Арбитражный суд Свердловской области
Агитационные плакаты с историей их создания на четвертом этаже
История войны в агитационном плакате (1941-45 гг.)
Информация любезно предоставлена сотрудниками Областного суда
Плакат Беспощадно разгромим и уничтожим врага! После начала Великой Отечественной войны сразу же появились агитационные и пропагандистские плакаты, призывающие к борьбе против вторгшихся на территорию СССР немецких фашистов. В 1941 году, на третий день войны, появился плакат художников Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где показано в стиле карикатуры вероломство Гитлера, нарушившего Договор о ненападении между СССР и Германией. Но солдат Красной Армии содрал маску с лица Гитлера и уничтожил коварного врага. Уже в начале кровавейшей войны советские люди были уверены в своей победе. |
Плакат «За Родину, За Сталина!» — это агитационное произведение художника И. Тоидзе, созданное в 1941 году. Плакат призывает смело идти в бой с врагом, вероломно напавшим на советскую Родину. Плакат выполнен в двух цветах — черном и красном, что делает его акцентированным на борьбу с врагом. Традиционно на начало войны, на плакате изображен сюжет стремительной и храброй атаки советских воинов на врага, олицетворяя уверенность в скорой победе. |
Советский агитационный плакат «Родина-мать зовет!» создан в июле 1941 года, сразу же после вторжения немецких войск на территорию СССР и начала Великой Отечественной войны. Автор плаката — Ираклий Тоидзе. Плакат создавался спонтанно, после того, как было официально сообщено Совинформбюро о начале войны с Германией. Вбежав в комнату к мужу с сообщением о начале войны, Тамара Тоидзе впоследствии стала олицетворять собирательный образ советской женщины. Ираклий Тоидзе упростил внешний вид Тамары и, тем самым, приблизил её лик к простой и понятной советской женщины. Понизив линию горизонта художник придал образу некую монументальность. Специфический жест грузинских женщин и встревоженное лицо сделали в образе призывающий понятный посыл, обращённый к советским гражданам. В одной руке Родина-мать держит присягу военнослужащего, напоминая своим «детям» о присягнувшем долге.Текст военной присяги гласит: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству. Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать её мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.» |
Советский агитационный плакат «Будь героем!» создан в 1941 году. Автор плаката художник В. Корецкий. На переднем плане изображена женщина-мать, провожающая своего сына на фронт сражаться с фашистами с напутствием «Будь героем!».Плакат создан в жанре соцреализма методом фотомонтажа. Суть плаката состоит в том, что дело защиты Родины — это самое почетное дело и любая мать должна осознанно провожать своего сына на фронт сражаться с врагом. |
Перед самым началом Великой Отечественной войны и в её годы на территории Советского Союза, особенно в приграничных регионах, действовало множество диверсионных групп и шпионов Германии. Эти группы осуществляли различные диверсионные действия — нарушения и обрывы линий электропередач и связи, уничтожение важных военных и гражданских объектов, нарушение водоснабжения в городах и разрушения деревянных мостов, а также убийства военных и партийных работников и технических специалистов. В эти дни встала задача довести до сведения населения необходимость соблюдать осторожность и бдительность в разговорах и общении, особенно с незнакомыми.С этой целью художники Ватолина Нина Николаевна и Денисов Николай Викторович создали в 1941 году плакат «Не болтай!». На плакате изображена женщина в красной косынке, показывающая жестом пальца у губ — не болтать. Емкий образ женщины откладывается в памяти и хорошо запоминается, что сделало возможным применение плаката и после Отечественной войны, в годы холодной войны. На плакате есть стихи С. Маршака: «Будь на чеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены.» |
Советский политический плакат «Слава героям Отечественной войны! Слава сталинским соколам!» создан в 1941 году художниками П. Вандышевым, Л. Торичем. Плакат прославляет советских летчиков в их борьбе с врагом. На переднем плане плаката изображен авиационный стрелок с пулеметом. На заднем плане в красном цвете изображены самолеты-истребители И-16 атакующие врага. В нижнем левом углу изображены падающие горящие фашистские самолеты. Плакат выполнен в красном и черном цветах, подчеркивая тем самым основную смысловую направленность — уверенность в победе советских летчиков в небе. |
Плакат «Клещи в клещи» является политическим советским плакатом, выпущенным в 1941 году художниками Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). Плакат торжествует по причине провала в декабре 1941 года планов Гитлера о взятии Москвы и вселяет уверенность в силу советского солдата. |
Советский плакат «Выстоять!» создан в самое трудное время для страны, когда немецко-фашистские полчища рвались к столице СССР — Москве. Плакат создан в 1942 году художником Н. Жуковым. На плакате изображен раненный в руку солдат, который зубами затягивает перевязочный на руке бинт, а второй рукой замахнулся в броске гранатой. В сюжете плаката вложен невидимый, но интуитивно понятен враг — немецкий фашист, которого любой ценой удержать в атаке. Плакат агитирует красноармейцев стойко держать рубежи обороны и при любых обстоятельствах выстоять. |
Плакат «Воин Красной Армии, спаси!» является мощным эмоциональным агитационным произведением художника В. Корецкого, который впервые был опубликован в газете «Правда» от 5 августа 1942 года. Основу плаката составила фотография женщины, защищавшая своего ребёнка. На переднем плане на них беззащитных направлен окровавленный штык фашиста, остриё которого находится в центре плаката, а путь штыка проходит сквозь голову ребёнка. Это произведение вызывало особенную ненависть у солдат Красной Армии к врагу. Плакат сделан в двух цветах — черном и красном, притом красный — только в виде крови на штыке фашиста, тем самым подчёркивая кровавую сущность врага. |
Еще один плакат 1942 года художника В.А. Серова под таким же названием Воин Красной Армии, спаси! На плакате изображена женщина, которая защищает своего ребенка от фашиста со штыком. На дальнем плане изображены руины сожженного дома. Плакат показывает воинам Красной Армии сколь незащищены советские люди, оставшиеся на оккупированных территориях. Эти люди взывают к красноармейцам об их спасении. |
Советский политический плакат «Выступали — веселились, отступали – обслезились» создан в 1942 году. Авторами плаката являются художники Н.А. Долгоруков и Б.Е. Ефимов. Плакат создан в стиле карикатуры и разделен на два сюжета. В верхнем сюжете на переднем плане изображен браво марширующий в сторону СССР солдат-фашист. На дальнем плане изображены Геринг, Гитлер и Геббельс, провожающие солдата в направлении «Nach USSR». В нижнем формате плаката, на переднем плане изображен побитый в изодранной одежде убегающий от красных штыков немецкий солдат. Внизу, в снегу видны части тела и амуниция убитых фашистов, а на дальнем плане — кресты над убитыми врагами.Плакат «Выступали — веселились, отступали – обслезились» посвящен первому серьёзному поражению немецко-фашистских войск под Москвой. |
Советский политический плакат «Трактор в поле — что танк в бою!» несет политическую направленность на единение фронта и тыла. Плакат прославляет женский труд в поле, в основном, на мужских должностях трактористов, сравнивая трактор с танком на поле боя. Плакат создан в 1942 году. Авторами плаката являются художники В. Иванов и О. Журова. На плакате изображены женщины-трактористки, работающие на тракторах в поле. На заднем плане виден проезжающий на фронт эшелон с красноармейцами и военной техникой, а в небе видны летящие на фронт самолеты. Плакат выполнен в жанре соцреализма. |
Советский политический плакат «Урал – фронту», художника П. Караченцева, созданный в 1942 году. На плакате изображен литейный ковш, выливающий сталь, капля которой летит в виде бомбы на вражеский танк. Плакат направлен на патриотические чувства и сознание трудового народа, наглядно показывающий, во что превращаются трудовые свершения в тылу для фронта. Плакат создан в годы массовой эвакуации предприятий на Урал и в Сибирь. Это плакатное произведение применялось в качестве политического материала на заводах и фабриках советской страны. |
Советский политический плакат «Фронту от женщин СССР» создан в 1942 году. Автор плаката художник А.А. Кокорекин. Плакат несет политическую направленность на усиления чувства единства фронта и тыла. На плакате изображена женщина-работница, стоящая возле авиационной бомбы. Вдали видны множество снарядов. Надпись внизу плаката «Фронту от женщин СССР» говорит сама за себя, ведь на заводах работали в основном женщины. Мужчины сражались на фронтах с немцами. Плакат выполнен в жанре соцреализма. |
Советский плакат «Вся надежда на тебя, красный воин!» создан в 1943 году художниками В. Ивановым и О. Буровой. На переднем плане плаката изображена взволнованная молодая женщина за колючей проволокой, которая всем своим видом взывает к советскому воину, чтобы он её освободил. На заднем плане видны другие женщины, которых расстреливает немец. Плакат обращается к чувствам красноармейцев о необходимости скорейшего освобождения порабощенных сограждан. |
Советский политический плакат «Русский народ никогда не будет стоять на коленях» создан в 1943 году художником И.А. Серябряным. Плакат выполнен в стиле соцреализма и направлен на усиления чувства непокорности оккупантам. На плакате изображен стоящий возле убитого фашиста воин с автоматом. Фон плаката красный, что усиливает его восприятие. |
Советский плакат «Как Гитлер пытался гнуть русскую дугу и что из этого вышло» посвящен поражению гитлеровских войск на Курской дуге. Плакат создан армейским художником А.Вязниковым в 1943 году. Плакат выполнен в карикатурной форме на Гитлера и его соратника Геббельса. Значение плаката имеет политическую подоплеку на поражение Германии от Советского Союза, а это придает уверенность воинам Красной Армии и советскому народу в борьбе с немецкими захватчиками. |
Советский плакат «Свадебный подарок, Окно ТАСС №507» создан в 1943 году художником В.Лебедевым. Плакат исполнен в жанре карикатуры и несет антигитлеровскую направленность. На плакате изображен фашист, под дулом пистолета который продает молодоженам книгу Гитлера «Майн Кампф» (Моя борьба). Плакат создан на основе выдержки из советской прессы: «В Германии при заключении каждого брака молодожены обязаны купить книжку Гитлера «Моя борьба». На этой книжке Гитлер нажил миллионы марок.»Под плакатом Свадебный подарок, Окно ТАСС №507 помещено стихотворение С.Маршака. |
Советский агитационный плакат «Кровь ленинградцев взывает к мести!» создан в 1944 году. Автор плаката художник С.С. Бойм. Плакат направлен на агитацию мщения врагу за погибших ленинградцев в годы блокады. Плакат издан Политическим управлением Краснознаменного Балтийского флота. На плакате изображена сцена бомбежки Ленинграда и разбомбленного трамвая, вокруг которого лежат убитые мирные граждане. Плакат несет психологическую направленность на усиление чувства мести и нетерпимости к немецкому фашизму. |
Советский плакат «Это сделали немцы!» создан в 1944 году. Автор плаката художник А.А. Кокорекин. Плакат направлен на эмоциональные чувства мщения немецко-фашистским оккупантам. На плакате изображен мальчик-подросток, под правой рукой которого находится костыль, а левой руки нет вообще. Одежда на мальчике потрепанная. На заднем плане изображена печная труба, оставшаяся после сожженной избы. |
Советский плакат «Дни и ночи ждем тебя, боец!» создан в 1944 году художником В.Ивановым. На плакате изображена молодая плачущая девочка за решеткой. На решетке имеется надпись «Советские военнопленные». На заднем плане плаката стоят множество людей с бирками на одежде. Девочка на переднем плане держится руками за прутья решетки и всем своим безмолвным видом вопит о помощи и спасении. Плакат создан в жанре соцреализма и направлен на усиление чувства мести врагу и сочувствия и сопереживания согражданам, томящимся в немецких застенках. |
Советский политический плакат «Народ и армия непобедимы!» создан художником В. Б. Корецким в 1945 году. Плакат утверждает в превосходстве советской военной техники и технологии, а также в мастерстве советских воинов. На плакате изображен рабочий и солдат, держащие в руках большой артиллерийский снаряд и сосредоточенно вглядывающиеся в сторону врага. В левом верхнем угле плаката помещена утверждающая надпись «Самоотверженным трудом обеспечим Красную Армию и Военно-Морской Флот всем необходимым для победы над врагом!». |
Советский политический плакат «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!» создан в 1944 году художником Н. Кочергиным. Плакат направлен на торжество и ликование по поводу изгнания немецко-фашистских оккупантов из советской земли. Плакат «Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков!» создан в стиле соцреализма и несет обобщающий образ советской страны и её героя воина-освободителя. На переднем плане плаката изображен ликующий солдат с автоматом, а за его спиной — картины городов Советского Союза в лучах восходящего солнца. Плакат выполнен в ярких теплых тонах и передает праздничное настроение. |
Советский политический плакат «Слава воину-победителю!» создан в 1945 году. Автор плаката художник В. Климашин. На плакате изображен молодой воин Красной Армии, над которым сияет орден «Отечественная война» и цифры «1941, 1945». Плакат показывает торжество Победы советского воина в Великой Отечественной войне. Плакат выполнен в стиле соцреализма с преобладанием теплых ярких тонов, несущих торжественное праздничное настроение. |
Плакат «Красной Армии — слава!» — это советский политический плакат, созданный в 1945 году художником Л.Головановым. Художник рисовал снайпера Голосова, который впоследствии стал героем плаката «Дойдём до Берлина». И вот на плакате «Красной Армии — слава!» на переднем плане опять появился советский солдат-победитель Голосов с боевыми наградами, который стоит на фоне стены рейхстага, где нацарапано — Дошли!! Берлин 2/5 45 и далее Слава Русскому народу, а сзади на стене плакат «Дойдём до Берлина». Очень праздничный и светлый плакат, выражающий в себе всю радость Победы в этой страшной и кровопролитной войне с немецким фашизмом. А трагизм здесь заключается в том, что сам герой плаката снайпер Голосов погиб в 1944 году. |
Художник В.Дени (Денисов) в 1945 году создал политический плакат «Что посеял, то и пожнешь, от суда не уйдешь». Плакат показывает неизбежность возмездия Гитлеру за его преступления. На плакате изображен Гитлер, повешенный на букве сорок пятого года. Ведь уже стало ясно, что фашистскую Германию и её главарей ничего спасет от возмездия и суда. После повешения Гитлера пали виселицы, топоры палача, оковы и террор с рабством для народов. |
Советский политический плакат «Я ждал тебя воин-освободитель» создан художником В.И. Ладягиным в 1945 году. Плакат посвящен освобождению подневольных людей из фашистского рабства. На плакате изображен воин Красной Армии, освободивший соотечественника из немецкого рабства. Плакат обнадеживает и утверждает, что все советские люди, попавшие в немецкое рабство будут, освобождены и отправлены домой, на Родину. Надпись под плакатом тому подтверждение: «Освободим всех советских людей из фашистской неволи». |
Агитационные плакаты
Источник: http://www.ekaterinburg.arbitr.ru/node/17386
Маша Цигаль: Моя бабушка ― автор знаменитого плаката «Не болтай»
T —
Моя бабушка, Нина Николаевна Ватолина, ― автор знаменитого плаката «Не болтай» (1941). Об истории его создания она много раз рассказывала в интервью, так что лучше, наверное, предоставить слово ей самой.
«Вечерняя Москва» от 14 сентября 2000 года:
― Я окончила живописный факультет Московского художественного института. И была бы хорошим портретистом.
Но до войны я вышла замуж за сына известного плакатиста и карикатуриста Дени, и под его влиянием мы занялись политическим плакатом. Я никогда серьезно к этому не относилась.
Так, заработать денег и потешить свое тщеславие. Ведь плакат тогда развешивался по Москве очень щедро. Выйдешь 1 мая из дома — весь город в твоих работах…
Но случилась война, и плакат приобрел огромную силу. Был такой патриотический подъем. И все, что можно, хотелось сделать для своей страны.
Продолжает тему «Комсомольская правда» от 11 ноября 2000 года:
― Нина Николаевна, но так ли уж плохо, что ваш плакат не забыли и он стал таким популярным?
― Вспомним, когда и почему он появился. То было трагическое время, и плакат был создан, чтобы помочь выстоять в борьбе со смертельным врагом. Это очень искренняя работа. А тут он появляется на кепках, майках…
Сначала, может, и было смешно. Но когда его вовсю используют для всяких «хохмочек» ― и, кстати, без разрешения автора ― это меня просто оскорбляет.
Плакат должен напоминать именно о своем времени, а не обслуживать нынешнее, во многом пошловатое. Неприятно!
― А как вы его делали?
― Тем летом я собиралась писать диплом ― оканчивала Художественный институт, строила прекрасные планы. Но все перевернулось… Москва по вечерам погружалась в темноту ― светомаскировка на окнах, каждый день мы узнавали, что бои идут все ближе и ближе к столице.
Однажды мой редактор в «Изогизе» Елена Валериановна Поволоцкая сказала: «Надо сделать такой плакат, ― и приложила палец к губам. ― Нужно, чтобы сейчас поменьше болтали». Позировала мне соседка, у которой двое сыновей ушли на фронт.
А лицо я доводила при помощи зеркала, так что глаза и эмоциональное выражение ― мои.
37 лет отдала Нина Николаевна плакату. И признается, что сейчас жалеет об этом.
― После института я допустила ошибку ― надо было вернуться к живописи, но у меня было уже сложившееся реноме плакатиста. И потом приятно, когда твои работы люди видят на улицах… Конечно, это был еще и способ зарабатывать.
― А много платили?
― После войны, если плакат шел в серию, я получала 3 тысячи рублей. Но у меня не было звания, а у кого было ― тому платили 5 тысяч за плакат. Плюс отчисления от тиража.
― Почему же вы все-таки теперь жалеете, что не изменили творческий жанр?
― Политический плакат ― демагог. Борьба за мир, за урожай, даешь соцсоревнование… А я, если честно, далека от политики. Но сразу после войны мне сказали: сделай плакат на тему возвращения на Родину.
Я и нарисовала ― молодой человек, девушка и старая женщина с восторгом ждут встречи с Родиной… А на самом деле возвращавшихся часто сажали в эшелоны и отправляли далеко. Так что вы представляете, какую роль играл тот плакат независимо от моего желания.
Или ты изображаешь пышущую здоровьем колхозницу со снопом хлеба, а в стране ― голод…
(Интервьюер ― Евгений Умеренков.)
А вот что пишет Алла Боссарт в «Новой газете» в 2003 году:
«Нина Николаевна писала и переписывала себе приговор до конца жизни. Не мне, а себе говорила год назад, и больно слышать этот бесстрастный голос на пленке: “Какая-то жизнь поверху течет одна, а понизу — другая. Миллионы лучших погибли.
Лучшие силы потрачены — на что? На заработок. Когда человек много работает в одном жанре и в одной стилистике, это становится его природой… Я уже получала премии, было положение… Каждое дело, которое делаешь, хочешь делать хорошо, а не плохо.
Дени сыграл в моей жизни очень зловещую роль. Ведь я была хорошим живописцем”».
А это бабушку цитирует Павел Рыбкин в «Большом городе» от 23 августа 2002 года:
«Что делали эти картинки? Нужны они были кому-нибудь? Все эти заклинания ― “Вперед!”, “Отомсти!”, “Бей!”, “За Родину!” Шевельнулось от них чье-нибудь сердце? Сомневаюсь».
Бабушка занималась плакатом до середины 60-х годов. Потом на вершине славы и будучи самым знаменитым плакатистом в Москве, она это дело оставила и стала писать картины ― маслом, гуашью. И книги.
В издательстве «Советский художник» вышло две ее книги ― «Пейзажи Москвы» и «Прогулка по Третьяковской галерее», хотя она не была литератором. Просто бабушка с детства была талантлива и в том, и в другом.
Еще ее перу принадлежат мемуары «Наброски по памяти» и единственная книга о плакате ― «Мы плакатисты».
Она жалела о том, что плакат отнял у нее так много времени, хотя на этом поприще у нее было много заслуг. В 1959 году, когда никого никуда не посылали, ее даже послали в Венецию на биеннале от плакатной секции. Но это ей не помешало все забросить, потому что она хотела жить искусством.
Источник: https://snob.ru/go-to-comment/111263
Женщина в красной косынке
В советском изобразительном искусстве было несколько работ, намного переживших свое время.
Это — плакаты художников Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» (1920 год), Ираклия Тоидзе «Родина-мать-зовет!» (1941), Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!» и «Красной армии — слава!» (1945).
В этом ряду — колоритный лист «Не болтай!», созданный в начале Великой Отечественной войны, с четверостишием Самуила Маршака: «Будь на чеку! (такой была орфография), в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены».
Прототипом героя первого плаката послужил предположительно сам Моор. На обеих своих работах Голованов использовал образ известного снайпера Василия Голосова, уничтожившего более четырехсот гитлеровцев. Судьба героя была трагической — он погиб, так и не увидев плакат.
Известно также, с кого писала женщину в красной косынке Ватолина. Но об этом — позже…
«Десять лет без права переписки»
«Ее жизнь похожа на роман, полный солнца, цвета, бликов, любви. Но и утрат, смертей, тупиков, кромешного страха, — писала в очерке о Ватолиной публицист и писательница Алла Боссарт.
— Роман раздвоенной жизни советского художника, всю жизнь выбиравшего между долгом и страстью. Но так и не сумевшего отказаться ни от чего.
Поэтому свой долг она исполняла со страстью, а страсть держала в узде…»
Ватолина родилась в Коломне, окончила московский Художественный институт. Училась у известных живописцев — Александра Дейнеки и Георгия Ряжского. Казалось, ее призвание — чистое искусство. Но…
«До войны я вышла замуж за сына известного плакатиста и карикатуриста Дени, и под его влиянием мы занялись политическим плакатом», — рассказывала Нина Николаевна в одном из интервью.
И сделала неожиданное признание: «Я никогда серьезно к этому не относилась. Так, заработать денег и потешить свое тщеславие. Ведь плакат тогда развешивался по Москве очень щедро.
Выйдешь Первого мая из дома — весь город в твоих работах…»
Летом 1937-го Нина гостила у родителей в Вологде. Ночью, на ее глазах, арестовали и увели из дома отца. Она с мамой выстаивала очереди к глухим окошкам, писала Сталину. Ответ был стандартным: «Десять лет без права переписки». Это был синоним расстрела.
Ватолиной приходилось создавать плакаты, на которых — согретые сталинской заботой люди: радостные стахановцы, улыбающиеся матери, трогательные малыши. Порой художнице поручали писать портреты вождя. О ее чувствах нетрудно догадаться. Впрочем, на плакатах Сталин выглядел участливым и добрым…
Стук в дверь
Летом 1941 года Ватолина писала диплом в Художественном институте. Разумеется, строила планы. Но все надежды разметал «тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой…».
Утром 22-го июня раздался стук в дверь. На пороге ее комнаты в коммуналке на Басманной — сосед, художник-шрифтовик Иван Амплеев: «Объявлена война с Германией…».
Потекли первые дни — с истошным воем сирен и резкими заводскими гудками. «А в сумерки ни одного огня — ни фонаря, ни рекламы, ни автомобиля… — вспоминала Нина Николаевна.
— Городский вечер идет в темную ночь, как-то первобытно, как в поле, как в лесу»…»
Услышав речь Сталина 3-го июля, муж тетки Василий Васильевич Шкваркин, человек бесстрашный и ядовитый, заметил: «Напугалась-таки девчонка! (Так или „усатой девчонкой“ звали дома вождя для конспирации). Сразу мы и „братья“, и „сестры“… Воду пить стал — зубы о стакан застучали!»
…Над Москвой — знойное марево. Нина стоит за мольбертом. Но сейчас в привычном движении рук — какая-то обреченность. Рисует солдата, женщину, ребенка и думает, что такие же люди, может, в этот миг падают, сраженные пулей или осколком…
Каждый день она шла в издательство «Изогиз». Зелень запылилась и поблекла. В небо уперлись зенитки, асфальт расчерчен камуфляжем. У Спасских казарм — призывной пункт. Женщины с кисетами, узелками, сумками застыли в горестном ожидании сыновей, мужей — может, удастся попрощаться, обнять. Или хотя бы увидеть издали. Многих — в последний раз…
Веяние суровой палитры
«Однажды мой редактор в издательстве Елена Валериановна Поволоцкая сказала: „Поручено сделать такой плакат, — и приложила палец к губам, — рассказывала Ватолина. — Нужно, чтобы сейчас поменьше болтали…“ Позировала мне соседка, у которой двое сыновей ушли на фронт. А лицо я доводила при помощи зеркала, так что глаза и эмоциональное выражение — мои».
Авторство — во всяком случае, формальное — Ватолина разделила с мужем, художником Николаем Денисовым. Но она никогда не упоминала о нем, рассказывая о создании плаката. Да участвовал ли супруг в создании пропагандистского шедевра? Возможно, Нина Николаевна «приписала» его фамилию по доброте душевной. Кстати, она называла его «милый-не любимый» и после войны с ним рассталась…
Женщина в красной косынке с напряженным взглядом напоминала о бдительности, о том, что враг может таиться повсюду и «в такие дни подслушивают стены». Может, многие и внимали ее призыву…
По стопам Ватолиной пошли зарубежные художники, разными изобразительными средствами напоминая, что в военное время лучше держать язык за зубами. Тему бдительности продолжили уже в мирное время советские плакатисты, в частности, известный мастер Виктор Корецкий. Многие работы выполнены на хорошем профессиональном уровне, но от них веяло суровой палитрой Нины Ватолиной.
«А жизнь шла почти как всегда…»
Судьба одарила ее еще одним ярким даром — литературным. Написанные Ниной Николаевной книги — «Прогулки по Третьяковской галерее», «Пейзажи Москвы» — не позволяют в этом усомниться. А мемуарные «Наброски по памяти» окончательно убеждают. Ее строки выверенные, точные, словно мазки, брошенные на холст.
И — пронзительные: «А жизнь шла почти как всегда, только чувство, что стоишь на краю, не покидало, и еще ужаснее, почти физическое ощущение: где-то каждую минуты падают разорванные, пробитые железом люди… И все сжимается, как шкурка, карта страны, точно подожженная тлеет с краю, забирая в черный пепел все новые куски с названиями рек, городов, каких-то никогда не слышанных, страшно важных узлов железных дорог…»
Это — о начале Великой Отечественной войны.
Ватолина, как и многие художники, оставила свои автопортреты. На одном из них — она молода, стройна, со сверканьем во взоре. Пройдут годы, и ее лицо навсегда впечатается в плакат. Не только в тот, знаменитый, но и в другие, которые забылись, смешались с другими.
«Она зовет на защиту СССР, встречает воинов-освободителей, работает на стройке, обнимает дитя, — писал литературный и художественный критик Евгений Перемышлев.
— На ней разные платья, иногда голова прикрыта косынкой, волосы заплетены в косу, которая уложена вокруг головы или оставлена свободно на плече, иногда у нее короткая прическа. И все же — тип лица один и тот же…»
Убедиться в том, что Ватолина использовала свой образ, можно сравнив ее плакаты с портретом, который написал второй муж художницы Макс Бирнштейн, автор известной картины «Весна. 1945 год».
В 1947 году у них родилась Анна, которой, конечно, суждено было стать художницей. Ее дочь Мария — дизайнер, стилист. Она — внучка Ватолиной, чем несказанно гордится.
Мотивы знаменитого плаката бабушки два года назад она использовала в своей коллекции мужских и женских костюмов. Но вряд ли бы Нина Николаевна была бы этим довольна.
Еще при жизни плакат «Не болтай!» взлетел на новую волну популярности, однако…
«Вспомним, когда и почему он появился, — говорила Ватолина незадолго до своего ухода. — То было трагическое время, и он был создан, чтобы помочь выстоять в борьбе со смертельным врагом. Это очень искренняя работа.
А сейчас он появляется на кепках, майках… Сначала, может, и было смешно. Но когда его вовсю используют для всяких „хохмочек“ — и, кстати, без разрешения автора — это меня просто оскорбляет.
Плакат должен напоминать именно о своем времени, а не обслуживать нынешнее, во многом пошловатое…»
Она жалела, что с годами плакат уводил ее все дальше от живописи. Нина Николаевна цеплялась за лица, пейзажи, но ее судьба была решена. «Надо было вернуться к живописи, но у меня было уже сложившееся реноме плакатиста, — говорила она уже на склоне лет. — И потом приятно, когда твои работы люди видят на улицах».
Но вряд ли Нине Николаевне Ватолиной стоило сетовать на судьбу. Плакат «Не болтай!» стал одним из ярких символов далекого, тревожного времени. По сути, это один из памятников Великой Отечественной войне.
Источник: https://svpressa.ru/culture/article/115490/
Прикольные переделанные советские плакаты
Прикольные переделанные советские плакаты
Пафосные плакаты — лозунги времен СССР переделанные на современный лад. Прикольная агитация и пропаганда. Пародии на советские плакаты.
Прогрессивное человечество требует опохмел
Вспоминай где заначка
Хватит копейки считать год от года. Стань депутатом — воруй у народа.
Со мной ты можешь реализовать все свои сексуальные фантазии.
Картошку воруют в мешки засыпают. Будь хладнокровней — пускай докопаю.
Эй ты, интеллигентное мурло. Гони трудовому народу бабло.
Ты знаешь, что пальцем показывать неприлично.
Бабок, внучок я настриг тут не счесть. Лишь бы за это надолго не сесть
Смело по шпалам я пьяный хожу. Если раздавят, кишки покажу.
Улыбайся! Начальство любит идиотов.
Не болтай про жену своего командира
Если хочешь стать солдатом, обругай декана матом.
Женщина, плюй на законы все, езжай по встречной полосе.
Надоело мне в провинции безлюдной Поеду в Москву проституткой валютной
Продавец, работу и совесть не смешивай. Покупатель лох.
Не даёт королевна.
Мне не надо на небе туч. Ты одна у меня в этом мире.
Не даёшь мужу? Собирай вещи, пи*дуй к маме!
Видали муд*аков?
Не ковыряй! Детей не будет!
Жители деревень и сёл. Скачивайте mp3 музыку с помощью серверов райцентра.
Подруга себе увеличила грудь. Въ*еби ей мотыгой. Дурой не будь!
Тёща бещит, скользит по паркету, окно, подоконник, опаньки нету!
Меняем вот эту железную дуру на микропроцессор Intel Core Duo
Проктолог помни и будь внимателен. В работе защитный костюм обязателен
Выберем достойных!
Мы для комдива, лысого борова, купили пластинку Филиппа Киркорова
Хватит фармацевтам наполнять кассу. Знахари и колдуны — подмога трудящемуся классу!
Все мухи — бляхи
Кто спи*дил часы?
Без суеты и риска уберем любого из вашего списка
Женщины из квартала красных фонарей сделают мужиков веселее и бодрей
Ты не забыл спустить воду?
Мой п зду и ноги, я уже в дороге
Невелик на бабу спрос, если знает мало поз
Разминайся перед камасутрой
На х*й это туда
Ниф — Ниф, Наф — Наф и Нуф — Нуф
Работник проверяй свой инструмент не реже раза в месяц
Вы уху ели?
Продукты заморские в шею гони, с лопаты ты лучше пирог наверни.
Пошёл ты на *уй директор
Если денег карманных мало, ждёт тебя пункт приёмки металла.
Пуля — дура, а граната вообще невменяемая баба.
Плакаты СССР про пьянство переделанные
Карикатуры РЖУНИМАГУ
Прикольные фото на тему — Ожидание и Реальность
Источник: https://privetpeople.ru/publ/jumor_nash_pomoshhnik/prikolnye_peredelannye_sovetskie_plakaty/2-1-0-202
Не болтай!
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Встречался мне уже в исторических статьях такой американский плакат, а теперь на ресурсе warspot.ru прочитал и историю, которая привела к его созданию. Вот как это было.
Для военного времени знаменитый афоризм «молчание — золото» справедлив вдвойне. Лаконичный призыв созданного в июне 1941 года советского плаката «Не болтай!» справедливо можно считать лучшим образцом пропаганды на эту тему. Хранение военной тайны может спасти или погубить тысячи жизней.
Этот постулат в военные годы был актуален не только для СССР, бившегося насмерть с нацистской Германией, но и для его союзников по антигитлеровской коалиции.После вступления США в войну американская пропаганда создала плакат, на котором были изображены тонущее судно и моряки в шлюпке. Всё это сопровождалось надписью «A Careless Word… A Needless Sinking».
Дословный перевод этой фразы звучит как «Неосторожное слово – ненужное потопление» и напоминает о неоправданных потерях, причиной которых может стать болтовня. Позже появился и другой плакат, с изображением погибшего моряка, выброшенного на берег волнами, с похожим текстом «A Careless Word… A Needless Loss» («Неосторожное слово – ненужная потеря»).
Для выпуска подобных плакатов были серьёзные причины. С началом 1942 года подводная война вплотную приблизилась к восточному побережью США, где немецкие подлодки в течение полугода практически безнаказанно избивали торговое судоходство союзников.
Американская пропаганда призывала граждан страны к бдительности, пытаясь отучить их от беспечности мирной жизни, которая закончилась 7 декабря 1941 года.
Чем дальше, тем лучше и проще
После окончания «счастливых времён» (нем. «Glückliche Zeit») 1940 года немецкие подводные лодки столкнулись с трудностями в выполнении боевой задачи в Северной Атлантике. Англичане, понеся большие потери в торговом тоннаже, сделали необходимые выводы и постарались впредь лишить немцев такой возможности.
Точки рандеву конвоев с эскортными группами были отодвинуты дальше на запад, вводились в строй новые корабли, была разгромлена немецкая сеть «бензоколонок» в Атлантике – судов снабжения, заправлявших подлодки лодки в море.
Для Карла Дёница первым вестником таких трудностей стал «чёрный март» 1941 года, когда потери субмарин за один месяц оказались равными потерям за предыдущие полгода.
В том, что противник быстро отреагировал на «ночи длинных ножей» в Атлантике, которые подчинённые Дёница устроили британским конвоям, и не намерен допустить их повторения, адмирала убедила потеря его самых результативных асов – Прина, Шепке и Кречмера. С этого момента стало ясно, что немецких подводников ждут кровопролитные сражения.
Вот тут мы подробнее изучали персону «Генералы Вермахта: Карл Дениц (Karl Donitz)»
Немецкая подводная лодка U 107 корветтен-капитана Гюнтера Хесслера у берегов Африки в районе Фритауна. Рядом с субмариной шлюпка с моряками, спасшимися с потопленного ей судна. Июнь 1941 годаСтратегия подводной войны заключалась в том, что подводные лодки должны были топить судов противника больше, чем он успевал построить в замещение потерь.
Фактически, не имело значения, где именно были бы потоплены суда – главное, чтобы противник нёс потери. Ввиду того, что англичане в начале войны смогли организовать систему конвоев только на наиболее важных маршрутах доставки грузов в Метрополию, Дёниц решил наносить удары в тех районах, где такой системы не было и судоходство не охранялось.
В этой стратегии ударов по слабым местам противника решающая роль отводилась большим океанским лодкам IX серии, способным действовать на дальних коммуникациях.Первым районом, где «девятки» нанесли удар по судоходству союзников, был район африканского порта Фритаун, где сходились морские пути из Южной и Северной Атлантики.
Весной 1941 года в тех водах несколько немецких подводных крейсеров устроили настоящее побоище, потопив за четыре месяца более 400 000 тонн торгового тоннажа. Обеспокоенное столь большими потерями, британское Адмиралтейство было вынуждено увеличить силы противолодочной обороны и ввести систему конвоев между Фритауном и Гибралтаром.
Принятые меры дали положительный эффект – во втором полугодии 1941 года немцы не смогли добиться в водах у Фритауна прежнего результата.
Тонущий американский танкер «Дикси Эрроу» (Dixie Arrow), торпедированный 26 марта 1942 года у мыса Гаттерас (восточное побережье США) подводной лодкой U 71 корветтен-капитана Вальтера ФлахсенбергаВступление в войну США открыло для немецких подводных лодок новые перспективы, и для них снова наступили «счастливые времена».
В течение первых восьми месяцев 1942 года субмарины Дёница добились огромных успехов, действуя у восточного побережья Америки и в Карибском бассейне. Согласно данным американского историка Клэя Блэйра, немецкие подводные лодки совершили за это время 184 похода, в которых потопили 609 судов общим тоннажем 3,1 миллиона тонн.
Разделение успехов по Блэйру выглядит следующим образом: лодки IX серии за 80 походов потопили 384 судна (63% от общего числа) тоннажем около 2 миллионов тонн (65% от общего тоннажа). Достижения лодок VII серии были несколько скромнее: за 104 похода они пустили на дно 225 судов (37% от общего числа) тоннажем около 1,1 миллиона тонн (35% от общего тоннажа).
Поддерживать такой уровень потопленного тоннажа удавалось именно благодаря ударам по слабым местам в судоходстве союзников. Фактически это выглядело как некая шахматная партия в океане, где немцы были атакующей стороной. Подводные лодки наносили удар в районе, где ещё не была сформирована система конвоев, союзники несли какое-то время серьёзные потери, после чего организовывали конвои.
Как только это происходило, Дёниц выбирал новое слабое место в судоходстве противника, и всё повторялось заново. Однако американцы и англичане каждый раз, беря под контроль проблемный район судоходства, вытесняли из него немцев, поэтому географически в 1942 году эпицентр подводной войны двигался от Нью-Йорка к Карибскому морю. В итоге, введя повсеместно систему конвоев от Кубы до Нью-Йорка, союзники всё-таки вытеснили немецкие лодки далеко на юг, где они смогли добиться успехов в районе островов Тринидад и Тобаго и у побережья Суринама. Это была «лебединая песня» немецких подводников у берегов Америки, которая стала окончанием вторых «счастливых времён».
Потери, которых можно было избежать
Во второй половине 1942 года Дёниц решил вернуть лодки в Северную Атлантику, сочтя накопленные силы достаточными для решающего сражения с конвоями союзников и установления экономической блокады Англии. К тому моменту подводный флот Рейха существенно вырос: к 1 сентября 1942 года в распоряжении Дёница было 172 боевых субмарины, из которых 133 действовали в Атлантике.
Это решение имело и другие причины – союзники ввели конвои на основных маршрутах в Атлантике, постаравшись свести к минимуму движение одиночных судов без охранения. Казалось бы, слабых мест в их противолодочной обороне практически не осталось, но оказалось, что это не так.
Американское торговое судно «Санта-Рита» было спущено на воду менее чем за год до гибели, в сентябре 1941 года9 июля 1942 года в 16:34 американское торговое судно «Санта-Рита» (Santa Rita, 8379 брт), шедшее из Египта в США, было торпедировано субмариной U 172 капитан-лейтенанта Карла Эммермана (Carl Emmermann) к юго-востоку от Бермудских островов.
После попадания торпеды судно лишилось хода, и экипаж спустил шлюпки на воду. Подлодка появилась на поверхности спустя 25 минут и произвела три выстрела из палубного орудия по мостику парохода, разрушив радиорубку. После этого немцы сняли с шлюпки капитана «Санта-Риты» Генри Стефенсона (Henry R.
Stephenson) и отправили на ещё держащееся на плаву судно подрывную партию из пяти человек. Перед тем как установить подрывные заряды, подводники пробыли на борту судна три часа, проведя его подробный досмотр.
Груз «Санта-Риты», помимо 5000 тонн хромовой руды, а также асбеста и других материалов, включал в себя два трофейных немецких танка, которые американцы везли в Бостон из Порт-Судана.Экипаж U 172 в день принятия лодки в строй немецкого флота, 5 ноября 1941 года.
13 декабря 1943 года лодка была потоплена самолётами с американского авианосца «Боуг»Немцам несказанно повезло, так как капитан Стефенсон нарушил все инструкции по соблюдению режима секретности. Перед тем, как покинуть судно, ему надлежало уничтожить все секретные документы самому или проконтролировать этот процесс.
Обычно для таких целей использовалась специальная сумка со свинцовым дном, которая выбрасывалась за борт и быстро шла ко дну. Стефенсон, поддавшись панике, этого не сделал, хотя времени было вполне достаточно, и немцы стали обладателями исключительно важной информации.
Они возвратились на лодку с ценными документами и картами, которые показывали судоходные маршруты союзников и местоположение минных полей у побережья Южной Африки, в районе Кейптауна и некоторых других портов.
В 20:30 «Санта-Рита» была потоплена подрывными зарядами, а 58 членов экипажа (ещё четверо моряков погибло) в шлюпках оказались предоставлены волнам – в конце концов, все они были спасены американскими кораблями. Капитан Стефенсон же был объявлен военнопленным и отправился на борту U 172 в Лориан.
Карл Эммерман очень скоро понял, что в его руки попала курица, которая несёт золотые яйца. Во время перехода лодки на базу немцы вели себя со Стефенсоном исключительно корректно, что сделало его словоохотливым.
В результате проведённых Эммерманом «допросов» американского капитана, которые можно скорее назвать беседами, немцы дополнительно получили от пленного немало ценной информации о Кейптауне.Британский лайнер «Оркадес» (Orcades), ставший с началом боевых действий войсковым транспортом.
Судно было потоплено U 172 10 октября 1942 года во время нападения немецких лодок на судоходство юго-западнее Кейптауна, для чего лодке понадобилось шесть торпед. «Оркадес» является третьим по тоннажу судном (23 456 тонн), потопленным немецкими лодками за всю Вторую мировую войну.
К счастью, эвакуация экипажа и пассажиров была произведена грамотно — погибло всего 45 человек из 1067, находившихся на бортуПо прибытии лодки на базу Стефенсон был отправлен в Вильгельмсхафен, и в итоге оказался в лагере для моряков британского торгового флота «Милаг Норд» (Marineinterniertenlager Nord) в районе Бремена.
В январе 1945 года американский капитан был репатриирован и покинул Германию на шведском судне после произведённого при посредничестве Красного Креста обмена военнопленными.Чтобы понять значимость произошедшего события, стоит провести параллели между инцидентом с «Санта-Ритой» и захватом британцами в мае 1941 года на подлодке U 110 кодов к шифровальной машинке «Энигма».
В обоих случаях налицо была халатность лиц, отвечавших за недопущение попадания секретной информации в руки врага, но поставивших цену своей жизни выше этого. Несомненно, Стефенсон оказался самым важным военнопленным из всех захваченных немецкими подводниками за время войны – халатность экипажа «Санта-Риты» и болтливость его капитана привели к катастрофе.
Полученные сведения помогли немцам спланировать и успешно провести операцию «Кейптаун», в ходе которой небольшая группа немецких субмарин под кодовым названием «Айсбэр» (Eisbär – нем. белый, или полярный медведь) устроила в конце 1942 года настоящее побоище, напоминавшее истребление судов у берегов США в начале года.
Командир U 172 Карл Эммерман в кают-кампании своей лодки режет праздничный торт, испечённый в честь его награждения Рыцарским крестом 27 ноября 1942 годаU 172 Карла Эммермана также входила в эту группу лодок, и результатом её действий у Кейптауна стало потопление восьми судов на 60 000 тонн. 27 ноября 1942 года Эммерман стал кавалером Рыцарского креста.
Стоит отметить, что командир U 172 занимает итоговое 13-е место в списке самых результативных подводных асов Германии той войны, имея на счету 26 судов на 152 080 тонн.
Однако, если оценивать не только личные успехи Эммермана, но и рассматривать их с точки зрения создания самого повода к разработке операции «Кейптаун», то можно назвать его одним из самых опасных для союзников немецких подводников.
Успех лодок из группы «Айсбэр» и подводных крейсеров типа IXD2 выразился в потоплении у побережья Южной Африки и Мадагаскара 60 судов общим тоннажем более 400 000 тонн. По мнению Блэйра, это была катастрофа для союзников: «В целом за вторую половину 1942 года возле Азорских и Канарских островов, у Фритауна и в африканских водах дальше к югу до Кейптауна и Дурбана действовало около 50 подводных лодок. Они уничтожили около 150 судов почти на 900 000 тонн, и при этом потери составили всего три субмарины с командами. Это был колоссальный успех германского подводного флота – почти 50 судов на каждую [потерянную] подводную лодку. Но одновременно это была постыдная и редко упоминаемая неудача британских противолодочных сил в южно-африканских водах».Подводная лодка U 172 в море. На борту рубки видна эмблема лодки — морское божество с чешуйчатым хвостом, в короне и с трезубцем в руке, трубящее в рогТакова была цена, возможно, всего нескольких «неосторожных слов», которые привели не просто к неоправданным потерям, а к настоящей бойне в океане. Призыв к бдительности, звучащий с агитационных плакатов времён войны, как бы забавно они ни выглядели сейчас, останется актуальным всегда.источники Показать / Скрыть текставтор — Владимир НагирнякRitschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945. Band 5. Norderstedt.Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2 – Annopolis: Naval Institute Press, 1998Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 – Random House, 1996Blair С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 – Random House, 1998Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3 – Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg-Berlin-Bonn, 2001Plottke H. Faecher Loos! U 172 im Einsatz – Podzun-Pallas-Verlag GmbH, 1994http://www.uboat.nethttp://www.uboatarchive.net
http://historisches-marinearchiv.de
Вот еще про подводников: узнайте какой самый смертоносный корабль в истории и узнайте еще что это за Сюркуф — человек и корабль. Тут же еще можно вспомнить гибель «Лузитании» и как выглядят подводные лодки в разрезе.
Оставить комментарий
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Источник: http://infoglaz.ru/89728-ne-boltay.html
«Клином красным бей белых», «Не болтай» и другие образы революции
Александр Кан обозреватель по вопросам культуры
Image caption Валентин Щербаков. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма»
«Клином красным бей белых», «Не болтай», «Знамя Победы над Рейхстагом» — грандиозной выставкой из более двухсот фотографий, плакатов, рисунков, афиш отмечает вековой юбилей Русской революции лондонская Тейт Модерн.
В основе выставки — коллекция британского графика и дизайнера Дэвида Кинга, с помощью которой он изучал историю революции визуальной культуры России.
Выставка смогла охватить лишь тысячную часть его коллекции. И это не фигура речи. Из 250 тысяч составивших ее предметов в экспозицию удалось включить лишь 250.
А в наш короткий обзор — всего десяток.
Комментирует куратор выставки искусствовед Наталия Сидлина.
Дмитрий Моор. «Смерть мировому империализму!»
Image caption На службу пропаганды Дмитрий Моор поставил грозного змия — героя сказок и мифов
Дмитрий Моор начинал еще в дореволюционных журналах как сатирический художник, карикатурист.
Это плакат 1920 года, самый разгар Гражданской войны, когда художники-плакатисты совершенно не хотели афишировать свое имя — красные сменяли белых и наоборот, а плакатисты при смене власти легко оказывались на виселице. Моор же всегда подписывал свои работы.
Этот плакат направлен не против Белой армии, а против империалистической Антанты, и это призыв к мировому пролетариату бороться против империализма.
Конечно же, он на русском языке, и его не предполагалось вешать где-нибудь в Германии или Британии.
Он был рассчитан на, так сказать, «внутреннее потребление» и должен был создать ощущение, будто весь мировой пролетариат помогает молодой Советской республике удержаться.
Построение композиции, как мы видим, вполне в духе столь близкого Моору жанра карикатуры. Огромный змий, мгновенно ассоциирующийся со злом, с вражеской силой. Огромное заводское здание с дымящимися трубами — черное, мрачное, будто из фильма «Метрополис».
Этот завод питает змея, против которого выступили рабочие, крестьяне и матросы — основные движущие силы революции. Красные полотна развиваются на фоне белого неба с сияющим радужным солнцем.
Эль Лисицкий. «Клином красным бей белых!»
Image caption Первая же работа начинающего художника Эль Лисицкого стала одним из самых известных плакатов за все годы существования советского государства
Точно так же, как и известнейший и популярнейший британский плакат времен Второй мировой войны Keep Calm and Carry On, эта работа Эль Лисицкого, несмотря на широкую известность, свою функцию массового уличного плаката никогда не выполняла. Мы даже не знаем, в каком количестве экземпляров плакат был напечатан в Витебске, где его сделал Эль Лисицкий, и был ли он вывешен на улицах города.
Молодой Лазарь Лисицкий был уроженцем Витебска и учился в созданной Малевичем в городе художественной школе. Это 1920 год, по сути дела его первая проба пера в массовом искусстве. Первый раз он пробует себя как художник-плакатист, как пропагандист. И с первого раза — грандиозный успех.
Не будет преувеличением сказать, что это один из самых известных плакатов за все годы существования советского государства.
Построен он на очень простой супрематической композиции: на черном фоне изображен белый круг.
Круг — форма пассивная. Черный фон несет в себе отрицательные коннотации. На белом фоне очень острый красный треугольник — форма активная, особенно в том динамическом, сверху вниз, направлении, в каком он поставлен.
Важнейшее и самое остроумное решение Лисицкого состояло в том, что текст стал неотъемлемой частью композиции. Он не вынесен отдельно и играет такую же роль, как и остальные визуальные элементы, геометрические формы этой композиции.
Адольф Страхов. «Раскрепощенная женщина — строй социализм!»
Image caption В совершенно советском, идеологически выдержанном плакате Адольфа Страхова явственно прослеживаются черты современного ему европейского модернизма, стиля арт-деко
Адольф Страхов — украинский художник из того поколения, которое выросло при меняющейся стране.
Ему было чуть больше 20 лет, когда произошла революция и Красная Армия вошла в Украину.
Его попросили сотрудничать с новой властью, и он стал делать для Красной Армии грамоты, плакаты в таком своеобразном, довольно лубочном стиле.
Здесь мы видим его достаточно зрелую работу 1926 года «Раскрепощенная женщина — строй социализм».
Не забывайте, что женщины были большей частью населения страны, получили в 1917 году те же права, что и мужчины, и создать новое индустриальное общество без работающих женщин было нельзя.
Поэтому создавался женотдел, детские сады, курсы повышения квалификации. И была очень сильная пропагандистская программа, призывавшая женщин бросить домашние заботы и войти в рабочий класс.
Страхов здесь использует принципы монументальности. В то же время эта работа вполне в стиле арт-деко, и она прекрасно смотрелась бы на какой-нибудь выставке в Париже.
То, как художник изобразил эту женщину, соответствует направлению в европейском модернизме. И в то же время монументальность здесь совершенно скульптурная.
Тут и выбор его любимых цветов — черно-белая монументальность и красный акцент. Очень многие его плакаты 1920-30-х годов работают на таком контрасте: лаконичность колористическая и монументальность трехмерного изображения.
Эль Лисицкий и Сергей Сенкин «Безостановочный фотомонтаж»
Image caption Фотомонтаж Лисицкого дает представление о грандиозной экспозиции, составленной им и его коллегами Сергеем Сенкиным и Густавом Клуцисом на международной выставке прессы в 1928 году
1928 год. Одна из огромных международных выставок — выставка прессы в Кельне. Туда приезжает абсолютно весь мир, для того чтобы показать разнообразие печатной продукции, прессы, пропаганды, рекламы.
В Советском Союзе с пропагандой все обстояло хорошо. Оформление павильона поручают художнику Элю Лисицкому.
Лисицкий — перфекционист. Он делает макеты всего трехмерного оформления и создает фотомонтажный фриз, который отображает развитие печатной продукции в Советском Союзе.
По тем временам конструкция фриза выглядела невероятно модернистски: подвижные элементы, бегущая строка, интерактивные дисплеи. Все движется, крутится, мигает.
В создании монтажа Лисицкому помогал его коллега Сергей Сенькин и совсем еще молодой Густав Клуцис, недавний выпускник ВХУТЕМАСа.
Вместе с коллегами Лисицкий сделал панорамные фотографии всей выставки, из которых и получился этот фотомонтаж.
Дэвид Кинг этот монтаж очень любил и дал ему название «Безостановочный фотомонтаж» (Unstoppable photomontage).
Он разворачивается в виде гармошки, сюжет за сюжетом. Мы видим, что было на выставке, как выглядел павильон днем или ночью, с подсветкой или без нее.
Из самих предметов той экспозиции ничего не сохранилось, так что этот фотомонтаж — единственная о нем память.
Валентина Кулагина. Плакат к выставке советского искусства в Цюрихе.
Правообладатель иллюстрации The David King Collection at Tate
Валентина Кулагина была не только женой Клуциса, но и очень талантливой художницей-плакатисткой.
У нее совершенно другой стиль. Она очень большую роль уделяет монументальным символическим фигурам. В данном случае — огромный красный рабочий, который занимает большую часть плаката, и который символизирует энергию и силу современного рабочего класса.
Этот плакат был создан для советской выставки, которая проходила в Цюрихе в 1931 году. На нее отправлялись художественные работы из Советского Союза, и Кулагину попросили сделать плакат к этой выставке.
До этого она работала с Клуцисом над оформлением выставки прессы, потом продолжала работать над плакатами к другим международным выставкам.
Но в 1938 году, когда ее мужа арестовали, осудили и расстреляли, ее исключили из всех союзов, и заказы перестали к ней поступать.
Ранние, до 1937 года работы — единственное, что осталось после нее.
Густав Клуцис. «Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» — фотомонтаж
Правообладатель иллюстрации The David King Collection at Tate
Густав Клуцис оказался в России в 1917 году, он был латышским стрелком.
Пришел с винтовкой и уже на следующий год поступил в так называемые «Свободные художественные мастерские». В 1924 году был в числе первых выпускников ВХУТЕМАСа. Там он познакомился со своей будущей женой и творческим соратником Валентиной Кулагиной.
Клуцис — художник, дизайнер, который сумел вывести фотомонтаж на совершенно новый уровень. Более того, он поставил фотомонтаж на службу пропаганды. Сейчас мы, наверное, назвали бы его имиджмейкером Сталина.
Те плакаты, которые мы здесь показываем, рассказывают очень визуальную историю о том, как после смерти Ленина его лицо стало иконой, и как очень скоро Сталин стал ставить и себя на ту же высоту, на тот же уровень, на котором стоял Ленин.
Этот плакат «Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина» уже ставит Сталина на одну планку не только с Лениным, но и с Марксом и Энгельсом. Это 1933 год.
А с 1935 года уже нет ни Маркса, ни Энгельса, ни Ленина — только Сталин. И, как в египетских рельефах, он в несколько раз больше любого другого человека, изображенного на плакате.
Так за три года он с фигуры одного плана превращается в титана.
«Маршалы революции», фотография плаката Густава Клуциса — самоцензура
Image caption Один из самых зловещих экспонатов выставки — фигуры репрессированных Сталиным первых советских маршалов Михаила Тухачевского и Василия Блюхера в ужасе вырезаны из фотографии плаката
Это взгляд уже не из Парижа, а изнутри, из самого СССР. Жуткий контраст с тем позитивным имиджем, который Советский Союз проектировал вовне. Тот же 1937-й — год самых жутких процессов и жуткого нагнетания ужаса в стране. Люди исчезали, попадали в лагеря, были расстреляны.
Это состояние боязни и шока породило феномен самоцензуры. Люди стали смотреть на книги, которые стояли у них на полках, на семейные альбомы. Из альбомов вырезались фотографии, а если в книгах, не дай бог, попадался кто-то из репрессированных, лица их закрашивали.
Перед нами фотография плаката Густава Клуциса с изображением пятерых первых маршалов Советского Союза, среди которых были и репрессированные Тухачевский и Блюхер.
Владелец фотографии полностью уничтожать ее не решился — ведь на ней были Ворошилов и Сталин, и если бы их изображения оказались в мусорном ведре, то ему бы не поздоровилось. Поэтому «неправильные» лица были просто вырезаны.
Александр Дейнека. «Стахановцы» — взгляд из Парижа на Советский Союз
Image caption Живописный эскиз Александра Дейнеки — единственное, что осталось от грандиозной фрески, украшавшей стены советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году
Эта картина — живописный эскиз огромной фрески Александра Дейнеки, которая украшала стены советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Это солнечный, веселый, позитивный взгляд из Парижа на Советский Союз, это то, как страна хотела, чтобы ее видели из-за рубежа.
Огромный павильон, перед фасадом которого стояла грандиозная мухинская скульптура «Рабочий и колхозница». Два миллиона посетителей, около 270 наград и медалей.
После выставки павильон был разрушен, фрески погибли, и остались только эти подготовительные эскизы.
Эта центральная панель называется «Стахановцы». Дейнека здесь сводит желаемое с действительным. Парад на Красной площади, все в белом, впереди Стаханов, рядом с ним Чкалов, рядом две женщины-текстильщицы, стахановки, тоже вполне реальные люди.
Остальные представляют разные национальности, а за ними — грандиозный, увенчанный скульптурой Ленина Дворец Советов, который тогда еще был только в проекте, и проект этот, как известно, так и не был реализован.
Это один из немногих экспонатов выставки не из коллекции Дэвида Кинга. Картина хранится в собрании Пермской государственной художественной галереи, но она показалась нам чрезвычайно важной для отображения духа времени.
Дейнека должен был ехать в Париж, но в итоге его так и не пустили. Его панель была выполнена без его руководства и без его участия. Тогда часто играли в такие игры: людей собирали, подготавливали, а потом не выдавали паспорта и не разрешали ехать.
По возвращению в Москву все работники администрации и дирекции выставки были арестованы и отправлены в лагеря. Художников, правда, не тронули.
На судьбе Дейнеки это тоже никак не сказалось, но именно в это время его стиль кардинально меняется, и он становится отцом соцреализма.
Из хорошего плотного художника-модерниста он становится определенно социальным по содержанию и реалистическим по форме.
Нина Ватолина. «Не болтай!» — образ члена семьи
Image caption Очень популярный в годы войны плакат Нины Ватолиной «Не болтай!» размножали в многочисленных версиях на языках народов СССР
1941 год. Начало войны. Возникла необходимость создания нового изобразительного ряда, который мобилизовал бы огромную страну на борьбу.
Работал ли бы имидж, изображение Сталина — никто не знает, скорее всего нет. Зато всегда работают образы членов семьи — женщин, детей. Именно поэтому фигуры, лица женщин, жен, матерей, детей стали появляться на ранних плакатах начала Великой Отечественной войны.
Этот плакат широко известен: «Не болтай!» Суровая женщина в красном платке держит указательный палец у губ. Образ был создан художницей Ниной Ватолиной.
Она из семьи художников-плакатистов, ее свекор — известный плакатист времен Гражданской войны Виктор Дени. Его работы тоже есть на выставке.
Ватолина переняла от него понимание плаката, как изображения, где визуальный образ работает в прямом диалоге с надписью. Здесь не две разные части, а единое целое. И, как видите, она прекрасно объединила сильный изобразительный материал с очень коротким и очень сильным текстом.
А рядом мы поместили практически идентичный азербайджанский плакат, в котором тот же мотив, та же композиция приложены уже к местному контексту.
Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом» — правда или монтаж?
Image caption За одной из самых знаменитых фотографий Второй мировой войны стоит захватывающая и неординарная история
Один из самых известных военных фотожурналистов Евгений Халдей прошел всю войну и оказался в Берлине в день, когда брали Рейхстаг.
Это чуть ли не самая известная фотография времен Великой Отечественной войны — спонтанный и очень выразительный жест советского солдата, который из-за пазухи выхватывает красный флаг и устанавливает его над поверженным Рейхстагом.
Спонтанность, прекрасный кадр, монументальность, драма. На самом же деле это монтаж. И не просто монтаж, но и еще и срежиссированный монтаж. Эта драматическая картина развивается по сценарию самого Евгения Халдея.
Знамя, сшитое из красной скатерти, Халдей носил с собой. И хотя припасено оно было заранее, сделано оно было небрежно — видно, что звезда и серп с молотом находятся не там, где они должны быть. Снимок был сделан 2 мая — через три дня после реального штурма Рейхстага.
Он берет группу солдат и просит одного из них энергичным жестом раскинуть «знамя» над Рейхстагом. Есть несколько кадров, где бедный солдат с разной степенью успеха пытается достичь нужной Халдею динамики и экспрессивности. То есть, это была многочасовая постановочная фотография. Плюс монтаж — никакого дыма и пыли над зданием не было, и Халдей добавил их процессе обработки снимка.
И еще одна деталь снимка подверглась ретушированию. У солдата, гордо державшего в руках «знамя победы», на запястье отчетливо были видны двое часов — результат очень распространенного среди советских солдат в те дни в Берлине грабежей и мародерства. Инкриминирующее свидетельство было тщательно устранено.
Разумеется, в советские годы вся эта история была тайной самого фотожурналиста и тех солдат, которые принимали участие в постановке. Ну, быть может, еще фоторедактора ТАСС. Вскрылась правда уже после развала СССР.
В Советском Союзе при публикации снимков имена фотожурналистов почти никогда не упоминались, и Евгения Халдея практически никто не знал. Он прожил долгую жизнь и дожил до 1997 года.
В начале 90-х его нашли энтузиасты из Германии — фотографы, историки фотографии, которые были большими поклонниками его искусства. Он по-прежнему работал, работал фотожурналистом, хотя ни славы, ни денег, ни почестей его знаменитая фотография ему не принесла.
Еще в 1948 году, в разгар борьбы с космополитизмом, Халдея уволили из ТАСС, и все последующие годы он по сути дела перебивался случайными заработками.
Настоящее признание — выставки, альбомы — пришло к нему уже только в последние годы жизни и в особенности после смерти.
.
Источник: https://www.bbc.com/russian/features-41944547