Описание скульптуры михаила козловского «поликрат» (1790)

Козловский Михаил Иванович

М. И. Козловский родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта.

Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств.

Здесь он был определен в культурный класс, в котором преподавал Н. Жилле — фр анцузский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени. 

Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно-исследовательский музей Академии художеств СССР).

Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

Получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная» (1773), Козловский заканчивает Академик художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию Знакомство с произведениями древности, глубокое изучениепамятников античности и полотен художников эпохи Возрождения обогащают его творчество, расширяют кругозор.

К сожалению, из римских работ, кроме нескольких рисунков, выполненных с огромным темпераментом и совершенством, до нас ничего не дошло.

Аполлон

В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это — свидетельство популярности его произведений за границей. Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников.

Он исполняет барельефы для концертного зала в царском Селе (архитектор Д. Кваренги) и для Мраморного дворца в Петербурге (архитектор А. Ринальди).

Тогда же он исполнил мраморную статую Екатерины II, представив ее в образе Минервы (1785, ГРМ). Художник создает идеализированный, полный величия, образ императрицы-законодательницы.

Статуя понравилась Екатерине, и Козловский получил разрешение на поездку в Париж «для приобретения познаний в своем художестве».

Гименей

В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский.

Поликрат. Гипс. 1790. Русский музей.

Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры.

В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году — старшим профессором.

Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев,В. Демут-Малиновский и другие.

Минерва и гений художеств.

Конец 80-90 годов XVIII века — период расцвета таланта скульптора.

Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника.

В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ). Знаменательно, что художник обратился к темам русской истории, событиям недавнего прошлого.

«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ». Мрамор. 1797. Русский музей. 

Его привлек образ сподвижника Петра, не побоявшегося в присутствии императора разорвать подписанный царем несправедливый указ, налагавший непосильные тяготы на разоренных крестьян. Фигура Долгорукого исполнена решимости, твердости. Лицо его гневно, сурово. В правой руке факел, в левой — весы правосудия; у ног — мертвая змея и маска, олицетворяющие коварство и притворство.

Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского (1780е, ГРМ).

В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Привлекательны красота и совершенство фигуры, гибкость и плавность движений юношеского тела. Продуман силуэт статуи, отличающийся четкостью и выразительностью контуров.

 Бдение Александра Македонского.

На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой — мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте. Контраст мертвой неподвижности поникшего тела Патрокла и сильного мускулистого Аякса придает сцене драматизм.

Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) символически выражена идея победоносности походов Суворова.

Художник представил полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура очень жизненна и реальна. Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением — памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову.

Геркулес на коне

С огромным увлечением приступил Козловский в 1799 году к созданию памятника. Сохранившиеся в Русском музее эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа.

Только в последних вариантах художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова.

Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова.

В открытом, юном, гордом лице — выражение спокойного мужества.

Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью.

При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры.

Постамент, спроектированный Козловским при участии Л. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением.

памятник Суворову

Массивная, ритмично расчлененная форма контрастно противопоставлена легкой и грациозной фигуре героя. Монумент был торжественно открыт 5 мая 1801 года и установлен в глубине Марсова поля, вблизи Инженерного замка. Только в 1820 году, в связи с реконструкцией зданий на Марсовом поле.

Памятник Суворову — вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.

Но, пожалуй, наиболее значительной была роль Козловского, произведение которого композиционно завершило и объединило скульптурный комплекс Большого каскада. Художник вновь обратился к Символическому решению. Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев — побежденную Швецию. Мощная фигура Самсона дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

Самсон, разрывающий пасть льву

«Самсон» Козловского — одно из наиболее выдающихся произведений декоративной скульптуры. Ансамбль петергофских фонтанов, уничтоженный фашистами в годы Великой Отечественной войны, теперь восстановлен.

Последними произведениями Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, «Некрополь XVIII века», Ленинградский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта.

Козловский умер 18 сентября 1802 года в возрасте сорока девяти лет.

Амур со стрелой

Гений. Павловский дворец

Психея

Аякс защищает тело Патрокла

Нарцисс

Пастушок с зайцем

50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.53

Источник: http://urok-kultury.ru/kozlovskij-mixail-ivanovich/

Козловский михаил иванович

Козловский михаил иванович — российский скульп­тор.

Ро­дил­ся в се­мье во­енного му­зы­кан­та Ад­ми­рал­тей­ской га­лер­ной га­ва­ни. Учил­ся в пе­тербургской АХ (1764-1773 годы) у Н.Ф. Жил­ле, А.П. Ло­сен­ко. Пен­сио­нер АХ в Ри­ме (1773-1779 годы), где по­се­щал Французкую ака­де­мию, поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми Ж.М. Вье­на, встре­чал­ся с А.Р.

Менг­сом, изу­чал искусство ан­тич­но­сти и Воз­ро­ж­де­ния. Ра­бо­тал так­же в Па­ри­же (1779-1780 годы; в 1788-1790 годы — ко­мис­сио­нер-со­вет­ник пе­тербургской АХ). Академик мар­сель­ской Ака­де­мии изящ­ной сло­вес­но­сти, нау­ки и ис­кус­ст­ва (1780 год) и пе­тербургской АХ (1794 год).

Твор­че­ст­во Козловского, пред­ста­ви­те­ля русского клас­си­циз­ма, про­ник­ну­то идея­ми про­све­ти­тель­ст­ва, воз­вы­шен­ным гу­ма­низ­мом и яр­кой эмо­цио­наль­но­стью.

Уже в ран­них про­из­ве­де­ни­ях (ста­туя «Ека­те­ри­на II в об­ра­зе Ми­нер­вы», 1784-1785; «Бде­ние Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го», 1780-е годы, оба — ГРМ; рель­е­фы на ис­то­рические те­мы для Мра­мор­но­го двор­ца в Санкт-Пе­тер­бур­ге, 1787 год; все — мра­мор) ска­за­лись стрем­ле­ние Козловского к урав­но­ве­шен­но­сти ком­по­зи­ции и стро­гой пла­стической фор­ме, ин­те­рес к гра­ж­дан­ской ис­то­рической те­ма­ти­ке. Тра­гический па­фос, ди­на­ми­ка объё­мов и слож­ность си­лу­эта ста­туи «По­ли­крат» (гипс и брон­за, 1790 год, оба ва­ри­ан­та — ГРМ) на­по­ми­на­ют скульп­ту­ру ба­рок­ко.

В по­сле­дую­щие го­ды Козловский соз­да­ёт пол­ные неж­но­го изя­ще­ст­ва, пре­крас­ные и гар­мо­нич­ные об­ра­зы («Ги­ме­ней», мра­мор, 1796 год, ГРМ), но од­но­вре­мен­но его ув­ле­ка­ют изо­бра­же­ние ге­ро­ев национальной ис­то­рии («Яков Дол­го­ру­кий, раз­ры­ваю­щий цар­ский указ», мра­мор, 1797 год, ГРМ и ГТГ), ал­ле­го­рическое во­пло­ще­ние во­ин­ской сла­вы Рос­сии («Гер­ку­лес на ко­не», брон­за, 1799 год, ГРМ; «Сам­сон, раз­ди­раю­щий пасть льва» для Боль­шо­го кас­ка­да в Пет­род­вор­це, зо­ло­чё­ная брон­за, 1800-1802 годы; груп­па по­хи­ще­на гермескими ок­ку­пан­та­ми в го­ды Великой Отечественной вой­ны, вос­соз­да­на в 1947 году В.Л. Си­мо­но­вым при уча­стии Н.В. Ми­хай­ло­ва).

Важ­ней­шим про­из­ве­де­ни­ем Козловского стал па­мят­ник А.В.

Су­во­ро­ву для Санкт-Пе­тер­бур­га (брон­за, 1799-1801 годы) — обоб­щаю­щий об­раз иде­аль­но­го пол­ко­вод­ца, от­ме­чен­ный соб­ран­но­стью и ди­на­мич­но­стью, ве­ли­ко­леп­но най­ден­ным про­странст­вен­ным по­строе­ни­ем (пер­во­на­чаль­но — на Ца­ри­цы­ном лу­гу, с 1820 года — на ны­неш­ней Су­во­ров­ской площади). Ав­тор ря­да над­гро­бий, порт­ре­тов-бюс­тов и де­ко­ра­тив­ных ра­бот. Пре­по­да­вал в пе­тербургской АХ (профессор с 1794 года); сре­ди уче­ни­ков — С.С. Пи­ме­нов, В.И. Де­мут-Ма­ли­нов­ский, И.И. Те­ре­бе­нёв.

Иллюстрации:

М.И. Коз­лов­ский. Па­мят­ник А.В. Су­во­ро­ву на Су­во­ров­ской пло­ща­ди в Сакнт-Пе­тер­бур­ге. Брон­за. 1799–1801. По­ста­мент ис­пол­нен при уча­стии А.Н. Во­ро­ни­хи­на, ба­рель­еф на пье­де­ста­ле ра­бо­ты Ф.Г. Гор­дее­ва. Фото Д.В. Соловьёва.

Литература

  • Ка­га­но­вич А. М.И. Коз­лов­ский: Аль­бом. М., 1959
  • Пет­ров В.Н. М.И. Коз­ловский. М., 1977
  • Ря­зан­цев И.В. Но­вое о твор­че­ст­ве М. И. Коз­лов­ско­го // Со­вет­ская скульп­ту­ра. Сб. ста­тей. М., 1984. [Вып. 8]

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/kozlovskii_mikhail_ivanovich

Российский Микеланджело. М.И. Козловский — основоположник русского классицизма

               Михаил Иванович Козловский – один из основоположников русского классицизма. 

Одаренный разнообразными талантами и бурным творческим темпераментом, он более известен как выдающийся скульптор.

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «хижины»

Вряд ли кто из его современников сумел с таким мастерством выразить эпоху великих войн и высокого подъёма русской общественной мысли. Его работы, будь они связаны с героикой античности, или славного прошлого России, воплощали идеи живой современности.

Пользуясь языком аллегорий, скульптор неизменно выдвигает на первый план тему протеста, борьбы и страданий. По силе трагического звучания, творчество Козловского перекликается с поэзией Державина. Органическая близость связывает его скульптуру с работами античных мастеров.

Мир идей и образов, мужественная пластика героев, созерцающих, страдающих, борющихся, сродни творениям великого Микеланджело. 

М.И. Козловский

    Как и большинство художников XVIII века, Козловский вышел из демократической среды. Он родился в Петербурге 26 октября 1753 года в семье военного трубача.  Отец служил в Балтийском галерном флоте, в унтер-офицерском чине. Семья жила на окраине столицы в Адмиралтейской галерной гавани.

В 1764 году, по прошению отца, одиннадцатилетний Михаил, обученный русской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств. Через три года талантливый ученик был распределён в класс скульптуры к профессору Никола Жилле.

Годы учебы Михаила Козловского совпали с периодом созревания классицизма в европейской живописи, скульптуре и архитектуре. Краеугольным камнем эстетики классицизма является идея подражания мастерам Древней Греции и Рима.

Основные черты теории классицизма восходят к рационалистическим и метафизическим догмам европейской, преимущественно немецкой и французской философии Просвещения. С 1774 по 1779 годы Козловский провёл пенсионером Академии в Риме. В 1779 году он отправился в Марсель и оттуда в Париж.

В феврале 1780 года Марсельская академия искусств удостоила его звания академика. Пенсионерские работы Козловского говорят о том, как внимательно он изучал античные памятники, глубоко проникая в сущность теории классицизма. Столь же внимательно он всматривался в произведения мастеров нового времени.

Сохранился его восторженный отзыв о «Страшном суде» Микеланджело. Великий мастер эпохи Возрождения, к сожалению, недооценивался художниками 18 века, но Козловский видел в его «ужасном даровании и искусстве» родство со своим собственным творчеством и темпераментом.1

   В Петербург Козловский вернулся в 1780 году, зрелым мастером и сразу занял заметное место в русской художественной среде. Он быстро вошёл в круг передовой дворянской интеллигенции. Его первые работы на родине  утверждали добродетели и бессмертную славу  великих людей, заслуживших благодарность отечества.

Примеры гражданской доблести и любви к родине Козловский воплотил в исторических барельефах, графических композициях, скульптуре. Самые знаменитые работы Козловского – памятник А.В.

Суворову на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и занимающая центральное место в замысле ансамбля Большого каскада в Петергофе скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льву».

    В Русском музее представлены классические статуи Михаила Козловского. Рассмотрим четыре из них — утонченные, острые, живые, цельные, логически ясные — образы античных героев.

1780-е г.г.

    Статуя «Бдение Александра Македонского выполнена Козловским во второй половине 1780-х годов. Вероятно, заказчиком был фаворит Екатерины II Потёмкин. Он пожелал изобразить будущего «царя четырёх сторон света», отдающего всё своё время учебе и даже жертвующего сном ради чтения, чтобы подать сей доблестный пример юношеству.

 «Александр» должен был украсить собой празднество в Таврическом дворце, задуманное Потёмкиным для императрицы.

Известно, как Екатерина, пестовала своих юных избранников, поставляемых ей с одобрения чрезвычайно занятого «старшего» фаворита, желая создать из них выдающихся государственных деятелей, но, увы, ни с одним успеха не имела.

    Статуя несёт аллегорический смысл, сюжет взят из трудов античного историка Квинта Курция. Цитирую его сказания: «Александр в юных ещё летах, при царствовании отца своего Филиппа, желая снискать великие познания в науках, старался воздерживать себя от сна и всегда засыпал, имея в руке медный шар, который при глубоком его сне, упадая в таз, разбужал его производимым стуком».

    Козловский изобразил Александра, сидящим на своём ложе в момент полного изнеможения, когда его, во время ночного занятия, сразила предательская усталость. Для решения своего замысла, скульптор избрал сложную позу, развернув фигуру юноши в глубину.

Сильное тренированное тело склонилось, побеждённое богом сна, кудрявая отяжелевшая голова опирается на согнутую левую руку, одна нога закинута на другую. Пальцы правой руки едва удерживают медный шар над чашей. Ещё секунда, и они разожмутся – шар с громким стуком упадёт и разбудит царевича.

Козловскому вполне удалось передать состояние задремавшего человека. Александр спит, пока не упадёт шар.

    Для того, чтобы насладиться красотой тела молодого атлета, надо обойти её кругом и повторить это снова. Вы будете очарованы не только главным героем, но и скульптурным натюрмортом, повествующим о его мире.

Небольшое ложе покрыто тканью, спадающей волнистыми складками. Козловскому удалось передать в мраморе их изящные линии. Правая рука с шаром опирается на шлем, украшенный пышным султаном.

Особенное внимание привлекает щит, прислоненный к ложу и украшенный барельефом на любимый сюжет Александра «Воспитание Ахиллеса кентавром».

Поликарт

1790

    Образ правителя Самоса Поликрата, богача и счастливца, предательски погубленного – один из самых трагических и в творчестве Козловского, и в русском искусстве второй половины 18 века. Скульптор выполнил статую в 1790 году. Сюжет почерпнут из древней истории – известный исторический факт.

Древнегреческий тиран Самоса был жестоко обманут персидским сатрапом Оройтом, пригласившим его в 522 году до н.э. в город Магнезию для дележа сокровищ. Поликрат доверчиво прибыл, но коварный Оройт поступил с ним вероломно, велел схватить его и распять.

Сюжет, взятый из античной истории, послужил скульптору ответить языком аллегории на события живой современности. Передовые люди 18 века видели в Поликрате символ изменчивости счастья. Тиран Поликрат был  богат и жаден к сокровищам, честолюбив, безжалостен к своим подданным, страшен для врагов, но и он не избежал предательства и погиб страшной смертью.

В годы Французской революции этот образ приобрёл новую, ещё большую, актуальность. О Поликрате люди 18 века, привыкшие мыслить аллегориями, вспомнили потому, что видели вокруг много «поликратов» и «поликратиков» — обманутых жестокой судьбой бывших счастливцев.

Статуя была создана в Париже, в бурные годы революции, где Козловский оказался вместе со своими учениками. Козловскому удалось воплотить в образе гибнущего человека пафос страдания и борьбы. Он знает, что обречен, но страстная жажда свободы выражена в напряженной, неравной борьбе со смертью, безмерном возбуждении.

Тело Поликрата изгибается в нестерпимой муке, но каждый мускул напряжен, рука, сжатая в кулак, в отчаянии вскинута вверх, нога резко отведена в сторону. Вся фигура со вздутыми жилами, болезненно напряженными мышцами, охвачена стремительным порывом. Поликрат ищет опоры, надеясь обрести силу.

Он жаждет разорвать путы, как раб Микеланджело, но силы покидают его, смерть надвигается. Поникшая голова, безжизненно свисающая рука, говорят о безнадёжности освободиться. Измученное лицо предсмертной искажено мукой. На стволе дерева, к которому прикован Поликрат, высечена древнегреческая надпись: «… никто не может считать себя счастливцем, пока он жив». 

Аякс защищает тело Патрокла

1796

Те же черты выступают в маленькой мраморной группе «Аякс защищает тело Патрокла».

Драматизм сцены построен на контрасте между мертвым телом Патрокла и полной энергии, напряженного волевого усилия, фигурой Аякса, спешащего вынести убитого с поля боя.

Козловскому удалось воссоздать облик мертвеца с безвольно повисшей головой и вытянутым, ставшим тяжелей, чем при жизни, телом. Рядом с убитым, живой воин, представленный в энергичном повороте, впечатляет мощью и целеустремлённостью.

Геркулес на коне

1799

    Энергичный герой-победитель. Олицетворение отваги, гимн мужеству, призыв к борьбе. Геркулес одним скачком преодолевает препятствие, возникшее на пути – скалу со свернувшейся на ней змеёй – символом противоборствующей силы. Удачно показано победное движение всадника и коня. Статую заказал Козловскому поэт Н.И. Ахвердов. Восхищенный образом скачущего героя, он написал стихи:

Летит! – летит герой избавить мир от бед!

Блистая мужеством, небесной красотою!

    М.И. Козловский был последним великим художником из плеяды мастеров 18 века. Он умер внезапно 18 сентября 1802 года в расцвете  сил и таланта.

1 Мастера искусства об искусстве. Изд. второе. Т. 6. Москва, «Искусство», 1963, с. 95

Для более глубокого знакомства с творчеством М.И. Козловского можно прочесть книги:

А.Г. Ромм. М.И. Козловский. М-Л, «Искусство», 1945

Н. Коваленская Русский классицизм. М. «Искусство», 1964

В.Н. Петров. Михаил Иванович Козловский. Любое издание

Источник: https://biblioiskusstwo.blogspot.com/2016/04/blog-post.html

Козловский Михаил Иванович — презентация

1 Работу выполнила: Кислицина Екатерина<\p>

2 Козловский Михаил Иванович родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта. Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств. Здесь он был определен в культурный класс. Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок.<\p>

3 Императорская Академия художеств Высшее учебное заведение в области изобразительных искусств, существовавшее в Российской империи с 1757 года. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 по инициативе ученого М. В. Ломоносова и просветителя графа И. И. Шувалова. Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758, первый выпуск состоялся в Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление ее возглавлял Совет профессоров и президент. Среди выпускников Императорской академии художеств выдающиеся мастера изобразительных искусств: А. П. Лосенко, Ф. И. Шубин, В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, И. Е. Старов, А. А. Иванов, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, М. М. Антокольский, А. Н. Воронихин, Н. Л. Бенуа, И. А. Фомин, В. А. Щуко и др.<\p>

4 В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно- исследовательский музей Академии художеств СССР). Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны.<\p>

5 «Князь Изяслав на поле брани» Академическая программа Козловского: «Изяслава Мстиславовича (внук Мономаха, сын Мстислава Владимировича, великий князь киевский, князь волынский. Изяслав — один из первых русских князей, который в летописи именуется «царём» ), изъязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши, но он, сняв с себя шелом, показал им, что он их князь и полководец» (гипс, 1772, Русский музей), представляет собой горельеф, выполненный в эффектной живописной манере. Не является случайностью, что скульптор разработал в данном произведении тему из отечественной истории. Интерес к подобного рода сюжетам был характерен для раннего периода деятельности Академии.<\p>

6 В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский.<\p>

7 В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году старшим профессором. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев,В. Демут-Малиновский и другие.<\p>

8 Конец годов XVIII века период расцвета таланта скульптора. Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника. В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ).<\p>

9 Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского. В статуе «Александр Македонский» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем.<\p>

10 На гомеровскую тему создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой мужская дружба передана в напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте.<\p>

11 Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) символически выражена идея победоносности походов Суворова.<\p>

12 Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением Петергофских каскадов явился «Самсон»-центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, Ф. Г. Гордеев и др.<\p>

13 Последними произведениями Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, «Некрополь XVIII века», Ленинградский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.<\p>

14 Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта. Козловский умер 18 сентября 1802 года в возрасте сорока девяти лет.<\p>

15 Минерва и гений художеств.<\p>

16 Аполлон<\p>

17 Психея<\p>

18<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/961256/

Презентация на тему Михаил Иванович Козловский Выполнила студентка

Презентация на тему: «Михаил Иванович Козловский» Выполнила: студентка ВГУИТ группы ЭГ-31 Чеботарева Евгения Проверила преподаватель по дисциплине: Ряховская И. С.

Биография М. И. Козловский родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта. Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили отдать его в 1763 году в Академию художеств. Здесь он был определен в культурный класс, в котором преподавал Н.

Жилле — французский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени. Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок.

Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

Биография В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1 -й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» . Скульптор обратился к теме из отечественной истории.

Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

Аполон

Получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная» (1773), Козловский заканчивает Академию художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию. Знакомство с произведениями древности, глубокое изучение памятников античности и полотен художников эпохи Возрождения обогащают его творчество, расширяют кругозор. Гименей

Поликрат 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» . Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву.

Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения.

В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году — старшим профессором.

Роль Козловского как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов, И. Теребенев, В. Демут. Малиновский и другие. Минерва и гений художеств.

«Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» . Мрамор. 1797. Русский музей. Бдение Александра Македонского.

Геркулес на коне Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) символически выражена идея победоносности походов Суворова.

Художник представил полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура очень жизненна и реальна.

Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением — памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову. Геркулес на коне

Памятник Суворову Художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова.

Главная мысль, выраженная художником в памятнике, — показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова.

В открытом, юном, гордом лице — выражение спокойного мужества.

Психея Самсон, разрывающий пасть льву

Аякс защищает тело Патрокла Пастушок с зайцем

Источник: http://present5.com/prezentaciya-na-temu-mixail-ivanovich-kozlovskij-vypolnila-studentka/

5 мест, где можно увидеть произведения Михаила Козловского

Сегодня исполняется 260 лет со дня рождения великого русского скульптора Михаила Козловского, автора многих знаменитых памятников и скульптур, хранящихся в лучших музеях России. Мы расскажем о главных шедеврах мастера и местах, где их можно увидеть.

Петергоф, фонтан «Самсон»

Венец потрясающего паркового ансамбля славящегося на весь мир своими фонтанами Петергофа – знаменитый «Самсон». Мало кому известно, что автором скульптурной композиции фонтана является не кто иной, как Михаил Иванович Козловский.

Золочёный ветхозаветный герой, разрывающий пасть льва, из которой вместо крови брызжет вода, к сожалению, был похищен в годы Великой Отечественной войны.

Самсон, радующий взоры посетителей комплекса сегодня, – это точная реплика скульптуры Козловского, воссозданная Василием Симоновым.

Санкт-Петербург, площадь Суворова

Расположенная вблизи излюбленных маршрутов, как жителей Санкт-Петербурга, так и гостей северной столицы, проходящих по Дворцовой набережной и Миллионной улице, площадь имени Суворова украшена памятником знаменитому российскому полководцу. Эта скульптура, весьма занятная тем, что Александр Васильевич изображён в образе спартанского война, была отлита из бронзы по проекту Михаила Козловского на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков.

Санкт-Петербург, Эрмитаж

«Сидящая девочка» и «Амур, вынимающий стрелу из своего колчана» — названия двух относительно небольших статуй, в настоящее время украшающих собой выставочные залы знаменитого и жутко популярного среди туристов Эрмитажа. Вытесанные из мрамора, они знаменуют своей красотой и редким изяществом профессионально выполненной работы начало расцвета творческого пути именитого, но сегодня незаслуженно забытого многими скульптора.

Санкт-Петербург, Русский музей

Три статуи, которые можно увидеть на пространствах главного музея российского искусства, увидеть, бесспорно, стоит. И не только из-за того, что все они, конечно же, яркие и искусно исполненные произведения великого скульптора.

Примечательно то, что на одной площадке собраны примеры работ Козловского на античные сюжеты, выполненные из различных материалов, но в единой технике и стиле подражания мастерам Возрождения.

Скульптура «Бдение Александра Македонского» вытесана из белого мрамора, «Поликрат» слеплен из гипса, а «Геркулес на коне» отлит из бронзы.

Санкт-Петербург, Мраморный дворец

Роскошный Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, филиал Государственного Русского музея, располагает экспонатами авторства Михаила Козловского непосредственно в своём декоре.

Руке скульптора принадлежат два прекрасных барельефа, украшающих стены дворца.

Речь идёт о композициях «Возвращение Регула в Карфаген» и «Камилл, избавляющий Рим от галлов», равных среди лучших произведений искусства Мраморного дворца.

Источник: http://www.restbee.ru/guides/ekskursii/5-miest-ghdie-mozhno-uvidiet-proizviedieniia-mikhaila-kozlovskogho.html

Козловский Михаил Иванович: биография, фото, скульптуры

Искусство и развлечения 8 мая 2016

Козловский Михаил Иванович является одним из крупнейших скульпторов русского классицизма, творчество которого проникнуто высокими идеями просветительства, яркой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом. По мнению художественной критики начала XIX века, в каждом из его произведений «обнаруживается много воображения, чувства, оригинальный взгляд и мастерская рука автора».

Михаил Иванович Козловский — скульптор, из всех российских деятелей искусства проживший, пожалуй, самую короткую, но и самую блистательную жизнь. Особый интерес творца вызывали персонажи античных мифов и русской истории. Именно в них он находил идеалы, важные не только для его современников, но и для потомков.

Козловский Михаил Иванович: биография

Будущий известный скульптор родился в 1753 году, в семье трубача галерного флота, на одной из морских окраин Петербурга. Здесь прошли его детские годы.

В одиннадцатилетнем возрасте (1764 г.) Козловский Михаил Иванович навсегда расстался с домом родителей и по поданному прошению пополнил число воспитанников Петербургской академии художеств.

В это время в европейском искусстве – скульптуре, архитектуре, живописи – созревал и постепенно развивался классицизм.

Ярчайшим представителем данного направления в искусстве России стал выдающийся ваятель Козловский Михаил Иванович.

Краткая биография скульптора :

  • 1773 г.: окончил Академию с большой золотой медалью;
  • 1774-1778 гг.: проживает в Риме в качестве академического пансионера;
  • 1780 г.: Марсельская академия искусств присуждает ему звание академика;
  • 1784-1785 гг.: за выполненную мраморную статую Екатерины II в образе античной богини мудрости Минервы получил широкую известность и признание современников (в работе воплотились просветительские представления об идеальном монархе – мудром законодателе и защитнике Отечества);
  • в начале 1788 г. вновь отправляется за границу (в Париж) на учебу;
  • 1790 г.: Козловский Михаил Иванович возвращается на родину, создает цикл идиллических скульптур;
  • в 1796-м создает обширную серию скульптурных эскизов на тему Троянской войны, весь этот период отмечен поисками монументальности, новой черты, ставшей одной из составляющих дальнейшего творчества художника;
  • в период с 1799 по 1801 год работает над памятником полководцу А. В. Суворову, прославившему русскую армию недавней победой в итальянских походах;
  • в 1802 году Козловский Михаил Иванович в самом расцвете сил и таланта внезапно умирает.

Первоначально он был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1931 году захоронение перенесли в Александро-Невскую Лавру, на Лазаревское кладбище

Козловский Михаил Иванович: скульптуры

Работы художника – статурная пластика, рельефы, монументальная скульптура и надгробия – проникнуты глубокой эмоциональностью и возвышенным гуманизмом.

В стиле его произведений заметно влияние эстетики французской скульптуры XIVIII века. Из них наиболее известными являются: памятник А. В.

Суворову в Петрограде, статуи «Самсон, раздирающий пасть льва» (украшает ныне один из петергофских фонтанов), «Сидящая девочка» (Зимний дворец) и «Гименей», созданный по случаю бракосочетания Константина Павловича (также находится сейчас в Зимнем дворце), фигура мужчины, выполненная для изучения анатомии человека.

Славятся также его барельефы: «Возвращение Регула в Карфаген», «Камилл, избавляющий Рим от галлов» (находятся в Петрограде, в Мраморном Дворце), «Избиение младенцев», «Поликрат», «Амур», «Меркурий и Нимфа», «Аполлон» (содержатся в музее Александра III).

Видео по теме

Раннее

В начальный период творчества главной темой произведений скульптора является тема гражданской доблести, мужества, самопожертвования и силы духа.

Козловский Михаил Иванович героями своих рельефов делает выдающихся персонажей из истории Древнего Рима, которые во имя Отечества и общего блага народа жертвуют собой. Таковы его работы «Прощание Регула с гражданами Рима» (1780) и «Камилл избавляет Рим от галлов» (1781).

Возвышенность и лаконичность изображения, четкость композиции, продуманность и ясность линий и форм – особенности, отличающие работы, над которыми в начальный период творчества трудился Козловский Михаил Иванович. Скульптуры великолепно сочетаются с архитектурой здания, построенного в стиле раннего классицизма.

Гармония скульптуры и архитектуры

Особенно гармонично содружество двух видов искусств – скульптуры и архитектуры – проявляется в гипсовых рельефах, созданных для Концертного зала в Екатерининском парке (Царское Село). Автором павильона, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Дж. Кваренги (1783-1788). Рельефы объединяет общая тема – музыка.

Орфей игрой на лире укрощает диких животных; Аполлон, музицируя, услаждает слух Цереры; музы демонстрируют атрибуты искусств – таковы сюжеты, которым уделил внимание Козловский Михаил Иванович. Работы мастера (ранние рельефы) отличаются ритмической структурой, уравновешенной композицией, плавностью контуров и величавой торжественностью образов.

Все эти особенности способствуют созданию в павильоне неповторимой музыкальной атмосферы.

Статуя Екатерины II

Большая статуя императрицы Екатерины II в образе античной богини мудрости Минервы (Древний Рим) создана скульптором в период с 1784 по 1785 гг. Императрица окутана античным плащом и увенчана шлемом (атрибуты богини).

Она указывает одной рукой на лежащие у ее ног трофеи, которые символизируют одержанные ею победы. В другой государыня держит свиток с изданными ею «для благоденствия подданных» законами.

Так воплощает свое представление об идеальном монархе – мудром законодателе и защитнике Отечества – Козловский Михаил Иванович, скульптуры которого несут на себе печать его восхищения идеями просветителей.

«Бдение Александра Македонского»

Мраморная статуя, выполненная в 1780-х, имеет сложную смысловую аллегорию. Образ славного героя Античности также послужил скульптору основой для воплощения просветительских идеалов – воспитания стремления к знаниям и твердости воли.

Пластическое решение и композиция статуи излучают дух спокойного величия и благородной простоты. Фигура отличается строгостью и соразмерностью, плавным перетеканием форм и контуров.

Тело юноши как бы находится в дремотном оцепенении, его мускулатура словно «притушена» тончайшим матовым мраморным покровом, голова покоится на опершейся о колено руке. Но подспудно чувствуется обманчивость этого спокойствия…

Наброски

Во множестве сохранившихся рисунков, которые в большинстве своем являются подготовительными набросками для будущих скульптур, прослеживается их связь с основным направлением мастера – в круге тем и сюжетов (мифология, Библия, Евангелие), в средствах художественного воплощения замыслов.

Но ряд рисунков Козловского вполне можно рассматривать как самостоятельные, законченные произведения графики. Среди них выделяются созданные в 1792-м «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну». Критики отмечают драматизм и эмоциональный накал, которыми «дышат» эти работы.

«Поликрат»

Период с 1788-го по 1790-й скульптор опять проводит в Париже, куда он отправился для получения новых знаний и опыта. В результате грандиозного потока впечатлений, вызванного событиями революции, совершавшейся на его глазах, родилось новое вдохновение, появились новые темы и сюжеты.

Революционный Париж подтолкнул скульптора к мысли заняться сюжетом из истории Древней Греции о смерти Поликрата, самосского тирана.

Легенда о Поликрате послужила скульптору базисом для создания своеобразного аллегорического отклика на современные ему события. В работе отразилось стремление художника обогатить образный язык искусства. Сделать его еще более выразительным.

В его скульптуре «Поликрат» зрителю передается страстная жажда свободы, страдание и чувство мучительной обреченности героя.

Воплощение душевной чистоты

В 1792-м была завершена одна из самых замечательных работ – прекрасная статуя «Спящий Амур» (мрамор). В ней автором создан удивительный идиллический и гармоничный образ.

Его аналогом по настроению является созданный в небольшой статуе «Психея» (мрамор, 1801) образ, воплощающий душевную чистоту, ностальгию о ничем не омраченном, счастливом детстве.

«Самсон, раздирающий пасть льва»

Весной 1800 года лучшие русские мастера были привлечены к обновлению Большого Петергофского каскада. Работы велись в течение шести лет.

Центральное место в замысле заняла группа, созданная Козловским — «Самсон, раздирающий пасть льва».

В создании скульптуры автором использовалась возникшая еще в петровские времена аллегория, в которой библейский Самсон отождествлялся со святым Сампсонием, который в 18 веке считался покровителем России.

В 1709 году, в день празднования его памяти (27 июня), была одержана славная победа русских над шведами в знаменитой Полтавской битве. В искусстве времен Петра I Самсон являлся олицетворением победоносной России, а лев (центральный образ герба Швеции) олицетворял побежденного шведского короля.

В грандиозном скульптурном произведении изображено энергичное, но сдержанное движение могучего тела Самсона. Развернувшись в пространстве по спирали, изогнув корпус так, что отчетливо видны титанически напряженные мышцы, резко отведя назад ногу и склонив голову, герой обеими руками раздирает пасть льва.

Исследователями справедливо отмечается близость скульптуры к искусству Микеланджело.

Но идейно-образное содержание группы, глубокое патриотическое чувство, которое воплотил в своей работе Козловский Михаил Иванович (фото скульптуры является тому свидетельством), для внимательного зрителя является отзвуком совсем иных – исконно русских, говорящих многое восхищенному отечественной историей сердцу – традиций.

Темы российской истории

Темы отечественной истории являются наиболее волнующим направлением в творчестве скульптора. Во второй половине 1790-х им созданы статуи «Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» и «Геркулес на коне». Наиболее полно стремление создать образ высокого мужества и душевного благородства реализовано скульптором в его памятнике полководцу А. В. Суворову (Петербург, 1799-1801).

Прижизненный триумфальный монумент

Символический образ, иносказательно прославляющий Россию и ее великого полководца – таким задумал Козловский Михаил Иванович памятник Суворову.

Работа началась еще при жизни героя. В семидесятилетнем возрасте генералиссимус заставил весь мир рукоплескать беспримерному в истории героическому переходу русской армии через Альпы.

В 63 битвах у русских не было ни одного поражения, 619 знамен неприятеля было захвачено победителями.

Знаменитые итальянские походы увенчали российскую армию и полководческий талант Александра Суворова неувядаемой славой.

Задача скульптора Козловского заключалась в создании прижизненного триумфального монумента. Заказ обусловливал тему: не деяния долгой героической жизни великого полководца, не своеобразие его душевного облика, а лишь подвиги в итальянской кампании должны были найти отражение в статуе.

Портрет языком аллегории

И скульптор вновь обратился к языку аллегории. Легкая стройная фигура на круглом постаменте — юный мужественный воин в доспехах, исполненный силы и стремительного движения вперед. Это образ римского бога войны Марса.

Жест правой руки, держащей обнаженный меч, являет необыкновенную решимость. Энергично отброшен за спину плащ.

Красивое мужественное лицо, гордо вскинутая голова, непреклонная уверенность и всепобеждающая воля, мастерски переданные в фигуре – таков идеализированный образ созданного скульптором бога войны.

Своим щитом воин прикрывает установленный позади него жертвенник, на котором находятся Сардинская и Неаполитанская короны, а также папская тиара. Символический смысл данного образа таков: русское оружие под руководством Суворова защитило в итальянской кампании интересы трех представленных государств.

На боковых гранях жертвенника расположены женские фигуры, символизирующие лучшие из человеческих добродетелей: надежду, веру и любовь.

На лицевой стороне постамента присутствует изображение скрещенных лавровой и пальмовой ветвей – символ содружества гениев войны и мира.

Щит героя опирается на трофеи войны – ядра, пушки, знамена. Ограда вокруг памятника представляет собой соединенные цепями взрывающиеся бомбы.

Иносказательный смысл следует искать во всех деталях статуи. И надпись на постаменте: «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» говорит о том, кому предназначен памятник.

Высокая внутренняя правда

В работе Козловского лишь отдаленно заметно портретное сходство созданного им иносказательного идеализированного образа с любимым народным героем.

В удлиненных пропорциях лица, глубоко посаженных глазах, крупном носе и характерном разрезе старческого, слегка запавшего рта бронзового бога войны современники узнавали черты великого полководца.

Сходство размыто и весьма отдаленно, внешняя портретная точность явно не была приоритетом создателя скульптуры.

Пожертвовав портретной достоверностью, он передал непоколебимую волю и всепобеждающую энергию Суворова.

Козловский языком аллегории – через уподобление богу войны – идеализировал и героизировал образ великого русского полководца на века. И в этом – высокая внутренняя правда его работы.

Источник: fb.ru

Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

Источник: http://monateka.com/article/122292/

Ссылка на основную публикацию