Описание скульптуры михаила врубеля «весна»

Михаил Врубель: картины, биография

Михаил Александрович Врубель прожил недолгую, но яркую и трагически-напряженную жизнь. Творческое наследие мастера, здоровье которого рано было подточено тяжелой болезнью, невелико, но чрезвычайно многогранно и богато подлинными шедеврами.

Свои первые значительные произведения Врубель создал еще будучи учеником Академии худо­жеств. В 1883 году он участвует в реставрации росписей древней Кирилловской церкви в Киеве.

С большим тактом относясь к сохранившимся фрескам XII века, не стремясь в своей работе к их внешней имитации, молодой художник пытается постичь внут­ренние законы византийского искусства.

Врубель пишет сцену «Сошествие св. Духа на апостолов», раскрывая в канонических рамках бого­словского сюжета драматизм ре­альных человеческих чувств, со­четает экстатический накал обра­зов с психологической убедитель­ностью.

Здесь он впервые реали­зует свою тягу к монументальной живописи, по-своему и не всегда органично интерпретируя ее ху­дожественный язык. Вместе с тем, работая над евангельскими сюже­тами, он равнодушен к христианской идеологии, и его не затраги­вают современные ему релнгиозно-мистические движения.

Он весь поглощен творчеством, причем в самых различных сфе­рах: пишет многочисленные остро­выразительные портреты, выпол­няет эскизы декораций и костю­мов для частной оперы С. И.

Мамонтова, поражающие своей кра­сочной феерией и неудержимым полетом фантазии, создает декоративные панно, эскизы для мо­заики и витражей, майоликовые скульптуры. Он выступает даже как архитектор и мастер декора­тивно-прикладного искусства.

Для своих живописных произведений он черпает темы из литературной классики («Гамлет и Офе­лия»), русских народных былин («Богатырь»), античной мифоло­гии («Пан»), наконец, он как бы творит собственные «мифы», в символической форме воплощая острый трагизм своего мироощу­щения, тревожное, порою болезненное предчувствие неизбежного краха надежд, разрушения меч­ты в столкновении с жестокой реальностью (серия «Демонов», «К ночи», «Сирень», «Жемчужи­на»). Он плодотворно работает как график (иллюстрирует своего любимого поэта — М. Ю. Лермонтова); Врубель не выпускает карандаша из рук и в последние годы жизни, уже сломленный бо­лезнью, — серия зарисовок, созданная в больнице, во всей полноте демонстрирует его виртуозное мастерство рисовальщика.

Врубель не примыкал ни к одно­му из современных ему течений, не создал своей школы, но по праву считался ведущим мастером нового искусства.

Близкий к общеевропейскому стилю «модерн», Врубель развил собственную живописную систему, постоянно ее совершенствовал, не останавливаясь перед самыми смелыми формальными экспериментами, дробя форму, наполняя ее мерцающим светом, заряжая ее импульсивным динамизмом.

Благодаря этой совершенно индивидуальной системе Врубель наиболее остро и напряженно воплощает духовныйкризис, постигший русскую куль­туру на сломе эпох. Не замыкаясь лишь в сфере художественно-эстетических проблем, Врубель бьется над не­разрешимыми нравственными воп­росами.

Этапы этой постоянной душевной борьбы явственно от­ражаются в его произведениях и прежде всего в главной теме его творчества — теме Демона. Известный романтический конф­ликт между мечтой и явью, меж­ду чувственным и сверхчувст­венным, свободной волей и ро­ком, нашел нового выразителя. Тема развивается от картины к картине, реализуя эволюцию со­знания художника.

В «Демоне» (сидящем, 1890) ощущается мучительное противоречие могучих сил и томительного бездействия. Это состояние опустошающего безве­рия кульминирует в «Демоне поверженном», где происходит рас­пад личности романтического героя. С какой-то пронзительной обнаженностью в этих странно вспыхивающих красках и изломах форм живопись доносит духов­ный автопортрет художника, для которого гаснет свет дня и окружающий мир теряет свои пред­метные качества и ценности.

Творческий подъем, который переживал Врубель в 1899—1902 годах и который выразился в се­рии «Демонов», в полотнах «К ночи» и «Сирень», привлек к ху­дожнику внимание новых символистско-декадентских течений в русской живописи и литературе, поспешивших сделать его творче­ство своим знаменем.

Искусство Врубеля не нашло и не могло найти прямых последователей, ибо это искусство было столь личностно, явилось такой напряженной проекцией душевной борьбы художника, что и живо­писная система, созданная им, оказалась непереводимой на язык другой художественной индивиду­альности.

Творческий путь Вру­беля потряс современников этой невиданной самоотдачей и стал символом судьбы романтического художника.

Галерея картин Врубеля

Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2745-vrubel.html

Описание картины М. Врубеля «Царевна-Лебедь» (материал для сочинения)

В настоящее время картина находится в Третьяковской галерее.

Создана картина по мотивам оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и сюжету сказки Пушкина.

Год создания: 1900 г.

Статья содержит факты биографии художника М. А. Врубеля и описание картины «Царевна-Лебедь». Информация будет полезной для написания сочинения в 3, 5 классе школы.

История создания картины

Первый год двадцатого века (1900) сулил Врубелям удачу, все складывалось как нельзя более благоприятно.

Надежда Ивановна Забела, жена художника Михаила Александровича Врубеля, только что с успехом исполнила партию Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», написанную композитором специально для ее голоса, и теперь готовила партию Царевны-Лебеди в пленительной «Сказке о царе Салтане». Постановка на сцене Русской частной оперы предполагалась в декорациях Врубеля.

В том году в квартире Врубелей на Пречистенке часто устраивались шумные многолюдные вечера с веселыми затеями, которые придумывал Михаил Александрович, всегда элегантный, подтянутый, выглядевший моложе всех присутствующих, хотя ему исполнилось уже сорок четыре года.

За полночь затягивались импровизированные концерты, Надежда Ивановна пела много и охотно. Ее исполнительская деятельность началась совсем недавно, и довольно успешно. Она выделялась и прелестью своего голоса, и своеобразием певческой манеры. «Все певицы поют как птицы, а Надя — как человек»,— говорил Врубель. Чаще всего она пела Римского-Корсакова. Это был кумир дома.

Михаил Александрович испытывал к композитору чувство, похожее на восторженное юношеское преклонение. Бывая на всех репетициях и спектаклях Забелы (она пела и в «Садко», и в «Снегурочке»), слушая иногда по сто раз одни и те же арии и сцены, он не уставал наслаждаться. Ему казалось, что композитор открывает новые пути не только в музыке, он помогает рождению нового русского искусства.

Самому Римскому-Корсакову, который очень любил бывать у Врубелей, Михаил Александрович полушутя говорил, что в чертах его лица видит сходство с царем Берендеем, себя же сравнивал с тем путником, который, блуждая по темному лесу, вдруг набрел на тропинку, которая вывела его в страну счастливых берендеев. «…Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»,— писал Врубель композитору.

Дружеские отношения с Римским-Корсаковым вносят в жизнь Врубеля особый свет. Музыка композитора как бы давала ему новые силы, наполняла желанием искать новые живописные решения. Получив заказ на роспись плафона в помещении Русской частной оперы, Врубель решает вместо традиционных Муз изобразить героев царства берендеева: Леля, Снегурочку, Купаву.

Возникает замысел панно на тему «Сказки о царе Салтане», создается целая серия керамических скульптур: «Садко», «Волхова», «Весна», «Берендей» и другие. Берендею Врубель придал черты портретного сходства с Римским-Корсаковым. И наконец полотно, ставшее таким популярным,— «Царевна-Лебедь».

Описание Царевны

В первые весенние месяцы 1900 года почти как экспромт родилось полотно «Царевна-Лебедь».

В прекрасном лице Царевны угадывались черты Надежды Ивановны, неточного сходства не могло быть, ведь Врубель писал не портрет жены в сценическом костюме,— вдохновленный музыкой «Сказки о царе Салтане», он пытался средствами живописи передать услышанный, прочувствованный им сказочный образ.

У картины появилось много поклонников. Вскоре же законченные Врубелем декорации «Салтана» понравились в театре, с большим одобрением принял их Римский-Корсаков. Пожалуй, такой счастливой не была судьба ни одной из прошлых работ Врубеля.

Перламутром отливают крылья Царевны в заходящих лучах солнца.

Так черна вода под нею, так узка полоска зари, так бездонна грусть в ее глазах… Шелестят под ветром сказочные крылья, сверкают дорогие каменья в ее уборе, затягивает, манит ее взгляд, взгляд не царицы, не повелительницы, а девушки-чернавушки, изведавшей сполна тоску-кручину русской женщины, для которой любовь неразрывна с жалостью…

В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств, перед этим окончив юридический факультет Петербургского университета.

Занимался он с фанатическим упорством—по 14—15 часов в сутки, его не смущал ни голод, ни засаленный пиджачок, в котором приходилось иногда ходить в гости.

Через несколько лет он добивается успехов почти невероятных. Его академические рисунки выставляются рядом с рисунками Брюллова.

Преподаватели академии рекомендуют его для проведения реставрационных работ в Киеве, в Кирилловской церкви XII века. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию.

Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь».

Читайте также:  Описание картины винсента ван гога «хижины»

«Ах, милый, милый… сколько у нас красоты на Руси»,—продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «…она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».

На протяжении ряда лет, захваченный разными образами и темами (в начале 90-х годов Врубель создает цикл иллюстраций к произведениям Лермонтова, «Демона», «Гадалку», «Испанию», ряд портретов и монументальных панно), он продолжает думать о выражении средствами живописи национальной красоты.

«Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меря обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать и на холсте, и в орнаменте. Это музыка цельного человека…»—пишет Врубель сестре.

На колоссальном панно он изображает былинного крестьянина-землепашца Микулу Селяниновича, монолитного, косая сажень в плечах, в голубых глазах его детское простодушие человека, не знающего своей силы.

Рядом с ним, пешим, Вольга на лошади — колдун, чародей, обучившийся «серым волком рыскать во темных лесах, щукой-рыбою нырять во синих морях». И в глазах Вольги — ужас, он не может понять этого гиганта-ребенка, оказавшегося сильнее его.

Врубель писал и наслаждался певучей былинной ритмикой, этим языком, запечатлевшим образ жизни невозвратный—с ее полнотой завершенности, покоем уверенной в себе силы…

В 1899 году Врубель пишет «Богатыря»— как бы новый вариант темы Микулы Селяниновича. В его образе сказочное переплетается с реальным. Толчок к работе в этом направлении дали «Богатыри» В. М. Васнецова, написанные в 1898 году.

Врубель находил их недостаточно «былинными».

Сам он искал образ большой обобщающей силы, образ-символ, который выразил бы его представление о неизмеримой мощи и силе русской земли, русского народа, в самом цвете картины он хотел передать «земную», «земляную» силу богатыря.

Только после долгих, мучительных для художника переговоров «Богатырь» был принят устроителями на выставку «Мира искусств». Полотно оценили по достоинству немногие, среди них — композитор Римский-Корсаков…

Л. Осипова, по материалам журнала «Семья и школа», 1968 год

Источник: http://mamotvet.ru/opisanie-kartiny-m-vrubelya-carevna-lebed-material-dlya-sochineniya/

Михаил Врубель: жизнь и творчество

Михаил Александрович Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор.

В какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. «Врубель, – писал Головин, – идеально выражал свою мысль. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал».

Даже среди блестящих художников конца XIX – начала XX века Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего искусства.

Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника.

«Что за бедствие вся жизнь этого многострадальца,– вспоминал И.Е. Репин, – и какие есть перлы его гениального таланта».

М.А. Врубель. Автопортрет. 1905. Государственный Русский музей

Родился М.А. Врубель 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Бережно относился отец к увлечению мальчика живописью.

Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимается в Рисовальной школе, часто бывает в Эрмитаже.

Окончив Одесскую гимназию, где он серьёзно изучает литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдаёт экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и заканчивает его в 1879 году.

К этому времени будущий художник уже твёрдо решил посвятить себя искусству и в 1880 году поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П.П. Чистякова.

В Академии Врубель работает много и серьёзно.

«Ты представить себе не можешь, – пишет он сестре, – до чего я погружён всем своим существом в искусство: просто никакая посторонняя искусству мысль или желание не укладываются, не прививаются».

Среди академических рисунков Врубеля выделяется акварель «Обручение Марии с Иосифом» (1881, ГРМ). Композиция напоминает картину Рафаэля на ту же тему, вместе с тем в рисунке чувствуется влияние библейских эскизов А.А. Иванова, но композиционный строй, движение фигур более динамичны.

Осенью 1883 года Врубель снимает мастерскую для самостоятельной работы с натуры. Здесь он пишет акварель «Натурщица в обстановке Ренессанса» (Гос. музей русского искусства, Киев), которая свидетельствует об умении художника передать разнообразие материальных форм, богатство оттенков цвета.

Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это «Гамлет и Офелия» (1884, ГРМ).

В апреле 1884 года Врубель оставляет Академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы 4 новые композиции на месте утраченных.

Помимо фресок, Врубель написал 4 иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Лучшее из этих произведений – икона «Богоматерь» (1885, Гос.

музей русского искусства, Киев) – женственно-нежный и вместе с тем печальный образ матери, предчувствующей трагическую участь сына.

Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887, Гос. музей русского искусства, Киев).

Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознаёт сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси.

Во владимирских эскизах особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника.

Благородный образ «Воскресения», лучезарный, словно окружённый бездонной синевой неба «Ангел с кадилом и свечой», и, наконец, «Надгробный плач», потрясающий силой трагического чувства.

Богоматерь с широко открытыми глазами, полными слёз, словно окаменела в страдании над гробом сына.

Торжественный ритм складок одежды, строгие линии, монохромная простота цветовых соотношений, предельный лаконизм композиции помогают выразить глубину и величие скорби.

 

М.А. Врубель. Надгробный плач. 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей русского искусства, Киев

Художнику не удалось осуществить свои замыслы в стенных росписях – его участие в убранстве собора ограничилось созданием причудливых орнаментов, но и этой работе Врубель отдаётся с увлечением, проявляя неистощимое богатство фантазии.

По высказыванию Нестерова Врубель, «совершенно бескорыстный невинный отсутствующий с нашей планеты, витал в своих видениях грёзах, а эти грёзы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая своё место новым мечтам, новым образам, ещё невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника «нездешних стран»».

В 1889 году Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Одно из них – «Венеция» (1893, ГРМ) – создано по впечатлениям от поездки в Италию (1891 – 1892). Перед зрителем возникает город эпохи Возрождения во всём праздничном великолепии пышного карнавального шествия.

Содержание картины «Испания» (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой «Кармен», которую Врубель очень любил и считал «эпохой в музыке». Взволнованность персонажей, напряжённость цвета, поток лучей знойного солнца вызывают ощущение конфликта, драмы. Живой предстаёт страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь, и ненависть.

 

М.А. Врубель и Н.И. Забела. Фото 1896 г.

В некоторой близости к этой картине – «Гадалка» (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. Среди лилово-розового мерцания ковра и шёлковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Властно влечёт пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего.

В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приёмы. В портрете К.Д. Арцыбушева (1897, ГТГ) ощущается спокойная уравновешенность; портрет С.И. Мамонтова (1897, ГТГ) строится на контрастах композиционных ритмов, деталей, чёрных и белых пятен цвета, и в самом образе Мамонтова титанизм граничит с беспомощностью.

Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н.А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».

Затем он занят архитектурными проектами, из которых был осуществлён лишь один – пристройкак дому Мамонтова в Москве.

В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава».

С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям.

В одном из писем к сестре художник сообщает: «Сейчас я в Абрамцеве и опять меня обдаёт; нет не обдаёт, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте.

Читайте также:  Описание картины якопо тинторетто «сотворение животных»

Эта музыка цельного человека, не расчленённого отвлечениями упорядоченного дифференцированного и бледного Запада».

«Музыку цельного человека» художник находит в русском фольклоре, к образам которого постоянно обращается в 90-е годы.

Врубеля не привлекают иллюстрации к каким-либо определённым былинам или сказкам, он стремится проникнуть в представления наших предков о человеке и природе, взглянуть на мир их глазами.

Таков врубелевский «Богатырь» (1898, ГРМ) – порождение окружающей природы, которая даёт этому гиганту величие и мощь.

В картине «Пан» (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.

Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие берёзки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озарённые багрянцем рогатого месяца.

 

М.А. Врубель. Пан. 1899. Государственная Третьяковская галерея

Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине «Царевна-Лебедь» (1900, ГТГ).

Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далёкому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками.

Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества. «Царевна-Лебедь» – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником.

 

М.А. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Страстная любовь к природе помогает художнику передать её красоту. Пышные гроздья врубелевской «Сирени» (1900, ГТГ), вспыхивая лиловым огнём, живут, дышат, благоухают в сиянии звёздной ночи. Один из современников Врубеля писал: «Природа ослепила его… за то, что он слишком пристально вглядывался в ее тайны».

 

М.А. Врубель. Сирень. 1900. Государственная Третьяковская галерея

Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х годов работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всём этом дух властный, величавый». Первая попытка решить эту тему относится к 1885 году, однако работа была уничтожена Врубелем.

В картине «Демон сидящий» (1890, ГТГ) юный титан изображён в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело, словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь.

«Демон» Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины – контрасты. Холодный лиловый цвет «борется» с тёплым оранжево-золотистым.

Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создаётся впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.

Мысля фантастическими образами, Врубель тесно связан с окружающей жизнью, его Демон глубоко современен, в нём отразились не только личные душевные переживания художника, но сама эпоха с её изломами и противоречиями. Как писал Блок: «Демон Врубеля символ нашего времени, ни ночь, ни день, ни мрак, ни свет».

 

М.А. Врубель. Демон сидящий. 1890. Государственная Третьяковская галерея

В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации, из 30 – половина относилась к «Демону». Эти иллюстрации, по существу, представляют самостоятельные произведения, значительные в истории русской книжной графики, и свидетельствуют о глубоком понимании Врубелем лермонтовской поэзии.

Особенно примечательна акварель «Голова Демона». Она подлинно монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой чёрных кудрей. Бледное лицо, запёкшиеся, словно опалённые внутренним огнём, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки.

В этом взгляде – жажда«познанья и свободы», мятежный дух сомнения.

Через несколько лет Врубель пишет «Демона летящего» (1899, ГРМ). Образ пронизан предчувствием гибели, обречённости. Это последний, отчаянный полёт над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

И, наконец, к 1901 – 1902 годам относится последняя картина – «Демон поверженный», над ней Врубель работал напряжённо и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке «Мира искусства», а Врубель все ещё продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.

Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростёрто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен.

Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека. Вспоминаются слова А. Блока:

Что мгновенные бессилья!

Время – лёгкий дым!

Мы опять расплещем крылья!

Снова отлетим!..

и сказанное несколько позже Шаляпиным: «И писал же он своих Демонов! Крепко, страшно, жутко и неотразимо… От Врубеля мой Демон».

Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещён в лечебницу. С небольшими перерывами болезнь длится до 1904 года, затем наступает непродолжительное выздоровление.

В 1904 году он едет в Петербург. Начинается последний период творчества. Врубель пишет «Шестикрылого Серафима», по замыслу связанного со стихотворением Пушкина «Порок». Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничность.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – «Портрет Н.И. Забелы на фоне берёзок» (1904, ГРМ). К этому же времени относятся интересные автопортреты.

 

М.А. Врубель. Жемчужина. 1904. Государственная Третьяковская галерея

С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Рисунки, выполненные в разной манере, отличаются меткой наблюдательностью, большой эмоциональностью.

Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: «Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он всё дышит, пока дышал Врубель – он всё творил».

За несколько лет до смерти Врубель начал работать над портретом В. Брюсова (1906, ГРМ). Некоторое время спустя Брюсов писал, что всю жизнь старался быть похожим на этот портрет.

Врубель не успел завершить эту работу, в 1906 году художник ослеп. Трагически переживает он страшный удар, в тяжёлой больничной обстановке мечтает о синеве неба над тёмными полями, о перламутровых красках весны.

Единственным утешением оставалась музыка. Умер Врубель 1 апреля 1910 года.

https://www.youtube.com/watch?v=s_QZg5QnOx8

Творчество художника было страстным протестом против зла. Создавая трагические образы, он воплощал в них светлое благородное начало. Борьба света и тьмы – вот содержание большинства работ Врубеля. Об этом поэтически сказал А.

Блок над могилой художника: «Врубель пришёл к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.

Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать».

Сайты

В фонде библиотеки имеются шикарно иллюстрированные книги о Михаиле Врубеле и его творчестве:

Михаил Врубель [Текст]. – М. : Белый город, 2001. – 62 с.

Дмитриева, Наталья. Михаил Врубель. Жизнь и творчество [Текст] / Н. А. Дмитриева. – М. : Детская литература , 1984. – 131 с.

50 кратких биографий мастеров русского искусства [Текст]. – Л.: Аврора. – 1971. – с. 2185 – 226.

Долгополов, И. В. Мастера и шедевры: В 3 т. – М.: Изобраз. искусство, 1987.

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2016/03/blog-post_50.html

Царевна-Лебедь

Живопись русских художников Картина Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь». Холст, масло.

Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но, вероятно, ему ближе были образы более хрупкие и лирические, «тающие и ускользающие», подобные тем, что создавала на сцене его жена.

Большая вереница сказочных произведений венчается двумя знаменитыми картинами, которые непременно вспоминаются каждому, кто хоть сколько-нибудь знает живопись Врубеля: «Пан», написанная в 1899-м, и, наконец, в завершение –  «Царевна-Лебедь» в 1900 году.

О достоинствах «Царевны-Лебедь» высказываются разные суждения – не все согласны считать ее шедевром.

В ней нет той безмятежности, которая так трогательна в «Морской Царевне» – в сказочный мир вдруг вкрадывается тревога, вещие предчувствия. А. П.

Читайте также:  Описание картины рене магритта «проницательность»

Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?»

Да, врубелевская Царевна-Лебедь скорее ведет свое происхождение от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. У Пушкина и Римского-Корсакова она дневная, светлая.

Царевич Гвидон спас ее от злого коршуна, она становится женой Гвидона и все устраивает к общему счастью.

На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию.

Настроение картины тревожное: сгущаются синие сумерки, видна багряная полоса заката и какие-то недобрые красные огни вдалеке – не такие, как в ясном городе Леденец. Царевна не приближается – она уплывает во тьму и только в последний раз обернулась, чтобы сделать свой странный знак предостережения.

Необыкновенно красиво ее лицо – действительно, «красота неописанная» сказочных царевен, и ее волшебно-мерцающее оперение, дымчатое, отливающее розовым, и воздушная фата, и жемчуга кокошника, и блистающие драгоценные перстни. Все даже «слишком красиво» – может быть, потому эта картина и не всем теперь нравится.

Ее упрекают в театральности. Но, думается, она не более и не менее театральна, чем другие фантастические картины Врубеля: в его «волшебном театре» «Царевна-Лебедь», пожалуй, представляет кульминацию, увенчание и конец сказочной темы.

Никаких прямых связей со сценической трактовкой «Царя Салтана» в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н. И. Забелу – совсем другое лицо, в отличие от «Морской Царевны», где портретное сходство несомненно. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с его сестрой, Е. А. Праховой.

Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Картину «Царевна-Лебедь» особенно любил Александр Блок. Фотография с нее всегда висела у него в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Каких-либо прямых «иллюстративных» перепевов врубелевских образов в нем нет – поэтические представления возникают ассоциативно, внушаются, будятся картиной, ее переливами и вспышками красок, ее атмосферой неясных пророчеств, прощания с былым, предчувствия нового…

Дали слепы, дни безгневны,Сомкнуты уста. В непробудном сне царевны, Синева пуста. Были дни – над теремамиПламенел закат. Нежно белыми словами

Кликал брата брат…

Видится волшебный всадник:
Белый конь, как цвет вишневый…Блещут стремена… На кафтан его парчовый Пролилась весна. Пролилась – он сгинет в тучах,

Вспыхнет за холмом…

Предчувствуются смятения:
Будут вёсны в вечной смене И падений гнет. Вихрь, исполненный видений,– Голубиный лет… Что мгновенные бессилья? Время – легкий дым… Мы опять расплещем крылья,Снова отлетим! И опять, в безумной смене Рассекая твердь, Встретим новый вихрь видений,

Встретим жизнь и смерть!

Это писал еще юный Блок, автор «Стихов о Прекрасной Даме» и «Нечаянной радости»; писал, стоя на распутье, прощаясь с мистическими идиллиями своей молодости. «С Врубелем я связан жизненно», – скажет он позже.

Врубель ничего об этом не знал – не знал ни Блока, ни вообще молодую русскую поэзию; он любил Римского-Корсакова, Тургенева, Чехова, Ибсена, у него был свой «вихрь, исполненный видений», и свои прощания.

«Царевной-Лебедь» он прощался с «безгневностью», бестревожностью русского эпоса – прекрасная царевна уплывала, кончалась сказка, и снова настойчиво звал Демон, тот «монументальный Демон», который был отложен на будущее.
Далее →

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/vrubel_zarevna-lebed.html

Врубель Михаил Александрович

5 марта 1856 года в городе Омске в семье военного родился Михаил Александрович Врубель. Когда мальчику было три года, его мать умерла, потому воспитанием его занимался не только отец, который проявлял живой интерес к склонностям сына к искусству, но и мачеха-пианистка, которая сумела воспитать в мальчике любовь к музыке.

Врубель закончил одесскую гимназию, после которой поступил учиться на юридический факультет Петербургского университета, в то же время посещая вечерние классы в Академии художеств, в которую он поступил уже в 1880 году, поле того, как окончил университет.

Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству. Не последнюю роль в воспитании художника сыграл П. П. Чистяков, в классе которого Врубель занимался, начиная еще с 1882 года. Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А.

Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. В то время здесь проводилась реставрация Кирилловской церкви, для которых Прахов искал талантливых, но недорогостоящих художников, которых он разыскивал среди студентов.

Во время восстановления фресок Кирилловской церкви, Врубель занимается изучением древнерусского и византийского искусства, изучает искусство Италии, находясь в Венеции, где ему пришлось писать четыре иконы.

В Киеве Врубелем был создан цикл эскизов росписи Владимирского собора, которая не отвечала в полной мере установленным церковным канонам, из-за чего их отклонили заказчики. Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста.

В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где становится членом Абрамцевского художественного кружка. На одной из встреч кружка Врубель встречается с певицей Н. И. Забелой, которая впоследствии в 1896 году становится его женой.

Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Примерно в то же время Врубель сумел сблизиться с Римским-Корсаковым, написавшим несколько своих опер непосредственно для Забелы.

Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие.

Своими размышлениями о поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть совершенно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля.

В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску, и крушение надежд.

90-е годы — период создания Врубелем серии интереснейших портретов, из которых выделяется незавершенный «Портрет С. И Мамонтова» (1897) Сам Врубель говорил об этом своем произведении: «Сегодня мы — я, Ф.А. и П.И. были на Бутырках и ни души не застали дома; да и лучше, я мог свободнее отдаться обозрению своих прежних вдохновений, и я вышел очень ободрённым им.

Портрет С.И. действительно как экспрессия, посадка, сила лепки и вкусность аксессуаров прямо очаровали меня. В высшей степени смелая и красивая техника и не мазня, а всё, что сделано более чем правдиво — красиво и звучно.» Именно благодаря незавершенности портрета современные исследователи могут попытаться проникнуться и понять те задачи, которые ставились перед художником.

В отличие от «Портрета С. И. Мамонтова», в «Портрете Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете ‘Empire’» (1898) мазок мастера отличается легкостью и динамичностью. Этой своей работой Врубель изобразил свою супругу в пленере, в платье, эскиз которого создавал он сам.

Характер этого портрета насквозь пронизан светом , отличаясь при этом особой виртуозной легкостью мастера. Врубель отличался таким редким талантом, как умение показывать образом одного человека всю полноту и своеобразие характера целой нации.

Подобное качество можно увидеть не только в таких его работах, как панно «Испания», «Венеция», «Гадалка», но и тем беглым наброскам, которые художник выполнял в Италии. В 1898 году Врубель создает панно «Богатырь» от которого веет спокойной добротой и былинной мощью.

Образ «Пана» Врубель сумел почерпнуть из рассказа А. Франса «Святой сатир». Пан в этой картине — существо, неподвластное природе, он является ее олицетворением. Картина «Царевна-лебедь» отражает в себе нежную и хрупкую красоту женской души. Даже в облике царевны-лебедя можно легко угадать черты его любимой жены.

Рисунок, который изображен на крыльях лебедя в этой картине, Врубель нашел в морозных узорах на стеклах. Несмотря на всю яркость творческой натуры Врубеля, для него была также очень важной работа с натурой, с ее постоянным поиском верных цветовых решений.

Стоит также отметить рисунки Врубеля, выполненные в легкой и непринужденной манере с таким артистизмом и такой виртуозностью, что всегда кажутся самой замечательной находкой. Уже находясь в тяжелом состоянии из-за болезни, художник создает серию замечательных рисунков с натуры, которые создавались им в моменты просветления, когда он находился в клинике для душевнобольных.

Последние четыре года своей жизни Врубель лишился возможности творить, так как стал серьезно терять зрение. Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года, похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Источник: http://iskusstvu.ru/artist/vrubel_mihail_aleksandrovich

Ссылка на основную публикацию