Описание триптиха иеронима босха «страшный суд»

Иероним Босх Страшный суд: Описание произведения

Триптих Иеронима Босха «Страшный суд» хранится в Академии изобразительных искусств города Вена. Его не следует путать с одноимённой доской-фрагментом, приписываемым мастерской Босха, из мюнхенской Старой пинакотеки, а также с триптихом «Страшный суд» из музея Гронинге (Брюгге), авторство которого оспаривается.Рубеж XV-XVI вв.

в Европе окрашен апокалиптическими настроениями. Охваченные ощущением наступающего окончания времён, люди конца Средневековья жили в ожидании конца света и Страшного суда – неминуемой расплаты за грешную жизнь.

Известно, что в 1504-м году герцог Бургундский Филипп I Красивый заказал алтарный триптих на тему Страшного суда художнику из города Хертогенбос – «Иерониму ван Акену, по прозвищу Босх». Так впервые в документах возникает псевдоним «Босх». Заказанный триптих внушительных размеров (274 на 335 см) не сохранился.

Некоторые исследователи предполагают, что венский «Страшный суд» – уменьшенная авторская копия того триптиха, который был сделан для Филиппа Красивого.

Внешние створки

На внешних створках (1, 2) изображены святые Иаков и Бавон, написанные в технике гризайли – в различных оттенках серого.

Святой Иаков с посохом, на котором закреплены его плащ и шляпа, странствует на фоне подробно выписанного пейзажа. Иаков ассоциируется со странничеством – именно его образу жизни подражали многие паломники в Средние века. Как и босховского Странника с внешних створок триптиха «Воз сена», Иакова окружают опасности. И всё же он остаётся цел и невредим благодаря своей вере.

Святой Бавон считался покровителем города Гент. В дверном проёме справа от него открывается вид на фламандский город. Бавона окружают больные и нищие, которым он раздаёт милостыню.

Загадочной остаётся слабая сочетаемость внешних створок: почему на одной из них фоном выступает пейзаж, а на другой – интерьер? Почему створка со святым Бавоном закомпонована так, будто должна была служить не правой, а левой створкой – на это указывает форма арки? Убедительного ответа нет.Под каждой створкой располагается орнаментальная рамка с формой для герба. Он мог бы подсказать зрителям, по чьему заказу Босх выполнил этот триптих. Но, к сожалению, место остаётся пустым – на гербах ничего не написано. По мнению некоторых историков, это могло означать, что заказчик скончался еще до того, как работа была закончена.

Левая створка. Райский сад (Эдем)

Как и в большинстве других триптихов Босха, левая створка отдана под изображение райского сада.

Она куда менее «многонаселённая», чем центральная и правая панели, и, в сравнении с ними, представляется довольно безыскусной.

Это дало основание некоторым исследователям говорить, что Эдем художник пишет вполне равнодушно – то ли дело грешная земная жизнь и в особенности ад, здесь изощрённому воображению Босха есть где развернуться!

Перемещая взгляд снизу вверх, мы видим на левой панели всего несколько персонажных групп. Внизу Бог держит за руку коленопреклонённую Еву. То, что Адам безучастно возлежит рядом, указывает на то, что он недавно пережил «операцию» по изъятию ребра, следовательно, перед нами сцена сотворения первой женщины. Похожая мизансцена есть и в аналогичной створке «Сада земных наслаждений».

Босх придерживается средневекового принципа симультанности – одновременного сосуществования в одном пространстве событий, разделённых во времени. Поэтому чуть выше можно видеть Адама и Еву у Древа познания добра и зла.

Змей, протягивающий первым людям плод прямо из густой яблоневой кроны, имеет антропоморфный облик, что тоже характерно для средневекового искусства, где змей нередко к тому же наделялся женскими чертами.

Еще выше разгневанный Ангел с мечом изгоняет грешников из Эдема, но в самом верху левой створки не поздоровилось и ангелам.

Бог-Отец в сиянии света восседает на облаках, а мятежные ангелы низвергаются с неба на землю, успевшую вскорости после акта Творения превратиться из райского места в обитель греха, и в процессе падения превращаются в насекомых. Кстати, подобную картину можно наблюдать и на левой створке другого босховского триптиха – «Воз сена».

Все немногочисленные события створки «Райский сад» могут показаться исполненными Босхом вполне «дежурно» и без специфических «изюминок», но они необходимы художнику в качестве предыстории.

Собираясь подробнейшим образом рассказывать в двух соседних створках о том, сколь разнообразны человеческие прегрешения и следующие за ними наказания, Босх вынужден сказать несколько слов о первоисточнике такого положения дел – ветхозаветной истории грехопадения первых людей и апокрифического рассказа о низвержении ангелов.

После изгнания Адама и Евы из Эдема людской род узнаёт, что такое искушение, грех и смерть. Воздаяние за грехи – это тема, волновавшая Босха больше, чем кого бы то ни было из его современников.

Центральная панель. Страшный суд

Вспомним, как было принято изображать Страшный суд до Босха? Местом действия должны были быть небеса; в центре композиции – восседающий на троне Христос в окружении трубящих ангелов, пришедший судить мир и отделить «овец от козлищ», грешных от праведных. В картине Босха (или его мастерской) «7 смертных грехов и 4 последние вещи» Страшный суд именно так и выглядит – вполне традиционно.

Но в триптихе «Страшный суд» зритель сталкивается со смелым новаторством Босха: небесам здесь отдана всего лишь верхняя четверть панели, а остальное пространство посвящено детальному изображению земного мира и человеческих грехов, мучений и преступлений, кошмарному видению агонии человечества, гибнущего во вселенском катаклизме.

Широкая темная панорама, усеянная человеческими фигурками, – это, по-видимому, Иосафатова долина, именно там, согласно Книге пророка Иоиля, будет происходить последний суд над людьми. На заднем плане видны отблески пожаров – это пылают стены земного Иерусалима.

Центральная панель показывает глубокий пессимизм Босха: земной мир ни по характеру происходящего, ни по колориту практически неотличим от ада на правой створке, а горстка спасённых у трона Христа ничтожно мала в сравнении с числом тех, кто обречён на вечные муки.

Согласно Библии, грешники будут наказаны низвержением во тьму внешнюю, «где будет плач и скрежет зубовный». Но Босх предвидел в адских мучениях гораздо больше конкретики.

У левого края створки мы видим трактир. По его крыше, словно по подиуму, шествует в направлении мужчины на ложе обнажённая женщина, окружённая чудовищами. В её тело впивается насекомое, под руку её держит зелёный дракон, демоны исполняют серенаду на лютне и и роге, выглядящем как продолжение клюва.

Музыка для Босха – символ сластолюбия, слабости к наслаждениям; она сопровождает грех сладострастия.Ниже мы видим, как Босх трактует грех обжорства: демоны насильно удерживают толстяка и льют ему в глотку жидкость из большой бочки, бесперебойно наполняющейся испражнениями дьявола, чей зад выглядывает через решётку окна.

Чуть ниже большая рыба поглощает маленькую – через несколько десятилетий блестящую гравюру на эту тему сделает Брейгель.

Правее от трактира – фигуры повешенных и варящихся в котлах. Они кипят в жидком металле из расплавленных монет, нажитых нечестным путём. Так Босх изображает грех корыстолюбия.Демоническая лягушка в красно-белом одеянии жарит на сковородке части человеческого тела.

У её ног лежит пара яиц – по-видимому, жаба собирается поужинать омлетом с человечиной. Рядом монстры режут ножами и отпиливают приглянувшиеся им части человеческих тел. По всему переднему плану разбросаны обнажённые тела, их режут, ранят, терзают демоны.

Читайте также:  Описание картины ганса гольбейна «автопортрет»

Но все эти ужасы – еще не сам ад, а только предисловие к нему.

Правая створка. Ад

В нижней трети правой створки изображён Люцифер в своей башне. Он назначает кары за преступления, совершённые людьми. Вверху, на крыше люциферовой башни, изображены те, кто успел осознать свою греховность, они рыдают, вопят и заламывают руки.

Позади них – горящий ландшафт Геенны огненной. Это словно пародия на Божий суд с центральной створки с той разницей, что в дьявольском суде нет места милосердию.

Босх мог бы повторить вслед за Фомой Кемпийским: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед адом!»

Источник: https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/works/401752~Strashnyj_sud

Иероним Босх

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, – нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Портрет Иеронима Босха

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.

Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери — религиозное общество, посвященное культу Девы Марии.

Он выполняет творческую работу — оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна.

С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).

Картина Иеронима Босха «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»

Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов…» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.

Картина Иеронима Босха «Корабль дураков»

Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины — обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них — животные и птицы, поражающие своими размерами.

Картина Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд».

В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке — Рай в динамике.

На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем — сцена искушения Адама и Евы яблоком раздора, а на заднем — херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.

Картина Иеронима Босха «Страшный суд»

Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие — в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы — Ада и грехопадения Адама и Евы.

Картина Иеронима Босха «Воз сена»

По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению.

Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов.

Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.

Картина Иеронима Босха «Блаженные и проклятые»

Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima — «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.

Портрет Иеронима Босха

Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя — на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.

Памятник Иерониму Босху

В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру — в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 – «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 – «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 – «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 – «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 – «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 – «Страшный суд»
  • 1500 – «Смерть скупца»
  • 1500-1502 – «Воз сена»
  • 1500-1510 – «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 – «Блаженные и проклятые»
Читайте также:  Описание картины ильи ефимовича репина «иов и его друзья»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/49680-ieronim-boskh.html

Художник Иероним Босх: картины :

Иероним Босх (1450-1516) – художник-загадка для своего и тем более для всех последующих поколений. Его фантасмагории толковали не только малоискушенные зрители, но и духовенство, а также философы, искусствоведы и, естественно, художники.

Общая характеристика творчества

Однозначное мнение ни одна из его картин не вызывает: так много там средневековых символов, значение которых мы не знаем или частично или полностью утратили.

В них заложено много личных образов, просто «ребусов», рожденных душевным состоянием и умом художника.

Затрудняет оценку его работ еще и то, что сам художник им не давал названий, предлагая думать о них все что угодно, не подталкивая мысль на заезженную колею. В этом статье мы рассмотрим отдельные картины Босха с названиями и описанием.

Триптих – аллегория алчности

Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. У путника в руках палка, которой он готов защищаться от животного, которое ассоциируется с клеветой.

Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать. Перед странником лежит ненадежный мостик. Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели, и какова она. Но вот створки раскрыты, и невольно глаза останавливаются в центре: так вот куда придет человек со створок.

На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками. Внизу под ним буйствует Жадность. Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый. Сколько его ни набери, богаче не будешь.

Тем не менее все его хватают при помощи вил, лестниц и просто руками снизу охапками, кто сколько может унести. Никто не обращает внимания на подъехавших Папу и императора, а также на то, что этот стог им черти подсунули, соблазняя к воровству, и сами медленно везут с ним телегу.

Люди совсем потеряли голову от дармовщины, которая им попалась на пути, и каждый являет пример, как погоня за земными благами оборачивается смертным грехом. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Они не вмешиваются в суетню, не останавливают обезумевших людей, проявляя тем самым грех гордыни.

Стяжательство толкает людей на путь обмана: притвориться слепым и вымогать подаяние, изобразить из себя врача, поражая легковерных дипломами и бутылочками с лекарствами. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном. Рядом сидит в кресле тучный монах. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия.

Три влюбленные пары, которые уединились в разных местах – на возу среди невидимых им ангелов и рядом в кустах и просто на земле, – предаются любовным утехам. Над ними сидит сова, как воплощенное зло. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.

Левая створка посвящена Еве, которая соблазнена яблочком, которое ей протянул искуситель, тема продолжается на другом пространстве створки. Ева отвернулась от Архангела и смотрит на земной мир центральной створки – таковым будет горькое последствие ее греха. А Бог по-прежнему взирает на все с небес огорченно и разочарованно.

Правая створка – это Ад. Проповедники в церкви старались красноречиво описать мирянам все ужасы Преисподней.

Только Иероним Босх, картины которого показывали кошмары, основанные на библейских рассказах, ярче живописал его пожары и огни, а также то, к чему ведет бесовское строительство Вавилонской башни.

В нее уже заводят грешников страшные существа, которых мысль обычного человека представить не может.

“Роттердам”, “Пилигрим” или 'Торговец вразнос”

Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Приглушенный колорит молчаливо запечатлел скудость жизни обитателей таверны, мимо которой идет оборванный, с забинтованной ногой путник.

У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. За спиной оборванца – котомка с нехитрыми пожитками, на поясе – кинжал, ибо дороги полны опасностей.

На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Бедняга уже прошел разваливающийся трактир, но приостановился в задумчивости, не повернуть ли назад. Трактир страшен: крыша разваливается, в открытых дверях стоит парочка, которая откровенно занята друг другом, за углом мужчина справляет нужду.

Это здание, привлекшее к себе внимание скитальца, по Босху и есть все мирские соблазны, которые дьявол посылает людям. Странник колеблется и почти готов поддаться искушению.

Притягательность художника

Современников Босха забавлял гротеск его изображений. Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал.

Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. В наши дни без дат трудно проследить эволюцию развития художника. Все его картины изумляют, но динамики, изменения стиля, в них не просматривается.

Остается только глубоко вникать в то, что написал Иероним Босх, картины которого вызывали желание у художников им подражать. А все потому, что они успешно продавались и одобрялись церковью за показ полноты наказаний в Аду, которые ждут каждого согрешившего.

Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов…», «Поклонение волхвов».

Триптих из коллекции испанских королей

Глядя на закрытые створки, на которых изображен Мир на 3-й день творения, суровый и серый, за которыми скрыта известнейшая картина Босха «Сад земных наслаждений», зритель не может вообразить, какой калейдоскоп цвета за ними скрыт.

На левой створке – Эдем, где, на первый взгляд, все существа идеально соседствуют между собой. На заднем плане жираф, слон, мифические единороги пасутся на зеленой траве и пьют воду из чистейших источников, но по мере приближения к зрителю мы видим сову, которая выглядывает из розового источника жизни.

Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое. Безжалостность – вот что она значит для живописца. Босх картины наполняет неожиданными для Рая на переднем плане сценами поедания птицами и кошкой своих жертв.

И это происходит на глазах только очнувшегося Адама и Бога, который ведет к нему Еву за руку.

Центральная створка рассказывает о многочисленных грехах человеческих. О сладострастии, которому предаются все люди без исключения.

Ягоды, которые они поедают, – ежевика и «клубничка» невероятной величины, – означает то же самое, что в наше время – скабрезность и эротику.

Читайте также:  Описание картины ивана айвазовского «шторм»

Обнаженность и почти бесполость людей только усиливают впечатление великого содомского греха, которому все радостно предаются.

Только третий, правый триптих несет неотвратимость наказания за содеянное, ибо это – черный Ад. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.

На этой части триптиха показаны всевозможные кары: за обжорство, за увлечение азартными играми, за чрезмерную любовь к музыке люди прикованы к арфам и флейтам. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя.

Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием.

Концепция Ада

В Средние века и позже отдельные люди задавались странным вопросом: «Существует ли сейчас Ад и Рай?» Ведь, по Писанию, он должен открыться только после Страшного суда, который еще не пришел на нашу грешную землю. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению.

«Где сейчас находятся души, раз не было Суда?» – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер.

Как воссоединится душа с телом? С его юной оболочкой, или если человек умер древним старцем, то в таком облике он и будет пребывать? «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело?» – и такие вопросы задавали тоже.

«Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела?» – это тоже волновало отдельных богословов. «Если же это должно произойти, то как душа найдет именно свое тело в сонмище умерших за прошедшие тысячелетия?» На эти вопросы нет ответа до наших дней. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал, изображая и Рай, и Ад, которые уже действуют. По Писанию они все еще закрыты. Это – кощунственная для церкви мысль.

Страсти по Босху

Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Картина Босха показывает корабль. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани. Что же мы видим у Босха?Пастыри и паства совместно беспутствуют. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины.

Это уже безнравственность и блуд. На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. На мачте привязан жареный поросенок, и один из участников этого непристойного действа протягивает к нему нож. Другой объелся до рвоты. Теперь это Корабль Зла, и плывет он прямиком в Ад.

Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. Он – живое обличение глупости и безбожия. Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков». Картина Босха – не иллюстрация к ней.

Книга была творческим импульсом к созданию оригинального произведения, которое теперь хранится в Лувре.

Сатира в произведениях художника

Еще в XVII веке очень ценили произведения, которые писал Иероним Босх. Картины рассматривали, как сатиру на разгул страстей, извращение и вообще на все греховное.

Мы не сможем рассмотреть все наследство мастера – 25 картин. Еще три произведения, которые написал Босх, – картины с названиями: «Страшный суд», «Семь смертных грехов…» и «Искушение св.

Антония» – мы рассмотрим в нашем обзоре.

Академия искусств в Вене

В ней хранится самый большой триптих – «Страшный суд», который Босх создал между 1500 и 1505 годами. Уже его внешние створки внушают беспокойство. Они готовят зрителя к пугающему внутри зрелищу.

Перед вами – репродукция картины Босха. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда.Христос на облаках в сиянии Славы находится в маленьком Раю, который занимает всего лишь третью часть центрального триптиха. С ним очень мало праведников оказалось на небесах.

На черном фоне расположен под ним Ад. В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи. Причудливое воображение художника очень достоверно изображает адские муки: на блюдце он поставил жернов и заставил одних грешников давить им других.

Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы.

Они подвешивают людей на крюки, как туши в мясной лавке, запекают в печах и поджаривают на сковородах убийц и скупых.

Левая створка – это потерянный цветущий Рай после нарушения запрета Бога Евой. Черные птицы греха так и роятся в облаках, когда херувим изгоняет мечом людей из Эдема.

Правая створка приводит зрителя вновь к адскому огню, мукам и стенаниям грешного человечества. Химеры и чудовища, изображенные бурной фантазией художника, многообразны и неистощимы.

Ранняя работа

Это столешница, которая никогда не была ей и всегда висела на стене Эскуриала. Она называется «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи» и изображает око Господне. Христос – в центре зрачка.

Он видит все, о чем сообщает надпись на латыни во втором круге. Четвертый круг наиболее интересен. Он разделен на семь секторов с семьюю смертными грехами. Перед нами проходят чревоугодие, лень, похоть, гордость, гнев, жадность и зависть.

Их постоянство подчеркнуто непрерывным хождением по кругу.

Четыре последние вещи художник расположил в кругах по углам: Смерть, Страшный суд, Ад и Рай. Особенно страшна одна из двух надписей на свитках, грозное предупреждение Господне – отвернуть от грешников Лик свой и увидеть их конец.

Заказ из Лиссабона

«Искушение святого Антония» имеет различные трактовки, но у Босха триптих приобретает вселенский масштаб.

Створки исполнены в любимой технике неяркой гризайли. На одной из них схвачен Христос, преданный Иудой. На второй он упал на пути к Голгофе, не вынеся тяжести креста.

Центральную часть заполнили бесы всех видов и нечестивцы. На ней свершается черная месса.

На левой створке дважды изображен сам святой. Первыйй раз Св. Антоний лежит на летящем крылатом бесе, погруженный в молитву, и не замечает, что среди них присутствуют жаба, лиса, водяной с рыбой. Молитва святого сильнее бесовских ухищрений. Второй раз он – в окружении братьев-монахов после падения. Предполагают, что среди них Босх написал свой портрет.

На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Но отшельник не смотрит на нее, и тогда перед ним встает город бесов – это и есть Ад, куда хочет завлечь святого искусительница.

Для совращения святого организованы черная месса и шабаш. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру! Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Антонием бесы накрыли стол, чтобы он соблазнился и прервал пост и предался греху чревоугодия.

Эта суета не касается святого, который крепок в вере.

На этом мы заканчиваем рассмотрение произведений, которые написал великий художник Босх. Картины его и сегодня актуальны, поскольку грехи остались прежними.

Источник: https://www.syl.ru/article/290174/hudojnik-ieronim-bosh-kartinyi

Ссылка на основную публикацию