девственницей с рождения до угасания своего культа. Охота была самой сильной страстью Артемиды, поэтому художники изображали ее в виде охотницы с луком и стрелами, сопровождаемой различными животными (лебедем, львом, тигром или оленем).

А поскольку охота и война когда-то были очень тесно связаны, в некоторых странах Артемида стала также и богиней войны. Как сообщали, в Спарте ей некогда приносили человеческие жертвоприношения, а позже заменили их другим обрядом: перед ее статуей бичевали спартанских юношей — это была своеобразная подготовка к мукам, которые ждали их в будущей солдатской жизни. Артемида, богиню луны, иногда путали с Селеной, так же как ее брата Аполлона — с богом солнца Гелиосом.

Купание Дианы, Франсуа Буше, 1742

Основным занятием Артемиды была охота; она охотилась в одиночку или в сопровождении дружины низших богинь и нимф. Наохотившись вволю, Артемида обычно отправлялась к своему брату в Дельфы и там развлекалась танцами в хороводе с харитами и пением с музами.

Некоторые рассказы о ее вмешательстве в судьбы людей свидетельствуют о том, что она была скорее жестокосердной, чем женственно мягкой.

Микенскому царю Агамемнону она не хотела простить, что он убил ее любимую лань, и поэтому собиралась сорвать ему поход на Трою; смягчилась она лишь после того, как он пожертвовал ей свою дочь Ифигению. Она жестоко наказала Актеона, нечаянно подсмотревшего ее купание.

Когда однажды калидонский царь Ойней забыл принести ей жертву, Артемида наслала на Калидон огромного вепря, разорявшего страну. Из ревности Артемида убила (или велела убить) прославленного охотника Ориона. За оскорбление своей матери Лето Артемида убила семерых дочерей Ниобы.

Сюжет «Артемида и Актеон» на античной вазе

Однако известны случаи, когда раскаяние и жертвы смягчали ее сердце. Так, например, сумел примириться с ней Геракл, хотя и поймал ее любимицу — керинейскую лань. Артемида помогла Аретусе, Ипполиту, Кефалу и другим своим почитателям и почитательницам.

Для греков Артемида была идеалом женской красоты. Ей даже незачем было участвовать в злополучном конкурсе красоты, ставшем причиной троянской войны.

Правда, она не обладала красотой величавой дамы, как Гера, или красотой достойной и мудрой Афины, или чувственной красой Афродиты  — но, как сказали бы мы сегодня, она была прекрасна как спортсменка, каких мы встречаем на спортплощадках и в плавательных бассейнах.

Возможно, поэтому грекам, высоко ценившим спортивные и воинские занятия (у них это были близкие понятия), именно Артемида больше всего импонировала своей внешностью. А затем и римлянам, которые отождествили ее с древней италийской богиней Дианой.

На фото: развалины храма Артемиды в современной Турции. На заднем плане византийская крепость, церковь Св. Иоанна и  мечеть XIV века.

Греки посвятили Артемиде ряд великолепных храмов и святилищ: в аттическом Бравроне, в Спарте, на Делосе, в Магнесии над Меандром, в лидийских Сардах и т. д.; священный участок был у нее и на афинском Акрополе.

В Риме ей поставили храм на Авентине; из остальных ее храмов в Италии самым значительным был храм Дианы Неморенской в Ариции, куда в основном паломничали женщины. Но всех лучше был храм Артемиды в Эфесе (Ортигии)  — первый храм в ионическом стиле.

Его строительство началось в сер. 6 в. до н. э. и закончилось более чем сто лет спустя.

В 356 г. до н. э. его поджег Герострат, в 334 г. до н. э. храм был восстановлен по планам архитектора ДейнократАртемида Храм последовательно становился жертвой готов, землетрясений и эдикта императора Феодосия I против языческих храмов (383 н. э.). Остатки его развалин были обнаружены в 1869 г. британским археологом Д. Т. Вудом.

Знаменитая статуя «Диана Версальская» находится в Лувре

Первоначально греки изображали Артемиду в виде богини с месяцем, затем — с крыльями и в длинном облачении (и она походила на христианского ангела), иногда — как богиню плодородия — с множеством грудей, и наконец — в виде стройной девушки в простом, высоко подоткнутом и подпоясанном одеянии без рукавов, в охотничьих сандалиях и с короткой прической. Так выглядит, например, знаменитая «Артемида Версальская», римская копия оригинала Леохара (ок. 330 до н. э., Париж, Лувр) — пара к «Аполлону Бельведерскому». Из многочисленных статуй Артемидаы-охотницы отметим римскую копию эллинистического оригинала, хранящуюся в Национальном музее в Неаполе. Сохранилось несколько копий и имитаций архаических малоазиатских статуй, изображающих Артемиду — ортигийскую богиню плодородия (самые известные  — в Национальном музее в Неаполе и в Эфесском музее в Сельчуке). В сер. 18 в. в Помпеях была обнаружена статуя Артемиды с волосами, имевшими покрытие из чистого золота, в голубом одеянии с красной каймой, с желтыми и розовыми ремешками на сандалиях, с карминовыми ногтями и с ярко-красным ртом. Эта важная археологическая находка послужила одним из первых доказательств, что греческие скульпторы колорировали свои произведения.

Телеведущая Мария Кравцова (Марика) в образе Артемиды в календаре Микеле Чеппи.

В античной вазописи насчитывается около 400 изображений Артемиды, одно из самых знаменитых — в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже («Артемида с лебедем» работы так наз. «художника Пана», 5 в. до н. э.). Архаическая статуэтка Артемиды (ок. 650 г. до н. э.), найденная в 1878 г. на острове Делос, числится в Афинском национальном археологическом музее под инвентарным номером 1.

У художников нового времени Артемида (Диана) пользовалась не меньшим успехом, чем у античных. Из статуй назовем три «Дианы»: Гудона (1790, Лувр), Вассе (1760—1765, Потсдам, дворец Сан-Суси) и Ф. Щедрина (1798). Наиболее известные картины: «Актеон и Артемида» Д. Венециано (1445—1450), «Купание Дианы» Пальмы Старшего (нач. 16 в.

, Вена, Художественно-исторический музей), «Артемида и Актеон» и «Наказание Актеона» Тициана (1559 и 1560, Бриджуотер-хаус и Национальная галерея в Лондоне), «Артемида и Актеон» Брейгеля Старшего (Национальная галерея в Праге), «Диана и нимфы» Д. Доменичино (ок.

1610, Рим, Галерея Боргезе), «Возвращение Дианы с охоты» и «Диана и Каллисто» Рубенса (примерно 1615—1617, Дрезденская галерея и Прадо, Мадрид), «Диана с нимфами» Вермера (2-я пол. 17 в., Маурицхёйс, Гаага), «Отдых Дианы» Буше (ок. 1742, Лувр), «Купание Дианы» Коро (1873), «Диана» Ренуара (ок.

1900, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Диана» — поэтичная работа чешского художника Зрзавого (1913). Известная картина П. Бордоне «Диана-охотница среди нимф» (ок. 1560) сгорела при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г.

Фэнтези «Артемида», Борислав Бакинский.

Кадры из сериала «Ксена. Принцесса-воин» (1995-2001 гг.). В роли Артемиды новозеландская актриса Жозефин Дэвисон.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://drevniebogi.ru/artemida-artemis-doch-zevsa-vechno-yunaya-i-prekrasnaya-boginya-ohotyi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector